Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По изучению темы. При изучении данной темы следует уяснить, что из всех славянских народов наиболее ранее воздействие на западный христианский мир оказали славянские племена






При изучении данной темы следует уяснить, что из всех славянских народов наиболее ранее воздействие на западный христианский мир оказали славянские племена, начавшие проникать на восток и юго-восток Балканского полуострова с VI в., а в VII в. консолидировавшиеся в «Семь славянских племен».

Необходимо отметить, что уровень экономического и культурного развития у славян был выше, чем у булгар (болгар), кроме того, они превосходили последних и по численности. Поэтому в очень скором времени болгары были ассимилированы славянским населением, но оставили им свое родовое название.

Анализируя развитие болгарского государства, следует остановиться на основных этапах развития

При характеристике общественного и государственного устройства необходимо уяснить, что лишь к IX–X вв. в Болгарии устанавливаются феодальные отношения. Выделяются господствующий класс феодалов – «боляре» и эксплуатируемый – прежде всего крестьянство, которое делилось на три категории.

Способствовало усилению централизации и развитию феодальных отношений и принятие Болгарией в качестве официальной религии христианства, что произошло в 864–865 гг. Максимальных успехов раннефеодальное болгарское государство достигает при царе Симеоне Великом(893–927 гг.).

Развитие права в Болгарии проходило под сильным влиянием византийского права, роль которого особенно усилилась с принятием христианства. На рубеже IX–X вв. появляется первая болгарская кодификация, получившая название Закона судного людям. Кодификация посвящена, прежде всего, вопросам уголовного права. Гражданско-правовые отношения регулируются, главным образом, нормами обычного права.

В соседних с Болгарией регионах Балкан происходит складывание сербской народности и развитие в ее среде феодальных отношений. Однако из-за географической разобщенности, постоянной борьбы с Византией и Болгарским царством эти процессы носят замедленный характер. Тем не менее в период VIII–X вв. происходит оформление раннефеодальной государственности у сербов. С XI в. они принимают христианство, ускорившее развитие феодальных отношений.

В конце XII в. центростремительные тенденции приобретают ускорение в связи с успешными завоеваниями великого жупана сербской области Рашки Стефана Немани (1168–1196 гг.).При его сыне Стефане ПервовенчанномСербия становится королевством с наследственной королевской династией, создается автокефальная церковь, главой которой становится брат короля, Савва (1219 г.).Примечательно, что при том, что в XIII в. ведется борьба за первенство внутри царствующего дома, речь не идет о политическом разделе державы.

При Стефане Душане (1331–1355 гг.)Сербия добивается максимального территориального расширения. В это время на соборе в Скопье принимается выдающийся памятник права – Законник Стефана Душана (1349 г.), свидетельствующий о том, что в Сербии уже сложилась сословная монархия.

После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы, что ослабило мощь государства. В 1389 г. в сражении на Коссовом поле сербы после героического сопротивления, были разбиты турками, и вскоре вся Сербия оказалась под турецким господством.

Западнославянские племена проживали на обширной территории восточнее реки Эльба, вдоль южного берега Балтийского моря. Они были основателями будущих городов Щецин, Магдебург, Любек, Берлин и др. Но история и развитие западных славян была прервана германским завоеванием. В 1160 г., воспользовавшись разногласиями и борьбой между славянскими племенами, саксонский герцог Лев начинает завоевание восточных земель. Завоевание сопровождалось не только установлением политического господства, колонизацией земель немецкими переселенцами, но и физическим истреблением славянского населения. Лишь племена польских и чешских славян смогли отстоять свою государственность и национальную самобытность.

Оформление Польской государственности и формирование феодальных отношений происходит на рубеже IX–X вв. Процесс образования раннефеодального государства «оказался очень длительным, растянулся на целых четыре столетия и завершился намного позже, чем в ряде других славянских стран».

Начало становления раннефеодальной монархии здесь связано с князем Мешко I (960–992 гг.), при котором происходит принятие христианства в 966 г.Медленная феодализации проявилась в том, что в течение X–XII вв. польское крестьянство остается свободным, светская вотчина возникает во второй половине XI–XII вв. и расширяется только с началом феодальной раздробленности. Процесс раздробления польского государства получил мощный стимул в середине XII в. в результате его раздела между сыновьями Болеслава III (1138 г.), а в XIII в. он усилился.

Территориальная консолидация Польши завершается при Казимире III Великом (1333–1370 гг.) и его преемниках, результатом политики которых сложилось достаточно интересное соотношение сил: мелкое и среднее дворянство противостояло магнатам, а королевская власть и города оказались достаточно ослаблены. Со временем усилившийся хаос в государственном управлении способствовал разделу Польши в конце XVIII в. между тремя ее соседними государствами: Австрией, Пруссией и Россией.

Средневековое польское право было систематизировано в частной кодификации – Польской правде (вторая половина ХIII в.).В нейбыли изложены некоторые нормы судопроизводства (в частности, о процедуре вызова в суд ответчика и свидетелей, ответственности зависимого человека, порядке судебного поединка), санкции за убийство, хищение имущества, сексуальные преступления, определены наследственные правоотношения. В нем также содержатся краткие упоминания о некоторых крестьянских повинностях и порядке возвращения беглых зависимых крестьян.

Значительно больший интерес представляет официальная кодификация – Полный свод статутов Казимира Великого (XIV в.), нацеленный на изживание феодальной раздробленности и правовую унификацию. В нем от имени монарха-законодателя даются наставления по применению права, в том числе и в виде казусных судебных решений. Определенное внимание уделялось отношениям феодальной зависимости, регулировалась возможность в порядке исключения ухода кмета (крестьянина) от господина (в том числе и по причине акта насилия в отношении крестьянки). Система уголовных наказаний предусматривала как штрафы, так и смертную казнь, а также ссылку. Вместе с тем сохранилось и право мести.

В IX в. на территории расселения чешских племен возникает Великоморавское княжество – первое славянское раннефеодальное государство в Центральной Европе, продемонстрировавшее в VIII в. Западу силу славянского этноса. В период правления князя Ростислава (середина IX в.) здесь энергично развертывается христианизация, а византийские теологи и дипломаты Кирилл и Мефодийвводят богослужение на славянском языке и создают славянскую письменность. Однако после смерти в 885 г. Мефодия, назначенного римским папой архиепископом паннонско-моравским, национальная славянская церковь терпит окончательное поражение вследствие ориентации местных правителей на внешнеполитический союз с немцами.

Этот союз, правда, равно как и попытка опереться на римский престол, не принес устойчивости Великоморавскому государству, которое в начале
X в. начинает распадаться. На его развалинах образовалось, в частности. Чешское государство, князья которого «признали суверенитет немецкого короля и тем спасли свое положение и бытие своего государства»[1].

Государственное устройство Чехии развивалось по пути дворянской демократии. С 1158 г. чешские князья получали королевский титул от германских императоров, однако неустойчивость императорского трона в соседней Германии позволила Чехии сохранить независимость, но ненадолго, поскольку с XIII в. делается решительный шаг в подчинении Чехии немецкому культурному влиянию. С пресечением местной династии Пржемысловичей в результате закулисных переговоров чешские паны пригласили на престол молодого сына германского императора Иоанна, графа Люксембургского. Его преемнику Карлу IV, одновременно чешскому королю и германскому императору, удалось политически и экономически консолидировать Чехию. В своей внутренней политике он опирался на духовных феодалов и в меньшей степени на крупные города. Стремясь экономически сблизить чешские земли с соседними странами, он способствовал развитию международной транзитной торговли. Большое влияние на развитие чешского государства оказали так называемые гуситские войны. Будучи антифеодальным выступлением народных масс, облеченным в религиозную форму, они имели противоречивые последствия. Вместе с тем поражение основной социальной основы движения – таборитов привело ко «второму изданию крепостничества». Постановлениями Земского суда 1437 г. и ряда последующих сеймов были ликвидированы личная свобода крестьян и их право распоряжаться собственным имуществом без разрешения господина.

В начале XVI в. над чешскими, венгерскими и австрийскими землями нависла угроза турецкого завоевания. Это вызвало необходимость более тесного союза, и в 1526 г. чешским королем избирается Фердинанд Габсбург. Началась политика насаждения католичества, ограничения прав чешских государственных учреждений и привилегий городов. В 1547 г. вспыхивает восстание против политики Габсбургов, но оно было подавлено. Города лишились последних своих привилегий, король закрепил за собой право назначать на все высшие должности в стране и определять работу сейма. Чешский трон был объявлен наследственным владением Габсбургов.
В 1627 г. самостоятельное государственное существование Чехии было прекращено.

Развитие права у южных и западных славян проходило в целом на основе обычного права, но под большим влиянием зарубежных источников. Если на южных славян определяющее влияние оказало византийское право, то на западных славян (Польша и Чехия) преобладающее влияние оказало германское городское и каноническое право.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал