Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 17 Франция 5 страница
ческой форме правления, да в самом законе употреблялся термин " президент республики". При этом статья, где го- ворилось о " президенте республики", была принята боль- шинство в один голос. В конституции не были упомянуты демократические права и свободы граждан. Но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским прави- тельством. Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов, соеди- ненных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право зако- нодательной инициативы, опубликования законов, наблюде- ния за их исполнением. Он мог отсрочить заседания па- лат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия сената он рас- пускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Он имел право помилования. В итоге конституция наделила прези- дента всеми атрибутами конституционного монарха, не хватало лишь положения о наследственном характере его власти (этот " пробел" монархисты не теряли надежды впоследствии восполнить). Законодательная власть должна была осуществляться палатой депутатов и сенатом. Конс- труирование парламентских учреждений преследовало преж- де всего цель- нейтрализовать палату депутатов - по су- ществу единственный орган в системе государственного механизма, комплектуемый на основе прямых выборов, поэ- тому в какой-то мере зависящий от мнения избирателей. В качестве противовеса нижней палате учреждался сенат. На важность этого органа указывали монархисты, прямо заяв- лявшие: " Конституция 1875г.- это прежде всего сенат". Роль и правомочия сената в точности повторяли роль и правомочия палаты пэров времен реставрации Бурбонов, что прежде всего означало независимость сената от рядо- вых избирателей. Вместе с тем сенату предоставлялись равные с палатой депутатов права в области законода- тельства. Устанавливалось только, что палата депутатов первой рассматривает финансовые законопроекты. Факти- чески создавалось положение, когда без согласия сената ни один законопроект не мог получить силу закона. Более того, сенат получил ряд преимуществ по сравнению с па- латой депутатов. С его согласия президент мог распус- тить палату депутатов, сенат же роспуску не подлежал. Сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для суда над президентом и министрами. В конституции не бы- ло специального раздела, посвященного высшим органам государственного управления. Законы содержали отдельные фрагментарные положения, касающиеся деятельности ми- нистров. Так, говорилось о солидарной ответственности министров перед палатами за общую политику правительст- ва, о праве министров иметь доступ в обе палаты и т.д. Всем этим, по существу, и ограничивалось содержание конституционных законов. Утверждение республики. Борьба между монархистами и республиканцами продолжалась и после 1875 г. Все более явной становилась и ее социаль- ная подоплека. Содержание борьбы во многом определялось стремлением отдельных групп монархически настроенных банкиров, крупных предпринимателей и землевладельцев занять особо привилегированное положение в государстве. Против претендентов на " монополию власти" выступала вся остальная Франция. Это и обусловило конечную победу республиканцев, хотя борь- ба была напряженной и изобиловала драматическими ситуа- циями. В 1877 г. три монархические группировки (легити- мисты, орлеанисты и бонапартисты) объединились в заго- воре против республики. Президент Мак-Магон (бонапар- тист), возглавивший заговорщиков, попытался совершить государственный переворот. Однако, столкнувшись с соп- ротивлением республиканцев, Мак-Магон был вынужден уйти в отставку. Неудачной была и вторая попытка антиреспуб- ликанского переворота, предпринятая военным министром Буланже. Опасаясь восстания парижан, Буланже так и не решился на открытое военное выступление против респуб- лики. Встретив упорное, все возрастающее сопротивление народа, монархисты отказались от планов новых династи- ческих переворотов. Конституционный режим. Упрочение республики привело к важному изменению фактического конституционного режима. Это касалось прежде всего пре- зидентской власти. В глазах республиканцев власть пре- зидента была скомпрометирована монархическим переворо- том, совершенным президентом Второй республики Луи-На- полеоном. деятельностью президента-заговорщика Мак-Ма- гона. Широкие полномочия президента стали предметом резкой критики. С другой стороны, в конституционных полномочиях главы государства новые правящие круги ви- дели важную гарантию на случай внутриполитических ос- ложнений. Выход был найден в фактическом ограничении роли и функций президента. По молчаливому соглашению партий на этот пост стали выбирать малозначительных де- ятелей, не способных к проведению самостоятельной поли- тической линии. Большая часть правомочий президента фактически перешла парламенту и правительству. Некото- рые наиболее важные из оставшихся полномочий (право роспуска палаты депутатов, законодательное вето) прези- дентом самостоятельно не использовались. При фактичес- ком сужении полномочий президента ему отводилась роль своеобразного резерва власти на случай возможного кри- зиса парламентских и правительственных структур. В 1884 г. в обстановке оживления демократического движения в стране были приняты некоторые важные поправки и допол- нения к конституции 1875 г. В частности, запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; предс- тавители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; был изменен порядок комплектования сената (упразднялась категория несменяе- мых сенаторов- теперь их всех избирали выборщики от коммун, причем коммуны с большей численностью населения избирали большее количество выборщиков). Немного раньше (в 1879-1880 гг.) торжество республикан- цев ознаменовало несколько символических актов: рези- денцией парламента вместо Версаля стал Париж, нацио- нальным гимном - " Марсельеза", национальным праздником - 14 июля (день взятия Бастилии). В итоге конституция 1875 г. претерпела важные изменения: 1) палата депута- тов и сенат превратились в основное звено государствен- ных властей (это прежде всего неограниченные правомочия в области законодательства и расширение влияния в об- ласти исполнительно-распорядительной деятельности); 2) произошло умаление власти президента; 3) выявилась от- носительная слабость правительственной власти: прави- тельство было подконтрольно обеим палатам (вотум недо- верия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство выйти в отставку). Функциониро- вание режима республики. Важным элементом механизма власти, утвердившейся в стране, стали политические пар- тии. К концу XIX в. исчезло прежнее деление партий на монархические и республиканские. Бывшие крайние монар- хисты составили небольшую, пользующуюся незначительным влиянием консервативную партию. Не выступая открыто против республики, она пыталась помешать всем мероприя- тиям, способствующим демократизации государственного строя. Республиканцы разделились на несколько полити- ческих группировок. основными из которых были: Левые республиканцы. Левые демократы, Республиканско-демокра- тический союз. Они не представляли сколько-нибудь ус- тойчивых объединений. Исключение составила партия ради- калов, организационно оформленная республиканцами в 1901 г. и характеризовавшаяся некоторой стабильностью. В это время появилось много других политических партий и группировок. Многопартийность была во многом обуслов- лена предшествующей бурной политической историей стра- ны. Непрерывно следовавшие одно за другим социально-по- литические потрясения препятствовали консолидации поли- тических сил. Возникавшие партийные организации были крайне неустойчивы: они учреждались, делились, соединя- лись, наконец, исчезали, чтобы вновь появиться под но- вым наименованием. Большинство " партий" не имело твердо установленных организационных форм, постоянного членс- тва, программных документов и т.д. Они скорее представ- ляли собой временные объединения политиков, созданные с единственной целью - добиться избрания на очередных вы- борах в парламент возможно большего числа своих сторон- ников. Обычным явлением был переход депутатов из одной парламентской фракции в другую. Часть парламентариев меняла свои " партийные убеждения" в зависимости от складывавшейся конъюнк- туры, стремясь обеспечить себе карьеру, получить доход- ную должность. Социальная база всех этих партий была чрезвычайно неоднородной, но в целом в них доминировали силы, выступающие за сохранение существовавшего общест- венно-политического строя. В конце XIX в. возникли ра- бочие партии. Так, в 1879 г. на съезде профсоюзов было принято решение о создании социалистической партии. В своем развитии партия пережила много расколов и объеди- нений, но в целом в ней возобладало течение " поссиби- лизма", суть которого сводилась в конечном итоге к стремлению действовать " по возможности", добиваясь ко- ренных социальных изменений, перехода к социализму мир- ным, эволюционным путем, посредством реформ. Парламент оставался основным звеном государственных властей. В этой связи особое значение имел порядок выборов депута- тов. Палата депутатов избиралась на основе прямого из- бирательного права по мажоритарной системе в два тура. Страна делилась на избирательные округа. От каждого ок- руга мог быть избран один депутат. В первом туре изб- ранным считался кандидат, собравший абсолютное боль- шинство голосов (более 50% всех участвовавших в выбо- рах). Если никто не получил требуемого большинства, проводился второй тур, в котором для избрания было дос- таточно относительного большинства голосов. В условиях многопартийности получение абсолютного большинства в первом туре было явлением довольно редким. Судьба изби- рательной кампании, как правило, решалась во втором ту- ре. Последнее создавало чрезвычайно благоприятные усло- вия для закулисных межпартийных соглашений. Партии, вы- яснив в первом туре свои возможности, перед вторым ту- ром договаривались об общих кандидатах, об объединении голосов и т.п. Поскольку для избрания во втором туре требовалось относительное большинство голосов, многие депутаты представляли меньшинство избирателей своего округа (например, в округе 100 тыс. избирателей, во втором туре баллотировались четыре кандидата, получив- шие соответственно 25 тыс., 25 тыс., 24 тыс. и 26 тыс. голосов; избранным считался последний). В выборах могли участвовать лица. имеющие французское гражданство, дос- тигшие 21 года и проживавшие в одном месте, не менее шести месяцев. Избирательных прав были лишены женщины, военнослужащие и коренные жители колоний. Сенаторы из- бирались путем непрямого всеобщего голосования. Каждая коммуна выбирала одного выборщика. Причем некоторые вы- борщики не избирались специально для проведения выборов в сенат. так как уже были избраны в различные государс- твенные органы (депутаты, генеральные советники, окруж- ные советники). Выборщики избирали сенаторов. Избира- тельными округами для них были депар- таменты (выборы проводились в главном городе каждого департамента). Для избрания в сенаторы требовалось аб- солютное большинство голосов в первых двух турах, в третьем туре достаточно было относительного большинс- тва. Поскольку сельских коммун было больше, чем городс- ких, в сенате доминировали консервативно настроенные политики. Правительство. Многопартийный (многофракцион- ный) состав парламента и, как следствие этого, отсутс- твие стабильного большинства приводило к частой смене кабинетов министров. Срок существования правительства в период с 1875 по 1918 гг. не превышал в среднем одного года. Однако смена кабинета не означала обязательную полную смену состава правительств. Сложилась определен- ная группа политиков, которые попеременно входили в состав почти всех правительств, занимая в них различные министерские посты. Таким образом, эти лица находились у власти весьма продолжительное время. Бюрократия. Пар- ламентские выборы и частая смена кабинетов министров нисколько не затрагивали основную часть государственно- го аппарата, осуществлявшего управление страной. Рево- люции, перевороты XIX в. не только не поколебали бюрок- ратический механизм, созданный еще во времена Первой империи, но еще более его усовершенствовали и усилили. Традиция, по которой чиновники остаются несмотря на смену правительства или режима, была полностью сохране- на в Третьей республике. В условиях, когда министры значительную часть своего времени тратили на межфракци- онную борьбу, нити повседневного управления сосредото- чивались в руках узкого круга высших чиновников, зани- мавших свои посты не один десяток лет. Особенно приме- чательной была роль, выполняемая Государственным сове- том. Этот орган, учрежденный еще при Наполеоне I, сос- тоял из представителей высшей бюрократии, назначаемых декретом президента. Государственный совет консультиро- вал правительство по вопросам управления. Действуя в тени. Совет подчас оказывал решающее влияние на харак- тер принимаемых правительством решений. Одновременно Государственный совет являлся высшим судом администра- тивной юстиции, рассматривавшим правонарушения, совер- шенные чиновниками при исполнении своих обязанностей. Местное управление. Республика в основном сохранила прежнее административно-территориальное деление, унас- ледованное от Первой империи. Отдельные министерства имели в департаментах, а в ряде случаев и в более мел- ких административных единицах свои территориальные уп- равления. Полномочным представителем центральной власти в департаменте, концентрировавшим почти всю полноту власти на местах, являлся префект, назначавшийся на пост декретом президента (по представлению министра внутренних дел). Правительство сохранило полную свободу в выборе этих чиновников. Во главе округа находился супрефект, назначавшийся министром внутренних дел и подчиненный префекту. В пределах округа супрефект в значительной мере копировал полномочия главы департа- мента. Выборные местные органы. Департаментские гене- ральные советы, окружные советы, муниципалитеты в ком- мунах ведали вопросами местного благоустройства, раск- ладки налогов и т.д. О незначительной роли органов местного представительства свидетельствовало то, что префект имел право приостанавливать и опротестовывать решения генеральных советов и отменять решения окружных советов. Решения муниципалитетов вообще приобретали за- конную силу лишь после утверждения их префектом. Мэр- выборное должностное лицо в коммуне мог быть приказом префекта отстранен от исполнения своих обязанностей, а министр внутренних дел имел право вообще сместить его с поста.
|