Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 21 Китай
Образование Тайнинского государства. В кон- це XVIII - начале XIX в. китайская империя во главе с династией Цин переживала период упадка, обусловленного фактическим разложением феодальной системы и усугубляв- шегося коррупцией сановников. В это время усилились по- пытки капиталистических государств и прежде всего Анг- лии превратить Китай в свою полуколонию. В результате всего этого, а также ухудшения экономического положения народа в июне 1850г. началась крестьянская война, из- вестная как тайпинское восстание. Во власти восставших оказалась значительная территория. В марте 1853г. повс- танцы захватили Нанкин, который провозгласили столицей своего, тайпинского государства. Началось формирование его государственных органов. Тайпинское руководство обнародовало так называемую " Земельную сис- тему Небесной династии", представлявшую собой программ- ный документ преобразования китайского общества и госу- дарства. Провозглашалось преимущественно уравнительное землепользование. Создавалось " Небесное государство ве- ликого благоденствия". Государство возглавлял тяньван (" Небесный князь"), носитель высшей законодательной и распорядительной власти. Другие руководители получили титулы ванов более низких рангов и должны были помогать ему в управлении, в основном советами. При дворе главы государства функционировал многочисленный бюрократичес- кий аппарат. Каждый из ванов имел свою правительствен- ную канцелярию, состоявшую из служб по налогам, военным делам и т.д. Сколько-нибудь четкого разграничения пол- номочий между отдельными органами власти не было. Про- должающаяся война с цинским правительством вынуждала строить управление тайнинским государством на военный лад. Сельской администрацией руководили уездные началь- ники, возглавлявшие уездные управления. Над ними стояли начальники округов и ок1 ружные управления. Должностные лица на уровне округов назначались правительством, про- чие - вышестоящими органами. Каждое должностное лицо было одновременно командиром соответствующего террито- риального военного подразделения. Подавляющее большинс- тво новых чинов происходило из простого народа. Они не имели собственности, однако получали нормированное со- держание от государства. Земля и основные средства про- изводства были фактически национализированы, иметь крупные денежные суммы или иную крупную собственность было запрещено. К середине 1863 г. положение тайпинско- го государства заметно ухудшилось: тайпины потерпели ряд военных поражений в войне с цинским правительством. В результате связь центра с провинциями нарушилась. В среде повстанцев периодически вспыхивала борьба за власть, сопровождавшаяся многочисленными жертвами. Дис- циплина в войсках падала. В июле 1864 г. столица тайпи- нов Нанкин была штурмом взята цинскими войсками. Тай- пинское восстание было героической страницей борьбы ки- тайского народа против феодалов и иностранных колониза- торов. Реформы. Многолетний опыт ведения военных дейс- твий против крестьянских армий, результаты войн с Анг- лией и Францией, а также совместная с иностранными дер- жавами борьба с тайпинскими государством подтолкнули правящие круги Цинской империи к признанию необходимос- ти реформ. Прежде всего это касалось военного дела, поскольку на фоне вооружения, например, английской и француз- ской армий китайские войска были оснащены примитивными средневековыми средствами. Назрела необходимость отказа от политики самоизоляции Китая и перехода к сотрудни- честву с иностранными государствами в форме обмена по- сольствами, заключения соглашений и т.д. Появились тео- ретики так называемого " усвоения заморских дел", кото- рых поддерживали видные цинские сановники. В 1862 г. один из теоретиков реформ представил императору мемо- рандум, где предлагал провозгласить политику " самоуси- ления", сводившуюся к установлению контактов с иност- ранцами, заимствованию зарубежных достижений, прежде всего в реорганизации армии. Меморандум был одобрен, и император своим указом создал канцелярию по управлению торговлей с различными странами. Ее члены совмещали посты с ответственными должностями в правительстве, что усиливало авторитет этого органа. Результатом мероприя- тий цинского правительства стало строительство арсена- лов, машиностроительных заводов, верфей. Однако полити- ка " самоусиления" привела к широкому проникновению в Китай иностранных сдержав. Используя права и привиле- гии, предоставляемые концессии, иностранцы стали пы- таться усилить свое политическое влияние. В результате в 60-90-е гг. XIX в. по стране прокатилась волна антии- ностранных выступлений, переходивших подчас в антипра- вительственные. В японо-китайской войне 1894-1895 гг. империя Цин потерпела поражение. Курс на " самоусиле- ние", взятый правительством свыше трех десятилетий на- зад, не был полностью реализован. Правительство оказа- лось неспособным организовать защиту страны от японской агрессии. Ослабло централизованное управление страной, возросла автономия различных районов страны. Не прои- зошло каких-либо заметных структурных изменений в эко- номике. Иностранные державы укрепили и расширили сферы своего влияния. Все это вызывало возмущение китайского народа. Началось и новое движение за реформы националь- ной буржуазии. Кроме недовольства общим политическим курсом правительства возмущение вызывали унизительные требования Японии при подписании мирного договора. Дви- жение оформило свои взгляды в Коллективном меморандуме. Авторы прежде всего требовали от императора признания своих ошибок, наказания виновных, перенесения столицы и реорганизации армии. Кроме того предлагалось изменить методы государственного управления, законы, обычаи, сдерживающие развитие страны. В меморандуме указывалось на необходимость ограждения китайских предпринимателей от иностранных конкурентов, излагался план промышленно- го и сельскохозяйственного развития страны. В области государственного строительства предлагалось введение конституционной монархии и учреждение парла- мента. Этот документ с третьей попытки и в обновленном виде попал в руки молодого императора Гуансюя. Борьба прогрессивных и консервативных сил, возглавляемых вдовствующей императрицей Цыси (фактически правившая Китаем с 1861 г.), на первом этапе привела к победе ре- форматоров, которые были привлечены к государственному управлению. За " сто дней реформ" был издан ряд указов прогрессивного характера о реорганизации центрального управления, приняты меры, содействующие развитию про- мышленности и ее связи с наукой, в столице открыт уни- верситет, поощрялось изучение европейских дисциплин, перевод иностранных книг по науке и технике и т.д. Од- нако у сторонников нового пути развития не хватило по- литических сил, чтобы добиться весомых результатов и закрепиться у власти. Осенью 1893 г. императрица Цыси совершила переворот, лишила Гуансюя власти, издала от его имени указ, по которому становилась регентшей и по- лучала официальные права управления страной. Консерва- тивный строй сохранился. Экономика и финансы страны пришли в еще больший упадок. Реакционная политика Цинс- кой династии вызывала глубокое возмущение китайского народа. Сунь Ятсен и его сторонники начали борьбу за свержение монархии. В начале XX в. произошел ряд выс- туплении и восстаний, но они не принесли успеха.
|