![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 23 Болгария
Освобождение Болгарии от Османского ига. С конца XIV в. Болгария находилась под властью Османской империи. На протяжении веков Болгарский народ вел борь- бу за свое освобождение. В 60-70 годы XIX в. националь- но-освободительное движение болгар достигло апогея, проявившись в борьбе за национальную школу, автокефаль- ную церковь, государственную независимость. По всей территории Болгарии стали открываться национальные шко- лы, где преподавание велось на болгарском языке. В 1870 г. Болгария добилась создания самостоятельной церкви. В 1876г. здесь вспыхнуло мощное антитурецкое восстание, подавленное с особой жестокостью. Масштабность национально-освободительного движения, со- чувствие русского общества повстанцам повлияли на реше- ние российского правительства вступить в войну с Ос- манской империей. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. закончилась полным разгромом Турции и освобождением Болгарии. По условиям СанСтефанского прелиминарного мирного договора создавалось большое автономное Бол- гарское княжество, простиравшееся от Черного моря до Эгейского. В его состав вошли северная и южная Болгария и почти вся Македония. При этом турецкие войска лиша- лись права оставаться в пределах Болгарии. Сан-Стефанс- кий мирный договор не удалось реализовать. Западные державы, в первую очередь Англия, Австро-Венгрия и Гер- мания, не желали создания на Балканах сильного славянс- кого государства, опасаясь усиления России в этом реги- оне. Созванный по их настоянию в июле 1878 г. Берлинс- кий конгресс принял по болгарскому вопросу следующее решение: 1. Македония возвращалась Турции. 2. Болгария по линии Балканского хребта делилась на Северную и Юж- ную. 3. Северная Болгария, названная Болгарским кня- жеством, получила автономию, но сохраняла вассальное положение по отношению к Турции. Вассальная зависимость выражалась в формальном признании сюзеренитета султана и выплате ежегодной дани. 4. Южная Болгария, названная Восточной Румелией, возвращалась под власть Турции, по- лучив статус автономной турецкой провинции. По решению Берлинского конгресса административное устройство вновь созданного Болгарского княжества было возложено на Вре- менное русское гражданское управление, которое должно было действовать в стране в течении 9 месяцев. Началь- ником гражданского управления в Болгарии стал В.А. Чер- касский (1877-1878), а после его смерти- генерал-лейте- нант А.М. Дондуков-Корсаков. За время работы русскому гражданскому управлению удалось создать местные органы власти, ввести единое налогообложение, организовать болгарское войско, подготовить проект Органического ус- тава Болгарского княжества. Первоначальный проект Уста- ва был составлен юристом С.И. Лукьяновым с участием А.М. Дондукова-Корсакова, а затем утвержден на специ- альном совещании в Петербурге. 10 февраля 1879г. в Ве- лико-Тырнове под председательством А.М. Дондукова-Кор- сакова открылось Учредительное собрание, об- суждавшее проект Устава. В апреле 1879 г. с некоторыми изменениями проект был принят и стал первой болгарской конституцией. Тырновская конституция 1879 г. устанавли- вала государственный строй, основанный на системе раз- деления властей и представительном правлении. По форме правления Болгария становилась конституционной монархи- ей. Законодательная власть вверялась Народному предста- вительству и князю. Народное представительство было представлено 2 видами народных собраний: Обыкновенным и Великим. Обыкновенное народное собрание состояло из 1 палаты и избиралось на 4 года на основе всеобщего мужс- кого избирательного права. Активное избирательное право предоставлялось с 21 года, пассивное с 30 лет. Великое народное собрание состояло из двойного числа депутатов по сравнению с обыкновенным, избранных также на основе всеобщего избирательного права. Оно созывалось в основ- ном для решения вопросов, связанных с пересмотром конс- титуции. Болгарский князь (с 1808 г.- царь), первона- чально избранный Великим народным собранием, должен был передавать свою власть по наследству. Законодательная инициатива принадлежала и князю и Народному собранию. Однако к исключительной компетенции Народного собрания конституция относила: - определение налогов; - заключе- ние займов; -утверждение бюджета и отчета о расходова- нии бюджетных средств. Законы должны были приниматься Народным собранием и утверждаться князем. Князю предс- тавлялось право роспуска Обыкновенного народного собра- ния при условии открытия нового не позднее, чем через 4 месяца. В случае внешней или внутренней опасности князю разрешалось издавать постановления, имеющие силу зако- на, но требовавшие последующего утверждения Народным собранием. Исполнительная власть вручалась князю. Он назначал и увольнял министров, издавал административные постановления, осуществлял командование вооруженными силами. Управление страной князь осуществлял совместно с министрами. В отношении княжеских указов устанавлива- лась контрассигнатура. При этом ответственность минист- ров предусматривалась не только перед князем, но и пе- ред Народ- ным собранием. Они могли быть привлечены Народным соб- ранием к суду без права последующего помилования со стороны князя. Тырновская конституция завершила образо- вание Болгарского государства. На второй день после ее принятия Великое народное собрание избрало болгарским князем немецкого офицера, принца Александра Баттенбер- га. Главой русской администрации в Восточной Румелни в 1878г. был назначен А.Д. Столыпин, который делил власть с международной европейской комиссией, созданной для выработки статуса Южной Болгарии. В апреле 1879г. ту- рецкий султан утвердил Органический статут Восточной Румелии, выработанный представителями России и евро- пейской комиссии. По предложению русской администрации он был приближен к Органическому уставу Северной Болга- рии. Восточная Румелия признавалась автономной провин- цией с народным представительством, решавшим админист- ративные вопросы, обладавшим правом издания областных законов. Главой исполнительной власти становился гене- рал-губернатор, христианин по вероисповеданию, назна- ченный султаном. Генерал-губернатор формировал прави- тельство области, состав которого утверждался султаном; имел право издавать административные постановления; ру- ководил местной милицией. Первым генерал-губернатором Восточной Румелии стал князь Богориди (полуболгарин - полугрек). Кроме этого статут предусматривал введение в провинции свободы слова, печати и собраний. Таким обра- зом, 1878-1879 годы стали важнейшим периодом становле- ния болгарской государственности. Во многом благодаря политике России в Болгарии была подготовлена почва для последующего объединения обеих частей страны в единое государство. Объединение Болгарии. В конце июня 1879г., присягнув конституции, Александр Баттенберг стал кня- зем, обосновавшись в новой столице-Софии. В июле 1879 г. русские войска и администрация покинули Болгарию. Александр Баттенберг во внешней политике начал ориенти- роваться на западные страны, прежде всего на Авс- тро-Венгрию и Пруссию. Во внутренней политике он опи- рался на партию консерваторов. Еще во времена обсужде- ния проекта Тырновской конституции в Учредительном соб- рании возникли две политические группировки - либералов и консерваторов. Либералы выражали интересы мелкобуржу- азных слоев населения, а консерваторы - крупной торго- воростовщической буржуазии. Борьба между ними определя- ла внутриполитическое развитие Болгарии в первое деся- тилетие после освобождения. Несмотря на доминирование либералов в Народном собрании. Баттенберг опирался на консерваторов. В 1881 г. он совершил государственный переворот, распустив неугодное ему На- родное собрание и самолично изменив конституцию. Новое правительство было сформировано из консерваторов; мили- ция заменена жандармерией; установлен высокий избира- тельный ценз при выборах в Народное собрание; расширены полномочия князя; ограничена свобода слова, печати и собраний. В стране установился режим военно-монархичес- кой реакции. На либералов обрушились репрессии. Долго удерживать такой режим Баттенбергу не удалось. Его действия вызвали недовольство большинства болгарского народа. С целью сохранения своей власти он вынужден был пойти на союз с правым крылом либеральной оппозиции и в 1883г. восстановить Тырновскую конституцию. Тяжелая си- туация складывалась и в Восточной Румелии. Турецкое правительство, опираясь на поддержку Австро-Венгрии, Англии и Германии, сузило права местной администрации области. Ограничивалась свобода слова, печати, петиций; генерал-губернатор лишался права издания областных пос- тановлений, руководства милицией и жандармерией. В сен- тябре 1885г. в столице Восточной Румелии- Пловдивевс- пыхнуло восстание, цель которого сводилась к объедине- нию страны. Его результатом стало провозглашение объ- единения Болгарии во главе с Баттенбергом, который из- дал манифест и принял титул князя Южной и Северной Бол- гарии. В начале 1886 г. Турция вступила в непосредс- твенные переговоры с Болгарией. В феврале 1886 г. было подписано соглашение, по которому болгарский князь ут- верждался генерал-губернатором Восточной Румелии сроком на 5 лет. Этим соглашением Турция фактически признала объединение Болгарии. Болгария в конце XIX - начале XX вв. Воссоединение страны, имевшее безусловно прогрес- сивное значение, не уничтожило внутренних противоречий. В 1886 г. под нажимом русского правительства Александр Баттенберг отрекся от престола. Болгарским князем был избран венгерский офицер, католик, немецкий принц Фер- динанд Кобургский. Новый князь не изменил прозападной внешнеполитической ориентации. Во внутренней политике он взял курс на усиление монархической власти. В 1898 и 1911 гг. Тырновская конституция подвергалась изменени- ям. Князю были предоставлены дополнительные права: -де- лать заем (до 3 миллионов левов) и расходовать средства из государственной казны (до 1 миллиона левов) без сог- ласия Народного собрания в тех случаях, когда для его созыва " встрети- лись важные препятствия" (ст. 125, 126); - заключать международные договора, причем об этих договорах он мог не докладывать Народному собранию, если этому соответс- твуют " интересы и безопасность государства" (ст. 17); - объявлять военное положение. В экономическом отношении Болгарское государство было отсталой аграрной страной. Освобождение от османского ига и последующее объедине- ние способствовали ее экономическому развитию. В 1880-1885 гг. в Болгарии было ликвидировано феодальное землевладение: земля турецких феодалов подлежала выкупу и передавалась крестьянам. Условия передачи и размер выкупных платежей устанавливался болгарским правитель- ством. Произошел аграрный переворот, в результате кото- рого Болгария стала страной мелких и средних крестьянс- ких хозяйств. Ликвидация феодальных отношений способс- твовала развитию капитализма. Постепенно в Болгарии создавались свои небольшие предприятия, занимавшиеся преимущественно переработкой сельскохозяйственного сырья. Развитию промышленности препятствовал острый не- достаток капиталов и конкуренция иностранных товаров. В начале XX в. капитализм в Болгарии достиг заметных ус- пехов. Этому во многом способствовали законы о поощре- нии отечественной промышленности и введении потреби- тельских пошлин. Ускорился процесс проникновения в страну иностранного капитала, главным образом в форме государственных займов. В 1911 г. в Болгарии насчитыва- лось свыше 300 крупных промышленных предприятий пище- вой, текстильной и обрабатывающей промышленности. Таким образом, к началу XX в. внутренне политическое и эконо- мическое развитие Болгарии уже не зависело от Османской империи. Это позволило ей в 1908 г. провозгласить свою полную независимость.
|