Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 26 Великобритания
1. Итоги Первой мировой войны.Основные черты развития. Великобритания принадлежала к числу держав - победительниц в Первой мировой войне, однако война серьезно ослабила ее финансово-экономичес- кие позиции. Так, промышленное производство сократилось на 20%; страна потеряла треть своего национального бо- гатства. За годы войны получили развитие новые отрасли промышленности, выпускавшие продукцию военного назначе- ния, но производство в старых отраслях значительно сок- ратилось. Ухудшилось материальное положение рабочего класса и, как следствие этого, возросла его политичес- кая активность. За годы войны численность профсоюзов выросла вдвое. Активизации рабочего движения способс- твовала победа Октябрьской революции в России. В воен- ные и послевоенные годы усилился процесс капиталисти- ческой монополизации. В 1916г. возникло крупнейшее объ- единение монополистов - Федерация британской промышлен- ности. К 1920г. в нее входили фирмы, на которых работа- ла треть рабочих страны, с капиталом, превышавшим капи- тал всех английских компаний до войны. Одной из главных целей Федерации было дальнейшее подчинение правительст- ва и государственного аппарата монополистическому капи- талу. В результате мировой войны Великобритания получи- ла новые колониальные владения. В старых колониях уве- личилось промышленное производство, численно вырос про- летариат, окрепла местная буржуазия. Широкие народные массы Индии, Египта и других стран поднялись на борьбу за свободу и национальную независимость. Усиление наци- онально-освободительного движения вызвало кризис Бри- танской империи. Политические партии. С 1916 г. у влас- ти в Великобритании находилось коалиционное правитель- ство Д. Ллойда Джорджа, состоявшее из либералов, кон- серваторов и лейбористов. На очередных выборах 8 декаб- ря 1918 г. консерваторы и либералы вновь составили еди- ный блок. Лейбористские лидеры за несколько дней до вы- боров вышли из правительственной коалиции и выступили со своей программой, в которой содержались заверения, что в случае прихода к власти лейбористы добьются не- медленного вывода интервенционистских войск из России, национализации земли, ведущих отраслей промыш- ленности, свободы для Ирландии и Индии и т.д. Выборы с подавляющим перевесом выиграла консервативно-либераль- ная коалиция. Ведущее место в парламенте заняли консер- ваторы, получившие большинство мандатов. Лейбористы провели в парламент 60 депутатов. Выборы показали, что либеральная партия, стоявшая у власти почти сто лет, находится в состоянии упадка. На выборах 1918 г. она потеряла около сотни депутатских мест. Партия заметно поредела. Часть либералов перешла к консерваторам, часть- к лейбористам, влияние которых возросло. Отныне либералы перестали быть одной из основных партий стра- ны, уступив это место лейбористам. В 1924 г. лидер лей- бористов Р. Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, в которое вошли представители правового крыла партии. Поскольку лейбористы не имели большинства в парламенте, кабинет Макдональда зависел от поддержки либеральной партии. Либералы обещали оказать поддержку при условии, что лейбористы будут осуществлять только ту часть программы, которая не расходилась с требовани- ями Либеральной партии. Правительство Макдональда про- вело некоторые прогрессивные мероприятия, однако боль- шую часть своих обещаний не выполнило. Второе лейбо- ристское правительство было сформировано в 1929 г. Итак, в XX в. в Англии сохраняется двухпартийная систе- ма, сущность которой заключается в господстве на выбо- рах двух основных партий. До 1923 г. это были консерва- торы и либералы, с 1923 г. - консерваторы и лейбористы. Двухпартийная система не исключает существования других политических партий (так, в 1920 г. была создана комму- нистическая партия), однако выработанная в основных чертах парламентом, контролируемым двумя партиями, эта система, естественно, направлена на укрепление господс- тва именно этих двух партий. Последнее оказало такое значительное влияние на развитие английской конститу- ции, что двухпартийная система может считаться одним из неписаных конституционных обычаев. При этом лидеры обе- их основных политических партий безоговорочно приемлют основы существующего общественного строя и, сменяя друг друга у власти, не ставят цели кардинальных изменений. Основным средством сохранения существования двухпартий- ной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каж- дого избирательного округа. В результате представители малых партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. Избирательные реформы. В XX в. было принято несколько избирательных законов, демократизировавших избиратель- ное право. Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после Первой мировой войны, в 1918-1919 гг. Согласно этому закону, право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право го- лоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижи- мостью с годовым доходом не менее пяти фунтов стерлин- гов либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяю- щим последнему условию. Таким образом, новый избира- тельный закон вводил всеобщее мужское и частичное женс- кое избирательное право. Накануне парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство осуществило еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права. Новый этап в демократизации избирательного права отмечен после Вто- рой мировой войны. Акт о народном представительстве 1948г.. принятый лейбористским правительством, внес из- менение в распределение избирательных округов и, что более важно, отменил двойной вотум. Отныне никто не мог голосовать более чем в одном округе. Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве, которым возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет. 2. Изменения в государственном строе Централизация государственной власти и возраста- ние контроля центральной власти над местным управлени- ем. Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти. Основные предпосылки этого были заложены в конце XIX в., а собы- тия XX в. способствовали ее реализации. В этом плане к числу важнейших последствий Первой мировой войны отно- сится новое расширение законодательных полномочий и фактической власти правительства. В 1914 г. был приос- тановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите госу- дарства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные прави- тельству в качестве временных и экстраординарных, про- должали применяться и после их официальной отмены. Кро- ме того было положено начало практике издания актов, предоставляющих правительству чрезвычай- ные полномочия. Так, в 1920г. был принят закон о чрез- вычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества (мешают снабжению продовольствием, водой, топ- ливом, электроэнергией). В условиях чрезвычайного поло- жения правительство может применять любые меры, необхо- димые для поддержания общественной безопасности и нор- мальной жизни общества. Содержание Акта позволяло при- менять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно. Накануне Второй мировой войны, в 1939г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полно- мочиях, предоставляющий исполнительной власти полномо- чия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безо- пасности, защиты государства, поддержания общественного порядка. Предоставляя правительству чрезвычайные полно- мочия, парламент не только способствовал усилению его исполнительной власти, но и передал ему власть законо- дательную. Получило распространение так называемое де- легированное законодательство - акты, издаваемые прави- тельством формально по поручению парламента. " Делегиру- ющий акт" наделял исполнительную власть правом издавать нормы в " развитие закона". Это зачастую сопровождалось разрешением в случае необходимости изменять сам делеги- рующий статут. Формы делегированного законодательства были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, ука- зания, инструкции министров и т.д. Делегированное зако- нодательство- одно из проявлений всемогущества кабинета министров. Парламент практически лишился возможности контролировать деятельность органов управления. Палата общин утратила ведущую роль в осуществлении политичес- кой власти, наоборот, правительство контролирует палату общин при помощи партийной системы. Право премьер-ми- нистра в любое время добиться роспуска парламента спо- собствует еще большему усилению власти кабинета. В ре- зультате возникает буквально диктатура кабинета, кото- рый может сначала действовать, а уже потом ожидать одобрения своих действий со стороны парламента. Акт 1949 г. об изменении Акта 1911 г. о парламенте. В 1949 г. лейбористским правительством была проведена новая реформа пар- ламента, касающаяся палаты лордов. Состав этой палаты был следующим: меньшинство составляли потомки старинной земельной аристократии; примерно половина членов пала- ты- пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.; треть членов палаты лордов - директора компаний. Закон 1949 г. об изменении акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в от- ношении нефинансовых биллей, имел целью ограничить ее власть. Но эта цель не была достигнута, и, например, в 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни. Попытка консерваторов в 1958г. расширить полно- мочия палаты лордов потерпела неудачу. Однако верхняя палата и сейчас достаточно сильна, чтобы выполнять свое изначальное предназначение - тормозить начинания изби- раемой нижней палаты. Палата лордов остается высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Вели- кобритании. Обладая большим влиянием, она способнаока- зывать и сильное политическое давление. Своеобразное место в политической системе Великобритании занимает корона. Формально сохраняются многие королевские преро- гативы и важнейшая из них - право назначения премь- ер-министра. Как правило, назначаемый премьер-министр должен располагать доверием большинства палаты общин и суметь сформировать кабинет министров. Однако в тех случаях, когда лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит С. Болдунну сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться во главе нового коалиционного правительства. Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один зако- нопроект не может стать законом без королевской санк- ции, только монарх может созвать или распустить парла- мент, только монарх может пожаловать титул пэра. Все эти полномочия считаются простой формальностью, пос- кольку, согласно английской конституционной доктрине, глава государства должен действовать по совету своих министров, но в то же время установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он име- ет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает " базис английской конституции". В связи с этим корона может удалить каби- нет министров в отставку, распустить парламент, отка- зать в утверждении билля и т.д. Правда, многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий. Таким образом, власть короны носит скрытый характер, и благодаря своим конституционным правам, в случае необ- ходимости, монархия может стать серьезной резервной си- лой господствующего класса. Усиление исполнительной власти в лице кабинета министров сопровождалось бюрок- ратизацией государственного аппарата. Правила комплек- тования чиновничьего корпуса были сформулированы в кон- це XIX в. Во всех правительственных ведомствах, кроме министерства иностранных дел и колоний, вводилась экза- менационная система занятия должностей. Высшие чинов- ничьи должности (коронные) замещались по конкурсу. В начале XX в. был образован ряд министерств и ведомств: министерство земледелия и рыболовства, труда, транспор- та, пенсий, общественных работ. В руки государства пе- решли телеграф и телефон. Расширение вмешательства го- сударства во все сферы жизни общества повлекло за собой увеличение числа чиновников. К середине 60-х гг. су- ществовало более 100 министерств. В 1999 г. восстанав- ливается парламент в Шотландии, жестко ограниченный, однако, проблематикой исключительно внутренних дел. Ар- мия. Полиция. Суд. До Первой мировой войны армия Вели- кобритании строилась на добровольческих началах. В мае 1916 г. парламент принял закон об обязательной воинской повинности. По окончании войны этот закон был отменен, и армия, как и прежде, формировалась путем добровольно- го набора. Накануне начала Второй мировой войны, в ап- реле 1939 г., был издан закон, вводивший всеобщую воин- скую повинность, которая сохранилась и в послевоенный период. Полицейские силы Великобритании состоят из местных формирований. Специальный " постоянный комитет", в который входят представители суда четвертных сессий и представители совета графства, назначает главного конс- тебля графства, который набирает полицейский персонал и управляет им, находясь под контролем " постоянного коми- тета". В городах имеется собственная полиция, начальни- ка которой назначает городской совет. Самой многочис- ленной является полиция Лондона. Общее управление поли- цейскими силами страны осуществляет министерство внут- ренних дел. Кроме регулярной полиции, существуют особые резервные подразделения, призываемые в случае чрезвы- чайных обстоятельств. Высшая судебная инстанция в Вели- кобритании - палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняе- мых в уголовных преступлениях. Верховный суд состоит из трех палат: высокого суда (рассматривающего гражданские споры), суда короны (специализирующегося по уголовным делам) и апелляционного суда. На местах правосудие осу- ществляют мировые судьи. Местное управление. В Великоб- ритании длительное время сохранялась система местных органов управления, сложившаяся в конце XIX в. Закон 1972 г. внес изменения в эту систему, установив двухс- тупенчатую систему органов: в графствах и округах. В 1985 г. были упразднены муниципалитеты крупных промыш- ленных городов. В целом основное направление развития местного управления выражается в усилении контроля со стороны центральных органов власти, в том, что ряд функций от местных органов перешел к центральным. Дейс- твующих источников дохода местных органов явно не хва- тает, и центральная власть, отказывая в установлении дополнительных источниках финансирования, осуществляет дотацию, контролируя при этом расходование всех денеж- ных средств на местах. Государственно-монополистический капитализм. Первые попытки государственного регулирова- ния экономики Великобритании были предприняты в конце XIX в. После Первой мировой войны, когда финансово-эко- номические позиции страны ослабли, этот процесс стал более активным. В ходе войны руководство промышлен- ностью, работающей на военные нужды, перешло к минис- терству вооружения. В 1917 г. был введен правительст- венный контроль над всей угольной промышленностью и су- доходством. Эти меры носили временный характер и после окончания войны были отменены. К вопросу о национализа- ции правительство Великобритании вернулось после Второй мировой войны, когда столкнулось с серьезными полити- ческими, экономическими, финансовыми трудностями. При- шедшие к власти в 1945 г. лейбористы приняли закон о национализации Английского банка; впервые в истории страны был создан государственный банк. Национализация угольной промышленности в 1946 г. охватила 880 компа- ний. Позднее была проведена национализация газовой про- мышленности, части сталелитейных заводов, электростан- ций, внутреннего транспорта, гражданской авиации, те- леграфной и радиосвязи. Наряду с национализацией осу- ществлялись и другие меры по усилению государствен- но-монополистического регулирования: укрупнение корпо- раций, финансирование программ научных исследований, военные заказы монополиям, регулирование экспорта-им- порта, введение программирования экономики, регулирова- ние занятости и т.п. Вмешательство государства распространялось и на сферу трудовых отношений. Первым мероприятием лейбористского правительства в социальной области была отмена закона о профсоюзах 1927г., принятого после подавления в 1926 г. всеобщей забастовки в Великобритании и ограничивающего права профсоюзов. В 1948 г. вступили в силу законы о государственном страховании, государственном здравоох- ранении и ряд других. Новая система социального страхо- вания предусматривала выплату пособий и пенсий ряду ка- тегорий населения. Лейбористы и впоследствии, находясь у власти, использовали национализацию промышленности как одно из средств усиления государственно-монополис- тического капитала. Консерваторы в отличие от лейборис- тов привлекали с этой целью другие способы. Они предос- тавляли огромные субсидии крупным частным монополиям, помогали им снижать издержки производства, прибегали к методам капиталистического программирования экономики. При этом консерваторы, находясь у власти, осуществляли денационализацию ряда предприятий. Этот процесс получил особенно широкое развитие в 80-е гг., когда правитель- ство консерваторов взяло ориентир на сокращение вмеша- тельства государства в экономику, проповедуя идеи сво- бодного рыночного хозяйства и личной инициативы. За последние годы доля государственного сектора в промыш- ленности Великобритании значительно сократилась, и в результате продажи акций государственных предприятий увеличилось число мелких акционеров. 3.Британская колониальная империя. Упрочение статуса доминионов. В годы Первой мировой войны доминионы Британской империи были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья и людских ресурсов. За это время значительно усилилась экономика доминионов, окрепла национальная буржуазия, которая стала все решительнее добиваться предоставления доминионам большей самостоятельности. В 1917 г. на оче- редной имперской конференции за доминионами был признан статут автономных государств Британской империи. В пе- риод после Первой мировой войны доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от метрополии политику, хотя взаимные экономические финан- совые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуа- зию метрополии к компромиссам с целью сохранения сло- жившихся форм отношений. В наиболее развитом из британских доминионов - Канаде после войны развернулось мощное рабочее и фермерское движение. Окрепшие экономические позиции канадской бур- жуазии и усилившиеся связи канадских монополий с моно- полиями Соединенных Штатов получили отражение в полити- ке канадского правительства. Участвуя в работе Парижс- кой мирной конференции (1919-1920 гг.),, делегация Ка- нады добилась для доминиона права самостоятельно подпи- сывать мирные договоры, иметь отдельное от Великобрита- нии представительство в Лиге Наций. На состоявшейся в 1923 г. очередной имперской конференции Великобритания была вынуждена признать за доминионами право самостоя- тельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое учас- тие или неучастие в международных договорах, заключен- ных Великобританией. После Первой мировой войны большой остроты достигла борьба ирландского народа за освобож- дение. Результатом этой борьбы стал англо-ирландский договор, заключенный б декабря 1921 г. Он предусматри- вал создание доминиона Британской империи " Ирландское свободное государство". Но шесть северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от нее и оставались в пределах Великобритании. Английское правительство сохраняло в новом доминионе свои военные и военно-морские базы. Ирландские крестьяне попрежнему вносили в английскую казну выкупные платежи за землю. Таким образом, национально-освободительная война ир- ландского народа хотя и заставила Великобританию пойти на создание Ирландского свободного государства, не дос- тигла всех своих целей. Ирландия была расчленена, ир- ландское государство осталось в рамках Британской импе- рии, и английская буржуазия в значительной степени сох- ранила там свои экономические позиции. Кризис Британс- кой колониальной империи. Вестминстерский статут 1931 г. В 30-е гг. обострились экономические и политические противоречия с доминионами, усилилось национальноосво- бодительное движение в колониальных и зависимых стра- нах. Основы Британской империи становились все более шаткими. Пытаясь сохранить империю, английское прави- тельство пошло на новые уступки зависимым странам. В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший объединение английских доминионов в Британское содру- жество наций и определивший взаимоотношения его членов. Статут предоставил до- минионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в меж- дународных соглашениях, самостоятельно создавать зако- ны. Согласно Статуту, ни один акт парламента Соединен- ного Королевства не является обязательным для доминио- на, если только доминион сам просит об утверждении та- кового и согласится на таковой. В то же время закон, принятый парламентом доминиона, является действительным независимо от того, противоречит он праву Великобрита- нии или нет. Расширение прав доминионов выразилось и в том, что после принятия Вестминстерского статута гене- рал-губернатор назначался по рекомендации правительства доминиона. Распад Британской колониальной империи после Второй мировой войны. " Содружество наций". После Второй мировой войны в результате активизации национально-ос- вободительного движения статус доминиона получили неко- торые британские колонии, в частности Индия. Движение за независимость парализовало действия англоиндийской администрации, и в марте 1946 г. правительство Соеди- ненного Королевства признало право Индии на независи- мость, но попыталось сохранить свое господство иным пу- тем. Индия была расчленена по религиозному признаку на два государства, которые остались в составе Британской империи в качестве доминионов. Тем не менее Индийский Союз и Пакистан перестали быть колониями и получили, хотя и ограниченную, государственную независимость. Не- зависимость и статус доминиона получил также Цейлон. Чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые, приняв статус доминиона, устано- вили у себя республиканскую форму правления, конферен- ция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949г. пришла к решению отменить формулу Вестминстерского ста- тута 1931 г., гласившую, что " члены Содружества объеди- нены общей верностью короне", и считать монарха только " символом свободной ассоциации независимых нацийчленов Содружества и в качестве такового главой Содружества". В 1948 г. Великобритания вынуждена была признать реше- ние Ирландии о выходе из состава Британского содружест- ва и провозглашении Ирландской Республики. В 50-х годах наблюдается усиление центробежных тенденций, происходит ослабление экономической, политической и военной зави- симости стран - членов Содружества от Великобритании, обострение противоречий в сфере внешней политики. Еще сложнее становилась обстановка в колониях Британс- кой империи. В результате колониальных войн в 1957 г. добились независимости колонии Золотой Берег (Гана) и Малайская Федерация. В 1959- 1960 гг. стали независимы- ми Кипр и Нигерия. Однако колониальная империя Великоб- ритании, особенно ее владения в Африке, все еще сохра- няла значительные размеры, и процесс ее крушения раз- вернулся со всей силой в последующие годы.
|