Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 21 Китай






 

Образование Тайнинского государства. В кон-

це XVIII - начале XIX в. китайская империя во главе с

династией Цин переживала период упадка, обусловленного

фактическим разложением феодальной системы и усугубляв-

шегося коррупцией сановников. В это время усилились по-

пытки капиталистических государств и прежде всего Анг-

лии превратить Китай в свою полуколонию. В результате

всего этого, а также ухудшения экономического положения

народа в июне 1850г. началась крестьянская война, из-

вестная как тайпинское восстание. Во власти восставших

оказалась значительная территория. В марте 1853г. повс-

танцы захватили Нанкин, который провозгласили столицей

своего, тайпинского государства. Началось формирование

его государственных органов. Тайпинское

руководство обнародовало так называемую " Земельную сис-

тему Небесной династии", представлявшую собой программ-

ный документ преобразования китайского общества и госу-

дарства. Провозглашалось преимущественно уравнительное

землепользование. Создавалось " Небесное государство ве-

ликого благоденствия". Государство возглавлял тяньван

(" Небесный князь"), носитель высшей законодательной и

распорядительной власти. Другие руководители получили

титулы ванов более низких рангов и должны были помогать

ему в управлении, в основном советами. При дворе главы

государства функционировал многочисленный бюрократичес-

кий аппарат. Каждый из ванов имел свою правительствен-

ную канцелярию, состоявшую из служб по налогам, военным

делам и т.д. Сколько-нибудь четкого разграничения пол-

номочий между отдельными органами власти не было. Про-

должающаяся война с цинским правительством вынуждала

строить управление тайнинским государством на военный

лад. Сельской администрацией руководили уездные началь-

ники, возглавлявшие уездные управления. Над ними стояли

начальники округов и ок1 ружные управления. Должностные

лица на уровне округов назначались правительством, про-

чие - вышестоящими органами. Каждое должностное лицо

было одновременно командиром соответствующего террито-

риального военного подразделения. Подавляющее большинс-

тво новых чинов происходило из простого народа. Они не

имели собственности, однако получали нормированное со-

держание от государства. Земля и основные средства про-

изводства были фактически национализированы, иметь

крупные денежные суммы или иную крупную собственность

было запрещено. К середине 1863 г. положение тайпинско-

го государства заметно ухудшилось: тайпины потерпели

ряд военных поражений в войне с цинским правительством.

В результате связь центра с провинциями нарушилась. В

среде повстанцев периодически вспыхивала борьба за

власть, сопровождавшаяся многочисленными жертвами. Дис-

циплина в войсках падала. В июле 1864 г. столица тайпи-

нов Нанкин была штурмом взята цинскими войсками. Тай-

пинское восстание было героической страницей борьбы ки-

тайского народа против феодалов и иностранных колониза-

торов. Реформы. Многолетний опыт ведения военных дейс-

твий против крестьянских армий, результаты войн с Анг-

лией и Францией, а также совместная с иностранными дер-

жавами борьба с тайпинскими государством подтолкнули

правящие круги Цинской империи к признанию необходимос-

ти реформ. Прежде всего это касалось военного дела,

поскольку на фоне вооружения, например, английской и

француз-

ской армий китайские войска были оснащены примитивными

средневековыми средствами. Назрела необходимость отказа

от политики самоизоляции Китая и перехода к сотрудни-

честву с иностранными государствами в форме обмена по-

сольствами, заключения соглашений и т.д. Появились тео-

ретики так называемого " усвоения заморских дел", кото-

рых поддерживали видные цинские сановники. В 1862 г.

один из теоретиков реформ представил императору мемо-

рандум, где предлагал провозгласить политику " самоуси-

ления", сводившуюся к установлению контактов с иност-

ранцами, заимствованию зарубежных достижений, прежде

всего в реорганизации армии. Меморандум был одобрен, и

император своим указом создал канцелярию по управлению

торговлей с различными странами. Ее члены совмещали

посты с ответственными должностями в правительстве, что

усиливало авторитет этого органа. Результатом мероприя-

тий цинского правительства стало строительство арсена-

лов, машиностроительных заводов, верфей. Однако полити-

ка " самоусиления" привела к широкому проникновению в

Китай иностранных сдержав. Используя права и привиле-

гии, предоставляемые концессии, иностранцы стали пы-

таться усилить свое политическое влияние. В результате

в 60-90-е гг. XIX в. по стране прокатилась волна антии-

ностранных выступлений, переходивших подчас в антипра-

вительственные. В японо-китайской войне 1894-1895 гг.

империя Цин потерпела поражение. Курс на " самоусиле-

ние", взятый правительством свыше трех десятилетий на-

зад, не был полностью реализован. Правительство оказа-

лось неспособным организовать защиту страны от японской

агрессии. Ослабло централизованное управление страной,

возросла автономия различных районов страны. Не прои-

зошло каких-либо заметных структурных изменений в эко-

номике. Иностранные державы укрепили и расширили сферы

своего влияния. Все это вызывало возмущение китайского

народа. Началось и новое движение за реформы националь-

ной буржуазии. Кроме недовольства общим политическим

курсом правительства возмущение вызывали унизительные

требования Японии при подписании мирного договора. Дви-

жение оформило свои взгляды в Коллективном меморандуме.

Авторы прежде всего требовали от императора признания

своих ошибок, наказания виновных, перенесения столицы и

реорганизации армии. Кроме того предлагалось изменить

методы государственного управления, законы, обычаи,

сдерживающие развитие страны. В меморандуме указывалось

на необходимость ограждения китайских предпринимателей

от иностранных конкурентов, излагался план промышленно-

го и сельскохозяйственного развития страны.

В области государственного строительства предлагалось

введение конституционной монархии и учреждение парла-

мента. Этот документ с третьей попытки и в обновленном

виде попал в руки молодого императора Гуансюя. Борьба

прогрессивных и консервативных сил, возглавляемых

вдовствующей императрицей Цыси (фактически правившая

Китаем с 1861 г.), на первом этапе привела к победе ре-

форматоров, которые были привлечены к государственному

управлению. За " сто дней реформ" был издан ряд указов

прогрессивного характера о реорганизации центрального

управления, приняты меры, содействующие развитию про-

мышленности и ее связи с наукой, в столице открыт уни-

верситет, поощрялось изучение европейских дисциплин,

перевод иностранных книг по науке и технике и т.д. Од-

нако у сторонников нового пути развития не хватило по-

литических сил, чтобы добиться весомых результатов и

закрепиться у власти. Осенью 1893 г. императрица Цыси

совершила переворот, лишила Гуансюя власти, издала от

его имени указ, по которому становилась регентшей и по-

лучала официальные права управления страной. Консерва-

тивный строй сохранился. Экономика и финансы страны

пришли в еще больший упадок. Реакционная политика Цинс-

кой династии вызывала глубокое возмущение китайского

народа. Сунь Ятсен и его сторонники начали борьбу за

свержение монархии. В начале XX в. произошел ряд выс-

туплении и восстаний, но они не принесли успеха.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал