Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы развития ЕП.
Лекция 3. Правоотношения, регулируемые Европейским правом. В международном праве правоотношения это особые отношения субъектов урегулированные нормами принятыми на надгосударственном уровне. Особенности правоотношений основанных на ЕП вытекают из правовой природы Евросоюза и специфики правовой системы данной организации. Источники европейских правоотношений это в первую очередь учредительные акты ЕС. Главным в этой связи является Лиссабонский договор. Соответственно все общие правоотношения, возникающие в ЕП, обеспечены юрисдикционной защитой институтов и органов ЕС. Специальные (конкретные) правоотношения могут возникать и в результате иных актов, например Постановлениями Европейского Суда, в результате актов вторичного права, а также актов (соглашений) государств-участников. Ещё одной особенностью европейских правоотношений является специфика норм, так как они могут носить программный и лимитированный по срокам действия характер, например указания на председательство государства-члена в институтах ЕС. Видами европейских правоотношений являются: учредительные, правоустановительные, правоохранительные, материальные и процессуальные, общие и конкретные. Участниками правоотношений являются ЕС, государства-члены, институты, органы, а также организации, созданные на основе актов этих институтов и органов, граждане ЕС, а также все остальные субъекты международного права, с которыми ЕС заключает специальные соглашения, либо в работе которых принимают участие его представители. Аарон, Хартли, Энтин, Топорнин.
Взаимодействие европейского и международного права. Существует несколько аспектов соотношения права ЕС и МП. Во-первых в ЕС международное право является частью коммунитарного права(нормы договоров) и обе системы оказывают влияние друг на друга. Бирюков считает, что МП составляет основной механизм правоприменения в системе ЕП. Во-вторых отношения и правоотношения ЕС, его взаимодействие с международным окружением регулируются МП. Здесь многие авторы говорят о взаимодействии внешнего МП с правом ЕС (Капустин). В-третьих коммунитарный правопорядок следует рассматривать применительно к ЕС как региональное международное право, поскольку международные договоры в качестве сторон имеют государств – членов ЕС. Энтин утверждает, что МП изначально оказало влияние на европейское, поскольку ЕП возникло на основе международных договоров создавших европейские сообщества. В-четвёртых, ЕП будучи самостоятельной правовой системой имеет международно-правовую составляющую, государтвенно-правовую составляющую, а также нормы институтов и органов ЕС. При изучении взаимодействия международного и европейского права проблемными являются следующие обстоятельства: 1) ограничение суверенитета государства в результате членства в ЕС. 2) исключительная компетенция ЕС в регулировании отдельных международно-правовых вопросов. 3) самостоятельность пространства свободы, безопасности и законности, как основного направления международной деятельности ЕС. 4) возникновение особой системы наднациональности (взаимодействие государств- членов ЕС и межправительственных организаций в результате заключения соглашений от имени ЕС). 5) особый правовой статус Президента ЕС и его актов на международной арене.
Реформирование ЕС по Лиссабонскому договору. 1 декабря 2009 года вступил в силу Лиссабонский договор, который существенным образом изменил статус ЕС, его структуру, а также систему источников ЕП. Существует несколько изменений, которые Лиссабонский договор внёс в практику функционирования ЕС: 1) Упразднена созданная Маастрихтским договором структура 3 опор и соответственно прекратили существование Европейское сообщество и Евратом. ЕС стал единственной структурой и получил статус юридического лица, в том числе и широкую международную правосубъектность. Лиссабонский договор выделяет около 30 сфер компетенции. 2) Лиссабонский договор предусматривает 5 направлений деятельности ЕС, вытекающих из указанных сфер компетенции: - исключительная; - совместная; - координирующая; - полномочия действовать в целях поддержки, координации или дополнения действий государств-членов; - пространство свободы, безопасности и законности. 3) Европейский совет в полной мере становится институтом ЕС. Он получил также постоянного руководителя – Президента, который избирается на 2, 5 года. 4) Изменения системы голосования в институтах ЕС квалифицированным большинством. По мнению Бирюкова данный аспект является самым сложным из реформ ЕС, поэтому Лиссабонский договор вводит систему нового голосования поэтапно. Первый этап закончится в 2014 году, второй – с 2014 по 2017 годы, а с 2017 года данная система заработает в полной мере. 5) Изменение работы Европейской комиссии, например, право Председателя, самостоятельно назначать членов комиссии. 6) Усиление роли Европейского Парламента. Например, Европарламент получил право участвовать в утверждении бюджета ЕС, тем самым завершилось формирование бюджетного процесса. 7) Повышается роль национальных парламентов в процессе принятия решений в ЕС. Например, они получили возможность осуществлять мониторинг законодательных предложений комиссии. Механизм «жёлтой карточки». 8) Укрепление внешнеполитической сферы работы ЕС. Создание пространства свободы, безопасности и законности. Кроме этого вводится новая должность Верховного представителя по внешним связям ЕС.
|