![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 27 Франция
1. Третья республика после Первой мировой войны Основные черты развития. Франция завершила Первую мировую войну в числе стран-победительниц. По Версаль- скому договору (1919г.) ей были возвращены Эльзас и Ло- тарингия, передана часть колоний Германии, получено право на большую часть германских репараций. Высокими темпами развивались отрасли промышленности, связанные с обороной. Вместе с тем важную роль в экономике продол- жало играть сельское хозяйство. В 1930г., т.е. спустя 12 лет после окончания войны, доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме производства страны составила 44%. В послевоенный период значительно усилилось разви- тие крупных корпораций и трестов, занявших, по сущест- ву, монопольное положение в отдельных отраслях нацио- нальной экономики. Франция продолжала оставаться круп- нейшей колониальной державой. Вместе с тем Первая миро- вая война подорвала позиции французского финансового капитала на мировом рынке. Из страны-кредитора, какой она была до войны, Франция превратилась в страну-долж- ника. За время войны она задолжала США более 4 млрд. долл. (значительная сумма в то время). И хотя после войны экспорт французских капиталов возобновился, она не смогла восстановить прежнее положение. Послевоенное развитие Франции проходило в условиях общего кризиса, поразившего в первую очередь экономику США и Западной Европы. Все это оказало существенное влияние на соци- альные отношения в стране, которые характеризовались крайней нестабильностью. В 1920г. на съезде социалисти- ческой партии произошел ее раскол на коммунистов и со- циалистов, оставшихся в той или иной мере при- верженцами идей " поссибилизма". Была создана коммунис- тическая партия. Социалисты сохранили старое название своей партии - социалистическая партия. Однако несмотря на сложное, подчас критическое внутриполитическое поло- жение в стране, продолжала действовать конституция 1875 г. Она оказалась самой долговечной конституцией из всех принятых ранее. Причин тому было немало. Объективно этому способствовала и особенность ее содержания. Конс- титуция обходила молчанием многие вопросы, связанные со структурой правительства, избирательным правом и т.д. То, что ранее ставилось ей в упрек, ныне оказалось бла- гом. Конституция открывала простор для маневрирования, позволяла учитывать конкретно сложившуюся политическую обстановку. Избирательные реформы. В 1919 г. было час- тично удовлетворено требование левых политических груп- пировок о введении пропорциональной избирательной сис- темы. Избирательный закон 1919г. предусматривал сочета- ние принципов мажоритарной и пропорциональной систем, т.е. каждый департамент выбирал одного депутата от 75 тыс. жителей, а число депутатов, выбиравшихся в депар- таменте, зависело от численности населения, проживающе- го в нем. Каждая партия или объединение партий выступа- ли с отдельным списком кандидатов. Однако избиратели голосовали не за список в целом, а за каждого отдельно- го кандидата. При этом они имели право отдать свои го- лоса за кандидатов из разных списков. Избранным считал- ся кандидат, собравший абсолютное большинство голосов. Принципы пропорциональной системы применялись лишь в том случае, если не все мандаты были распределены ука- занным выше путем. Тогда проводились довольно сложные расчеты. Число голосовавших по департаменту в целом де- лилось на общее количество мандатов, а общая сумма го- лосов, поданных за кандидатов, входящих в один список, делилась на количество кандидатов, в нем указанных. Первое частное называлось " избирательным метром", вто- рое- " средней списка". Каждый список получал столько мандатов, сколько раз " избирательный метр" содержался в " средней списка". Приходящиеся на определенный список депутатские мандаты вручались тем кандидатам, которые входили в этот список и получили в его рамках наиболь- шее количество голосов. Вместе с тем вопреки новому за- кону были сохранены старые избирательные округа с не- равномерным распределением населения, что приравнивало на практике голос одного избирателя из консерватив- ных, в основном сельских, департаментов к двум-трем го- лосам из густонаселенных промышленных районов. Так, сельский департамент Нижние Альпы, где проживало 90 тыс. человек и числилось 32 тыс. избирателей, имел пра- во избирать 5 депутатов, т.е. по одному депутату на каждые 6 тыс. избирателей и 18 тыс. жителей. В то же время промышленный департамент Нор имел на 1788 тыс. жителей и 522 тыс. избирателей всего 23 депутатских мандата, т.е. по одному депутату от каждых 22 тыс. из- бирателей и 77 тыс. жителей. В 1927 г., когда прави- тельство возглавлял Р. Пуанкаре - политический деятель крайне консервативного толка, - была восстановлена ма- жоритарная система выборов в полном ее объеме. В соот- ветствии с законом 1927 г. Франция и ее заморские вла- дения делились на 612 избирательных округов (из них де- вять были в Алжире и 10 в остальных колониях; голосова- ли французские граждане, проживавшие там, коренные жи- тели колоний по-прежнему не имели избирательных прав). Восстановление мажоритарной системы не привело, однако, к стабилизации внутриполитического положения в стране в направлении, приемлемом для консервативных кругов. Па- дение роли парламента. Экономический кризис 30-х гг., последовавшая затем относительная стагнация промышлен- ного производства были глубинной основой дальнейшего обострения социальных противоречий, оказавших решающее влияние на состояние государства. Это проявилось прежде всего в начавшемся умалении роли парламента. Стремление переложить на исполнительную власть, неподконтрольную общественности, реализацию заведомо непопулярных в на- роде мер сыграло далеко не последнюю роль в росте деле- гированного законодательства. Начиная с середины 30-х гг. парламент почти ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями. Вследствие недолговечности самих кабинетов эти полномочия оказывались в руках выс- шей бюрократии. В итоге парламентскому законодательству в его важнейшей части было противопоставлено законода- тельство, осуществлявшееся в административном порядке. Одновременно наметилось и ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. Судьба кабине- тов все чаще стала решаться не столько непосредственно парламентариями, сколько различными внепартийными орга- низациями, партиями, группировками предпринимателей, профсоюзами. Депутаты парламента нередко лишь выполняли их указания. Одним из наиболее ярких свидетельств падения роли пар- ламента Третьей республики было неконституционное, без его санкции, объявление войны Германии в сентябре 1939 г. Как бы оно ни оправдывалось внешнеполитическими ус- ловиями, но в соответствии со ст. 9 конституционного закона от 19 июля 1875 г. объявление войны возможно лишь с предварительного согласия обеих палат. Конец Третьей республики. В мае 1940 г. немецко-фашистские войска перешли в наступление на Западном фронте. Фран- цузская армия потерпела поражение. Правительство Фран- ции было вынуждено принять решение о прекращении воен- ных действий. К этому времени значительную часть страны оккупировала фашистская Германия. В соответствии с ус- ловиями, продиктованными Германией, страна была разде- лена на две неравные части. Первая, большая часть, куда вошли наиболее развитые в промышленном отношении и име- ющие стратегическое значение департаменты востока, се- веро-востока, севера и атлантического побережья Фран- ции, была оккупирована Германией. В части юго-восточных и южных районов страны были сохранены институты фран- цузской государственности, получившие по имени города Виши, где обосновалось правительство, название " госу- дарство Виши". Какой-либо самостоятельной роли режим " правительства Виши" не играл. По замыслам гитлеровцев, видимость " независимого" французского правительства, вступившего в " соглашение" с Германией, должна была нейтрализовать французский флот и колониальные войска. Когда гитлеровцы убедились, что режим Виши не в состоя- нии выполнить поставленные перед ним задачи, они ввели в ноябре 1942 г. свои войска и в южную зону, тем самым фактически ликвидировав остатки " вишийской государс- твенности". 2. Четвертая республика Комитеты и прави- тельство Национального сопротивления. С первых дней ок- купации страны французские патриоты вели борьбу с не- мецкими захватчиками. Генерал Ш. де Голль, находившийся в июне 1940 г. в Англии, основал движение " Свободная Франция" (с 1942 г. " Сражающаяся Франция"), имевшее целью объединить " возможно большие французские силы" для борьбы за освобождение Франции. Вскоре де Голль был признан английским правительством как " глава всех сво- бодных французов". Внутри страны патриотические силы первоначально объединялись по партийному признаку. По инициативе Коммунистической партии на предприятиях, а также в отдельных районах страны были созданы народные комитеты и комитеты дей- стия. В борьбе с оккупантами коммунисты понесли наи- большие потери среди других боровшихся политических партий. В ходе дальнейшей борьбы происходило объедине- ние национально-освободительных сил и развитие их орга- низационной структуры. Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во временное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоящая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или высту- пающих за освобождение Франции. Летом 1944 г. анг- ло-американские войска высадились во Франции. К концу 1944 г. Франция была в основном освобождена. Первое Уч- редительное собрание. Важнейшим вопросом внутриполити- ческой жизни страны после ее освобождения являлось бу- дущее государственного строя, проблема новой конститу- ции. В августе 1945 г. временное правительство Франции утвердило положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призван- ное составить новую конституцию, должен был состояться референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875 г.; 2) будет ли проект конституции, принятый Учре- дительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден последующим референдумом. Выборы в Учреди- тельное собрание дали следующие результаты: Коммунисти- ческая партия собрала наибольшее количество голосов - 5004 тыс. голосов и получила 152 мандата. Социалисти- ческая партия- 4491 тыс. голосов и 139 мандатов, МРП - 4580 тыс. голосов и 145 мандатов (МРП - Народно-респуб- ликанское движение, было создано в 1944 г.; в его сос- тав вошло значительное число членов довоенных, по преи- муществу католических организаций и партий, ее поддер- живали Ватикан и крупные банковско-промышленные корпо- рации). В ходе референдума 96, 4% голосовавших высказа- лись за принятие новой конституции, 66, 3% - за последу- ющее утверждение конституции народным голосованием. В апреле 1946 г. Учредительное собрание завершило состав- ление проекта конституции, согласно которому предпола- галось создание однопалатного суверенного парламента, президент лишался ряда своих прерогатив (права отлага- тельного вето, права роспуска парламента, права помило- вания и т.д.); закреплялась национализация отдельных отраслей промышленности. В ходе референдума этот проект был отклонен (за - 9300 тыс. избирателей, против - 10600 тыс.). Второе учредительное собрание. Результаты референдума потребовали выборов нового состава Учреди- тельного собрания. В ходе новых выборов Коммунистичес- кая партия собрала почти 5204 тыс. голосов. Социалисти- ческая партия - 4190 тыс., МРП - 5596 тыс. Был состав- лен новый проект конституции, который в октябре 1946 г. был утвержден референдумом. Конституция 1946 г. В пре- амбуле конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Деклара- цией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались: равные права всех граждан вне зависи- мости от пола; право политического убежища для лиц, бо- рющихся за свободу; обязанность работать и право на по- лучение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсо- юзов и проведение стачек, но "...в рамках законов, ко- торые его регламентируют"; право на заключение коллек- тивных договоров. Декларировалась социальная помощь де- тям, матерям, " престарелым труженикам", инвалидам; обя- зательство республики не вести завоевательных войн: "...не употреблять силы против свободы какого-либо на- рода". Объявлялось, что "...всякое предприятие, эксплу- атация которого имеет или приобретает национальное или общественное значение или характер фактической монопо- лии, должно стать собственностью общества". Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Националь- ного собрания и Совета республики. Национальное собра- ние избирается на пять лет па основе всеобщего и прямо- го избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициати- вой наделялись члены парламента и председатель Совета министров. Совет республики избирался коммунами и де- партаментами на основе всеобщего и косвенного избира- тельного права. В соответствии со ст. 20 Конституции Совет республики получил право рассматривать законопро- екты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение только по поводу предложенных Со- ветом республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае полного или частичного отклонения поправок голосование закона во втором чтении происходит открытой подачей голосов, причем для его принятия требуется абсолютное большинство голосов сос- тава депутатов Национального собрания, но при условии, что в Совете республики голосование закона в целом было проведено при этих же условиях Высшим представителем государственной власти конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на семь лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными го- сударствами, осуществляет обнародование законов. Вместе с тем президент может потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона (но повторное решение парламента является окончательным). Он утверж- дает также важнейшие правительственные декреты. Но каж- дый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого осуществляется соответствующий нор- мативный акт. Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет ми- нистров во главе с председателем. Последний намечается президентом после консультаций с лидерами политических фракций в парламенте. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум до- верия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров. Председатель совета министров обеспе- чивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее ру- ководство вооруженными силами. Конституция возлагает на министров коллективную ответственность перед Националь- ным собранием за общую политику кабинета и индивидуаль- ную ответственность за их личную деятельность. Прави- тельством в лице председателя Совета министров может быть поставлен вопрос о доверии перед Национальным соб- ранием. Отказать кабинету в доверии может только абсо- лютное большинство депутатов Национального собрания. Такой отказ влечет за собой коллективную отставку каби- нета. Принятие Национальным собранием резолюции порица- ния кабинета также влечет его коллективную отставку. Вместе с тем конституция предусматривает систему проти- водействия возможному злоупотреблению правом порицания со стороны Национального собрания: если в течение 18 месяцев произойдет два министерских кризиса, Совет ми- нистров может принять решение о роспуске Национального собрания. В соответствии с этим решением роспуск объяв- ляется декретом президента. Не ранее 20 и не позднее 30 дней после этого должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание. Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления, как и прежний по- рядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления. Глава VIII конституции посвя- щалась Французскому союзу. Провозглашалось равенство всех частей французской колониальной империи, которые вместе с метрополией отныне составляли Французский со- юз. Вопросы, общие для всего Союза, должны рассматри- ваться в учреждаемой Ассамблее Французского союза. Та- кая " реорганизация" не предусматривала каких-либо конк- ретных мер, обеспечивающих радикальное изменение поло- жения во французских колониях. Более того, вскоре пра- вящие круги страны развязали войну против народов коло- ний, борющихся за свою свободу и независимость. Таким образом, конституция 1946 г. сохранила основные тради- ции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во многом обусловленные подъемом демократическо- го движения в стране и одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми (консервативными) политическими силами: 1. Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законо- дательству: законопроект, подвергшийся двухкратному об- суждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учи- тывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего при- нятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты. 2. Право принимать за- коны было предоставлено только одной палате - Нацио- нальному собранию, которому конституция запрещала его делегирование. 3. Конституция не предусматривала силь- ную и независимую от парламента президентскую власть. 4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью. Конституционные реформы. В 1948 г. вводится мажоритарная система выборов в Совет республики, а спустя несколько лет и для выборов в На- циональное собрание. В соответствии с законом от 8 мая 1951 г. партия или блок партий, набравший в каком-либо округе более 50% голосов, получал все депутатские ман- даты от этого округа. Это дало партиям возможность бло- кирования. В случае если ни одна из партий или блок партии, выступающих на выборах едином списком, не полу- чали абсолютного большинства, предусматривалось пропор- циональное представительство. Таким образом, был отме- нен закон от 5 октября 1946 г., предусматривавший избр же членов Национального собрания исключительно по сис- теме пропорционального представительства. Новый закон позволил многочисленным консервативным и центристским партиям, соединявшим голоса своих избирателей, потес- нить левых кандидатов, хотя последние получали прибли- зительно столько же голосов, сколько и на предыдущих выборах. Существенно изменился и статус Совета респуб- лики. Ему постепенно предоставляются почти все права и полномочия довоенного Сената. Его членам было возвраще- но звание сенаторов. Важной вехой в этом процессе явил- ся нормативный акт от 7 декабря 1954 г., согласно кото- рому устанавливалось почти полное равноправие палат в области законодательства. Усиливается власть правитель- ства, прежде всего за счет увеличения его независимости от парламента. Упрощался процесс формирования прави- тельства и усложнялась процедура его отставки. Этому в немалой степени способствовало восстановление сессион- ного режима работы Национального собрания. Раньше, сог- ласно ст. 9 конституции, оно было постоянно действующим органом, что, разумеется, усиливало его контроль и со- ответственно подчиненность ему правительства. Актом от 7 декабря 1954 г. определялись периоды, в течение кото- рых Национальное собрание считалось правомочным или неправомочным осуществлять свои функции. 3. Пятая республика.Конституция 1958 г. Приведенные преобразования в известной мере возвращали созданный в 1946 г. конституционный строй к режиму Третьей респуб- лики. Но многие политические группировки уже не были удовлетворены этим. В условиях новой волны социальнопо- литических противоречий 50-х гг., обусловленных начав- шейся структурной модернизацией национальной экономики, во многом проводимой за счет трудящихся, поражениями в ко- лониальных войнах и крахом колониальной империи, они хотели не только дальнейшего усиления исполнительной власти, возвышения главы государства, но и придания ему особых правомочий некоего надпартийного арбитра. Осо- бенно последовательно эти установки, равно как и идеи социального мира, социального партнерства, пропаганди- ровала созданная в 1947 г. сторонниками генерала Ш. де Голля партия Объединение французского народа. Непос- редственной причиной отмены конституции 1946г. явились события в Алжире. В апреле- мае 1958 г. там резко акти- визировались правые силы, требовавшие решительного по- давления национально-освободительного движения. Нача- лись открытые проколониалистские выступления французс- ких военных, считавших, что правительство не достаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назре- вала и в самой Франции. Правые и центристские партии в парламенте потребовали и добились передачи всей полноты государственной власти де Голлю как деятелю, имеющему наибольший авторитет в стране. По требованию де Голля ему были предоставлены чрезвычайные полномочия для сос- тавления новой конституции. Парламент, ограничившись общими пожеланиями относительно будущей конституции, по существу устранился от участия в ее составлении. Вскоре проект конституции, минуя парламент, был передан на об- щенациональный референдум и одобрен большинством рядо- вых избирателей. Принятие Конституции 1958 г. знамено- вало рождение Пятой республики. Основу конституции сос- тавили идеи де Голля относительно современного фран- цузского государства. В своих " Военных мемуарах" он пи- сал: " Я вижу в нем не сумму противоречивых частных ин- тересов, итогом которой могут быть лишь гнилые компро- миссы, как это было вчера и восстановления чего желали бы партии, а инструмент решительных, честолюбивых дейс- твий, инструмент, выражающий только интересы нации и поставленный на службу только им. Чтобы планировать и принимать решения, государство нуждается в органах власти, во главе которых стоит компетентный арбитр". Идея главенства президентской власти нашла в конститу- ции свое воплощение. Президент "...обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов..." (ст. 5). Его компетенции, исключающей необ- ходимость контрассигнации пре- мьер-министра или министров, подлежит право распустить Национальное собрание (новые выборы должны проводиться не более чем через сорок дней после роспуска), по су- ществу вводить чрезвычайное положение, по предложению правительства или совместному предложению палат парла- мента передать на референдум любой законопроект, а так- же ряд других правомочий. В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной ини- циативы. Он подписывает и обнародует законы, может пот- ребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, мо- жет передать принятый парламентом закон в Конституцион- ный совет для выяснения степени его соответствия конс- титуции. Велики правомочия президента и в области ис- полнительно-распорядительной деятельности. Он назначает премьер-министра, а по его предложению - министров, председательствует в Совете министров; проводит назна- чения на высшие гражданские и военные государственные должности. Являясь главой вооруженных сил, председа- тельствует в советах и высших комитетах национальной обороны. Президент представляет страну в международных отношениях. Особое значение имеет ст. 16: " Когда инсти- туты Республики, независимость нации, целостность ее территории пли выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти... нарушено, президент Республики принимает ме- ры, которые диктуются обстоятельствами, после официаль- ной консультации с премьер-министром, председателями палат парламента, а также Конституционным советом". Констатация этих условий, которые передают президенту фактически всю полноту государственной власти, может толковаться весьма расширительно, поскольку это целиком зависит от него самого. Вместе с тем сохраняются неко- торые формы парламентского контроля (парламент собира- ется по праву, т.е. автоматически, он может учредить Верховный суд для разбора дела по обвинению президента в государственной измене). Вторым лицом в государстве конституция считает премьер-министра. который руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов. По определенному поручению президента и с оп- ределенной повесткой дня он может председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президен- та, относящиеся к его исключительной компетенции). Пар- ламент республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания из- бираются прямым голосованием граждан, а члены Сената - косвенным голосованием. Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность кото- рых не может превышать 170 дней. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента. Предус- матривается парламентская неприкосновенность депутатов. Императивные мандаты объявляются недействительными. Особое внимание конституция уделяет отношениям между парламентом и правительством. Парламент законодательст- вует лишь в строго очерченных ст. 34 пределах (граж- данские права, уголовное право, суды и судопроизводс- тво, налоги, трудовое право, принципы организации госу- дарственного аппарата и др.). Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке. т.е. прежде всего путем декретов кабинета. До- пускается возможность делегирования парламентом своих законодательных правомочий правительству. Предусматри- вается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Если парламент не принял решения по финансовым законопроектам в течение 70 дней, они могут быть введены в действие на основе правительственного акта. Устанавливается ответствен- ность правительства перед парламентом (ст. 49). Однако " резолюция порицания" - наиболее действенный инструмент современного парламентского контроля в отношении прави- тельственной власти - может быть применена в ограничен- ных пределах. Наделение Сената почти равными правомочи- ями с Национальным собранием воссоздает систему внутри парламентских противовесов. Среди новых органов, учреж- денных на основе конституции, особое место принадлежит Конституционному совету, который состоит из девяти чле- нов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституцион- ного совета назначается президентом и его голос являет- ся решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выбо- ров президента, депутатов и сенаторов, проведения рефе- рендумов, а также соответствия конституции нормативных актов, принятых парламентом. Контроль за нормативными актами исполни- тельной власти осуществляет Государственный совет, зна- чение которого после 1958 г. несколько возросло. В ито- ге. Конституция 1958 г. установила форму правления, со- четающую черты как парламентской, так и президентской республики при очевидном доминировании элементов пос- ледней. Развитие Пятой республики. В 1962 г. был изме- нен порядок выборов президента. Он стал избираться не выборщиками, а непосредственно избирателями. Эта конс- титуционная реформа имела принципиальное значение: еще более укреплялась независимость президента- теперь не- посредственного избранника народа- от остальных консти- туционных учреждений. Среди других преобразований наи- более важным явилось усиление ответственности прави- тельства перед главой государства. Вместе с тем факти- чески перестали действовать разделы ХП, и ХП1 конститу- ции, посвященные сообществу автономных государств - бывших французских колоний (они стали юридически неза- висимыми). В последующие годы правящим кругам удалось обеспечить преемственность власти, особенно в критичес- кий момент ухода де Голля с поста президента (апрель 1969 г.). Режим, который вначале многими воспринимался как временный, созданный под определенную личность, оказался достаточно устойчивым, способным адаптировать- ся к новым, современным условиям. С его помощью были в той или иной мере решены многие острые проблемы, стояв- шие перед страной: структурная перестройка экономики в соответствии с требованиями общего рынка, стабилизация национальной валюты, перестройка отношении с юридически независимыми государствами - бывшими колониями, упроче- ние международного положения страны. Хотя глубокие со- циальные антагонизмы в обществе сохранились.
|