Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 18 Германия






 

1. Германия в период с 1800 по 1871 год

Во второй половине XVIII в. " Священная

римская империя германской нации" по-прежнему представ-

ляла собой раздробленное феодальное государство, в сос-

тав которого входило более 300 светских и духовных кня-

жеств. Формально все германские государства находились

в подчинении императора и имперского сейма, но факти-

чески обладали полной независимостью. Большинство из

них были небольшими (со средней площадью около 20-25

квадратных километров) и малочисленными. Но уже во вто-

рой половине XVIII в. выделились и такие, которые пре-

тендовали на роль центров будущего объединения Герма-

нии. Главное соперничество развернулось между Австрией

и Пруссией. В результате войны с Францией в конце XVIII

- начале XIX в. " Священная римская империя германской

нации" перестала существовать. Разгромив Австрию, сто-

явшую во главе империи. Наполеон в 1806г. уничтожил и

саму империю. 6 августа 1806г. Франц II отказался от

титула императора Германии, объявив себя только импера-

тором Австрии. Наполеон изменил карту Германии. Кня-

жества, расположенные по течению Рейна, он объединил в

так называемый Рейн-

ский союз под своим протекторатом. Остальные, также ук-

рупненные им княжества (около 40), остались самостоя-

тельными. В государствах Рейнского союза Наполеон ввел

французский Гражданский кодекс, отменил крепостное пра-

во и феодальные привилегии. Когда империи Наполеона

пришел конец. Рейнский союз распался. Однако восстанов-

ления прежней Германской империи не произошло. Вместо

нее, созванный в 1815 г. Венский конгресс, постановил

учредить новый, так называемый Германский союз, где ве-

дущую роль заняла Австрия. В него вошли 34 монархии и 4

вольных города. Верховным органом власти союза стал Со-

юзный сейм, располагавшийся во Франкфурте-на-Майне. Он

состоял из представителей государств- членов, обязанных

постоянно консультироваться со своими правительствами.

Они имели возможность решать вопросы только в пределах

отведенной им компетенции, четко следуя инструкциям

своего руководства. При этом требовалось единогласие

членов Союзного сейма. В сложившихся условиях все госу-

дарства союза сохраняли практически полную самостоя-

тельность. Они по-разному управлялись, между ними сох-

ранялись границы и таможенные преграды. Таким образом,

политическая раздробленность германских государств,

несмотря на создание Союза, сохранялась. Общей тенден-

цией развития большинства германских государств в пер-

вой половине XIX в. стало развитие капиталистических

отношений. Постепенно отменялась крепостная зависи-

мость, барщина заменялась трудом наемных батраков, не-

уклонно развивалось промышленное производство. В связи

с этим экономическая и политическая раздробленность

Германии вступала в противоречия с интересами развиваю-

щейся буржуазии. Кроме этого, к середине XIX в. более

явственно обозначились противоречия между Австрией и

Пруссией. В 1833 г. Под эгидой Пруссии был собран новый

Таможенный союз, в который вошло 18 германских госу-

дарств. Таможенный трактат устанавливал " общую таможен-

ную и торговую систему" ( 2) государств-членов. Для

осуществления намеченной политики был создан Совет

уполномоченных. Австрия отказалась быть членом этого

союза, что создало условия для усиления влияния Пруссии

на германские государства. В отличие от католической

многонациональной Австрии, Пруссия представляла собой

протестантское государство с преимущественно немецким

населением. Сторонниками немецкого национального движе-

ния стали связывать свои надежды на объединение с дейс-

твиями Пруссии. Революция 1848. Развитие капитализма в

Германии требовало создания централизованного государс-

тва, общего правового пространства, единой таможенной и

денежной системы. Главным тормо-

зом развития капитализма стали феодальные пережитки:

политическая раздробленность, сохранение в ряде гер-

манских государств самодержавной формы правления, круп-

ного дворянского землевладения, крепостного права. Все

это создавало условия для буржуазной революции. Начало

революции было ускорено неурожаем 1845-46гг. и экономи-

ческим кризисом 1847г. Непосредственным толчком явилась

Февральская революция 1848г. во Франции. Движущими си-

лами революции стали рабочие, ремесленники, крестьяне.

При этом уже в 40-х годах XIX в. в Германии зародилось

научное мировоззрение пролетариата- марксизм, основопо-

ложниками которого являлись немецкие мыслители К. Маркс

и Ф. Энгельс. Главной задачей революции стала ликвида-

ция политической раздробленности и феодально-абсолю-

тистского строя. Революция началась практически однов-

ременно в нескольких германских государствах. Март 1848

г. ознаменовался выступлениями в Бадене, Гессен-Дарм-

штадте, Вюртемберге, Баварии, в Берлине. Восставшим

удалось добиться некоторых уступок. В частности, в

Пруссии были упразднены помещичьи суды над крестьянами,

суд присяжных стал распространяться на политические

преступления, провозглашены выборы в Учредительный

ландтаг и т.гг. В общегерманском масштабе германские

правительства дали согласие на созыв во Франкфур-

те-на-Майне Учредительного собрания. Его задачей должна

была стать разработка единой общегерманской конститу-

ции. В марте 1849 г. работа над ней была завершена.

Конституция 1849 г. предусматривала создание германской

империи на территории прежнего Германского союза (отд.

1, ст. 1,  1). К компетенции общеимперских властей от-

носилось: - осуществление внешних дипломатических сно-

шений; - право распоряжения армией и флотом; - право на

издание законов и осуществление контроля в отношении

военного дела, путей сообщения, таможенной политики,

денежной системы (отд. II). Законодательная власть

должна была осуществляться императором совместно с

рейхстагом, состоявшим из двух палат: палаты государств

и палаты народа (отд. III, ст. 3,  80). Палата госу-

дарств (192 члена) образовывалась из представителей

германских государств (отд. IV, ст. 2,  86). Они наз-

начались на 6 лет наполовину правительством, наполовину

народным представительством, соответствующих государств

(отд. IV, ст. 2,  88). При этом количество представи-

телей от различных земель не было одина-

ковым: от Пруссии 40 членов, от Австрии 38, от Баварии

18, от Саксонии 10, от Гамбурга 1 и т.д (отд. IV, ст.

2,  87). Палата народа избиралась на 3 года всеобщим

голосованием, пропорционально количеству населения в

каждом германском государстве (отд. IV, ст. 3). Обе па-

латы наравне с императором наделялись законодательной

инициативой (отд. III,  80, отд. IV,  99). Для приня-

тия закона требовалось согласие обеих палат и утвержде-

ние законопроекта императором. Если законопроект, не

утвержденный имперским правительством, принимался без

изменения в трех непосредственно следующих одна за дру-

гой сессиях, то после закрытия третьей сессии он стано-

вился законом (отд. IV, ст. 5,  101). Исполнительная

власть должна была осуществляться наследственным импе-

ратором " при посредстве назначенных им ответственных

министров" (отд. 111, ст. 2,  73). Император объявлял-

ся главой государства и наделялся широкими полномочия-

ми. К ним относились: - назначение высших общеимперских

должностных лиц (министров, дипломатических представи-

телей и консулов); - командование вооруженными силами;

- заключение международных договоров; - право роспуска

народной палаты; - право помилования в уголовных делах,

входящих в компетенцию имперского суда и др. (отд.

III). Общеимперская судебная власть должна была отправ-

ляться имперским судом (отд. V, ст. 1,  128). Германс-

кая конституция 1849г. содержала раздел, провозглашав-

ший основные права германского народа. Декларировалось,

что " каждый немец имеет права гражданства" и пользуется

ими в каждом немецком государстве (отд. IV, ст. 1, 

132). Отменялись все сословные привилегии - " всякие от-

ношения крепостной зависимости", объявлялось равенство

" всех сословий перед законом" (отд. VI,  137, 166).

Провозглашался и ряд важнейших демократических свобод:

неприкосновенность личности, жилища, собственности,

свобода слова, печати, вероисповедания (отд. VI,  138,

140, 143, 144, 164). Имперская корона была предложена

сначала австрийскому, а затем прусскому королям. Полу-

чив отказ монархов наиболее крупных государств, входив-

ших в Германский союз. Франкфуртское собрание обрати-

лось 3 мая 1849 г. к народу с призывом ввести в испол-

нение принятую им конституцию. Во многих государствах и

городах народные массы развернули борьбу за имперскую

конституцию. Так к середине мая 1849г. в Дрездене. Дюс-

сельдорфе, Золингене. а потом и в Бадене, Пфальце и др.

местах шли бои за имперскую конституцию. Последним оп-

лотом

движения был Раштадт, выступления в котором были подав-

лены 23 июля 1849 г. Разгром восстания на юго-западе

Германии повлиял на отзыв депутатов из Франкфурта от

Пруссии и Австрии. Заседания были перенесены в Штут-

гарт, где были разогнаны правительством Вюртемберга.

Так закончилась буржуазная революция в Германии. Гер-

манская революция 1848-1849 гг. оказалась незавершен-

ной: страна осталась политически раздробленной, фео-

дально-абсолютистские позиции были во многом сохранены.

Прусская конституция 1850 г. Первая конституция была

" дарована" Фридрихом-Вильгельмом IV прусскому народу

еще в 1848 году под давлением революционных выступле-

ний. Она провозглашала всеобщее избирательное право,

гражданские свободы и предусматривала оформление конс-

титуционной монархии. После разгрома революции в Прус-

сии, как и в других государствах, наступил период реак-

ции. Однако прусский король не решался отменить " даро-

ванную" им конституцию, а лишь ограничился ее пересмот-

ром. 30 мая 1849 г. был введен новый избирательный за-

кон, который в замаскированной форме вводил высокий

имущественный ценз вместо завоеванного народом в марте

1848 г. всеобщего избирательного права. Согласно закону

все граждане, достигшие 25 летнего возраста в зависи-

мости от величины уплаченных ими налогов делились на 3

разряда. Первый разряд (4, 43 % всех избирателей) сос-

тавляли крупные налогоплательщики, уплачивающие в сово-

купности 1/3 общей суммы всех государственных налогов.

Ко второму разряду (15, 76 % всех избирателей) относи-

лись лица, платившие каждый в отдельности меньшую сумму

налогов, а в совокупности также 1/3 общей суммы. Тре-

тий, самый многочисленный разряд (79, 81 % избирателей)

составляли мелкие налогоплательщики, уплачивающие пос-

леднюю треть государственных налогов. Выборы были

двухстепенные. Первоначально каждый разряд выбирал от-

дельно третью часть выборщиков, а затем выборщики отк-

рытым голосованием избирали депутатов парламента. В ре-

зультате получалось, что первые два разряда, в которые

входили состоятельные граждане, избирали две трети вы-

борщиков. Этим впоследствии и определялся социальный

состав депутатов. Через год этот закон вошел составной

частью в новую Прусскую конституцию. В окончательном

варианте конституция 1850г. устанавливала дуалистичес-

кую форму конституционной монархии. Законодательная

власть вверялась королю и парламенту (ст. 62). Парла-

мент - ландтаг состоял из двух палат: палаты господ и

палаты представителей.

Палата господ формировалась из принцев королевского до-

ма, князей и других, назначенных короной пэров. Палата

представителей избиралась на основе трехразрядной (ку-

риальной) системы, установленной еще законом от 30 мая

1849 г. Король и обе палаты ландтага обладали правом

законодательной инициативы (ст. 64). Закон, утвержден-

ный палатами, считали принятым лишь при согласии короля

(ст. 62). Королю же предоставлялось дополнительное пра-

во " в случаях, когда того требует сохранение обществен-

ной безопасности..., и палаты не заседают" издавать

распоряжения, имеющие силу закона. Правда эти распоря-

жения должны были получать одобрение палат в ближайшую

сессию (ст. 63). Кроме этого королю предоставлялось ни-

чем не ограниченное право роспуска парламента (ст. 51).

Исполнительную власть конституция вверяла " одному коро-

лю". Он назначал и отзывал министров и других должност-

ных лиц в армии и государстве; осуществлял высшее воен-

ное командование, имел право объявлять войну, заключать

мир, подписывать международные договоры (ст. 45-48).

Судебная власть должна была осуществляться " независимы-

ми, не подчиняющимися другой власти, кроме закона, су-

дами" (ст. 86). Судьи назначались королем пожизненно и

могли быть смещены только на основании судебного реше-

ния по причинам, установленным законом (ст. 87). Конс-

титуция 1850 г. содержала и разделы о правах граждан.

Провозглашалось равенство пруссаков перед законом, га-

рантии личной свободы, неприкосновенность собственности

и жилища, свобода слова, печати, вероисповедания, соб-

раний, союзов и др. (титул II). Однако ст. 111 консти-

туции допускала временную приостановку действия ряда

статей " в случае войны или восстания".

2. Объединение Германии. Конституция Германской

империи 1871 г.

Поражение революции 1848-1849гг.не могло остановить бур-

ного капиталистического развития Германии, которое нас-

тоятельно требовало объединения страны. Инициативу в

объединительном процессе в 60-е г. XIX в. захватила

Пруссия. Начавшаяся здесь в середине XIX в. промышлен-

ная революция превратила ее в самое экономически разви-

тое германское государство. С приходом к власти нового

короля - Вильгельма I Пруссия стала активно заниматься

внутригерманскими проблемами. Ее главной заботой было

ослабление Австрии и объединение всех германских госу-

дарств вокруг Пруссии. В 1862 г. Вильгельм I назна-

чил главой правительства Отто фон Бисмарка, который уже

в первой своей речи на новом посту определил модель и

методы будущего объединения: " не речами и постановлени-

ями..., а железом и кровью". Бисмарк энергично взялся

за осуществление поставленной цели, начав с усиления

армии. Увеличение расходов на ее содержание; введение

всеобщей воинской повинности и обязательного школьного

обучения; создание нового органа управления военным ве-

домством - генерального штаба, который занимался выра-

боткой военной стратегии. сбором и хранением военной

информации, способствовали превращению прусской армии в

одну из сильнейших в Европе. Создав, в дипломатическом

плане, все необходимые условия борьбы с Австрией, как

главным соперником в деле объединения, Пруссия ожидала

благоприятного момента для нанесения удара. Прелюдией к

разгрому Австрии стала в 1864 война Пруссии и Австрии

против Дании. В состав Дании входили 2 провинции с пре-

имущественно немецким населением - Шлезвиг и Гольштейн.

Поводом к войне явилась новая датская конституция, в

которой ущемлялись права Шлезвига, а мотивом- предан-

ность Пруссии и Австрии идее нацио-

нального объединения. Война продолжалась всего 4 меся-

ца. Потерпев поражение, Дания была вынуждена отказаться

от Шлезвига и Гольштейна. На завоеванные герцогства

распространился режим совместного австро-прусского вла-

дения, при котором управление Гольштейном было передано

Австрии, а Шлезвигом - Пруссии. В 1866г., обвинив Авс-

трию в нарушениях договоренности об управлении этими

провинциями, Пруссия напала на Юльштейн. Началась авс-

тро-прусская война, которая быстро привела к полному

разгрому Австрии. Победа над Австрией окончательно ре-

шила вопрос о гегемонии Пруссии в Германии. В августе

1866 г. был подписан договор о создании нового Северо-

германского Союза, возглавляемого Пруссией. В него вош-

ли 22 германских государства, расположенных к северу от

реки Майн. В 1867 г. была принята конституция северо-

германского союза, юридически закрепившая в нем ведущее

положение Пруссии. Главой союзного государства стано-

вился президент - король Пруссии, который являлся глав-

нокомандующим союзной армией, обладал правом заключения

мира и объявления войны, сосредоточивал в своих руках

всю полноту исполнительной и частично законодательной

власти. Главой союзного правительства стал назначенный

королем канцлер. Законодательная власть вверялась пар-

ламенту, состоявшему из палат: союзного совета и рейх-

стага. В союзный совет - верхнюю палату - входили

представители государств-членов, причем из 43 голосов

17 принадлежали представителям Пруссии. Рейхстаг - ниж-

няя палата - состоял из 297 депутатов, избранных на ос-

нове всеобщего мужского избирательного права. Таким об-

разом, после австро-прусской войны объединение Германии

в основном состоялось. Однако Бисмарк считал, что за-

вершить его можно только разгромив Францию, которая ви-

дела в объединении Германии прямую угрозу своему влия-

нию на европейском континенте и стремилась подтолкнуть

Австрию и южногерманские государства к борьбе против

Пруссии. Война с Францией, по его мнению, должна была

вызвать в германских государствах общенациональное дви-

жение за ускорение полного объединения Германии и тем

самым облегчить преобразование временного Северогер-

манского союза в более централизованное государство под

главенством Пруссии. Расчеты Бисмарка оказались точны-

ми. Спровоцировав Францию на объявление войны и выста-

вив ее агрессором, Бисмарк добился желаемых результа-

тов. Германские государства объединились вокруг Прус-

сии, а военные победы привели к тому, что монархи всех

германских государств обратились к прусскому королю с

просьбой принять императорскую корону. 18 января 1871

г. Германия, в состав которой

вошли и южногерманские государства (Бавария, Вюртем-

берг, ГессенДармштадт и Баден) была провозглашена импе-

рией. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил новую консти-

туцию. Конституция Германской империи 1871 г. По форме

государственного устройства Германия становилась феде-

рацией. Она состояла из 25 государственных образований

(4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 кня-

жеств, 3 вольных городов) и имперской провинции Эль-

зас-Лотарингии, аннексированной от Франции. Все члены

федерации располагали своими законодательными и испол-

нительными органами власти. По форме правления Германия

стала конституционной монархией. Германским императором

- кайзером - был провозглашен король Пруссии Вильгельм

I. Социальную базу новой империи составило высшее

прусское дворянство - юнкерство в союзе с крупной бур-

жуазией. Законодательная власть по конституции вверя-

лась парламенту, состоявшему из двух палат (ст. 5).

Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) - состоял из

представителей государств, входящих в состав союза. Они

назначались правительствами союзных государств, а нормы

представительства определялись самой конституцией. Из

58 голосов в союзном совете 17 принадлежало Пруссии, 6

- Баварии, по 4 - Саксонии и Вюртенбергу, по 3 - Бадену

и Гессену, остальным членам союза по 1 голосу (ст. 6).

Нижняя палата - рейхстаг - избирался на 3 года (с 1887

г. на 5 лет) " посредством всеобщих и прямых выборов с

тайной подачей голосов" (ст. 20). Депутаты рейхстага

работали бесплатно (ст. 32). Обе палаты парламента об-

ладали правом законодательной инициативы. Для принятия

закона требовалось " согласие большинства и в том и в

другом собрании" (ст. 5). При этом к компетенции обще-

имперского законодательства конституция относила: -

постановления, касавшиеся прав гражданства, выбора мес-

та жительства, свободы переселения и т.п.; - налоговое,

таможенное и торговое законодательство; - законы, опре-

делявшие денежную систему, системы мер и весов; - общее

законодательство в области судопроизводства, уголовного

и гражданского права; - постановления в области авторс-

кого, патентного, банковского права, в отношении сво-

боды печати и союзов; - законодательство о путях сооб-

щения и связи; - военное законодательство и постановле-

ния в области внешнеполитических отношений и др. (П. 4,

 1-16).

Кроме законодательных полномочий верхняя палата облада-

ла и рядом исполнительных функций. Она назначала неко-

торых имперских чиновников, издавала общие администра-

тивные распоряжения и инструкции для исполнения зако-

нов, принимала решение об экзекуции (принуждении) от-

дельных членов союза к соблюдению конституционных обя-

занностей (ст. 7, 19, 24). Во главе исполнительной

власти стоял император, который осуществлял президент-

ство в империи и являлся главой государства. Он обладал

весьма широкой компетенцией: - назначал и увольнял

должностных лиц империи, включая председателя союзного

совета - канцлера (ст. 15, 18); - имел право законода-

тельной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял

контроль за их исполнением (ст. 17); - выступал предс-

тавителем империи в международных отношениях (заключал

мир, подписывал международные договора, с согласия со-

юзного совета объявлял войну, аккредитовал и принимал

послов (ст.11); - являлся главой вооруженных сил (ст.

63, 64); - мог контролировать деятельность парламента,

т.к. имел право созывать, открывать, отсрочивать, зак-

рывать союзный совет и рейхстаг, а так же с согласия

верхней палаты досрочно распускать нижнюю (ст. 12, 24).

Особое место в системе исполнительной власти принадле-

жало канцлеру. Он назначался императором и был ответс-

твенен только перед ним. Канцлер был единственным обще-

имперским министром и обладал обширными полномочиями.

Все постановления и распоряжения императора требовали

его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и

руководил его постоянными комитетами. Таким образом,

исходя из конституции 1871 г., государственная власть в

Германской империи должна была основываться на принципе

разделения властей и представительном правлении. Однако

отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда

юридических несообразностей (например, император был

связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал

и имел право сместить и др.) делало демократизацию

власти невозможной и вело к формированию режима, при

котором правительство во главе с императором доминиро-

вало над парламентом.

3. Германия в конце XIX - начале XX в.

Объединение Германии дало сильнейший толчок ее

экономическому и политическому развитию.

Уже 70-е годы германский рейхстаг принял ряд законов,

направленных на укрепление единства империи и общеим-

перского государственного аппарата. В 1871-73 гг. была

введена единая золотая валюта, которая унифицировала

денежную систему Германии. В 1874г. была создана обще-

имперская почта. В 1875г. приняты единые для всей стра-

ны гражданский и уголовный кодексы. На протяжении всех

70-х гг. шло и формирование имперской системы управле-

ния, организация которой не была предусмотрена консти-

туцией. В этот период возник ряд отраслевых органов го-

сударственного управления- министерств: иностранных дел

(1871), имперских железных дорог (1873), юстиции

(1877), внутренних дел (1879). В экономической сфере

образование единого внутреннего рынка, установление ад-

министративно-правового единообразия создали предпосыл-

ки для стремительного развития экономики. Промышленная

революция в Германии в целом началась сравнительно

поздно. Но это обстоятельство заключало в себе и ряд

преимуществ. Она совпала с крупными научно-техническими

открытиями и широким внедрением в производство прогрес-

сивных технологических процессов. Поэтому индустриали-

зация в Германии проходила с учетом передового опыта

развитых стран, а промышленность строилась на базе сов-

ременных технологий. Новые изобретения внедрялись в

технику связи, электротехнику, органическую химию и

т.д. Изменялась структура промышленности, возникали и

быстро развивались новые отрасли индустрии, связанные с

производством машин, электротехникой, химией и т.д. При

этом тяжелая промышленность развивалась интенсивнее

других и доминировала над остальными отраслями экономи-

чески. Это позволило Германии за последнюю четверть ве-

ка превратиться в сильную капиталистическую державу и

выдвинуться на первое место в Европе по уровню промыш-

ленного производства. Характерной чертой развития капи-

тализма в Германии в последней четверти XIX в. являлись

не только высокие темпы индустриализации, но и ускорен-

ный процесс перерастания " свободного" капитализма в им-

периалистический с господством монополий и финансовой

олигархии. Создание монополий в Германии началось рань-

ше и проходило быстрее, чем в странах " Старого света".

Этому способствовала высокая степень концентрации про-

изводства и протекционистская политика германского пра-

вительства. В образовании монополий огромную роль игра-

ли и банки. Это было связано с тем, что промышленность

не успела создать необходимых накоплений и нуждалась в

дополнительных капиталовложениях. Предоставляя промыш-

ленным фирмам долгосрочные кредиты, банки стремились

контролировать их, поощряя

концентрацию производства в руках тех компаний, с кото-

рыми были связаны. Высокие темпы индустриализации стра-

ны, концентрация и централизация промышленности и капи-

тала привели к изменениям в структуре германского капи-

тализма. Наметившееся переплетение промышленного капи-

тала с банками, способствовало образованию финансо-

во-промышленной олигархии, подчинившей себе практически

всю экономику страны. Сосредоточив в своих руках ключе-

вые позиции в экономике, она стала оказывать существен-

ное влияние на внутреннюю и внешнюю политику своего го-

сударства. Потребность в новых источниках сырья и рын-

ках сбыта толкали германскую финансово-промышленную

олигархию к колониальным захватам. Желания крупной бур-

жуазии совпадали с политикой немецкого юнкерства, стре-

мившегося создать военно-полицейское государство с ог-

ромной армией и мощным флотом. Объединение Германии на

прусской основе привело к тому, что издавна сложившаяся

в Пруссии военная система стала распространяться на всю

страну. Огромная часть бюджета шла на содержание армии

и полиции, полномочия которой для поддержания " порядка"

неуклонно расширялись. Политический строй объединенной

Германии позволил военным учреждениям сосредоточить в

своих руках значительную власть, оказывая влияние на

общий политический курс и решение конкретных вопросов.

Наличие огромной, хорошо подготовленной армии в сочета-

нии с экономическими устремлениями финансово-промышлен-

ной олигархии позволили Германии за короткий срок соз-

дать свою колониальную империю и одновременно развивать

экономическую экспансию в Османскую империю, Китай, Юж-

ную Америку. Изменения в экономической сфере оказали

существенное влияние на социальную структуру германско-

го общества. Выразителями интересов различных слоев на-

селения стали политические партии. Интересы крупного

юнкерства выражала партия консерваторов. Она выступала

против расширения компетенции имперских властей и явля-

лась охранительной для феодальных пережитков и привиле-

гий. Основной политической силой, поддерживающей курс

имперского правительства, была партия " свободных кон-

серваторов" или имперская. Социальную базу этой партии

составили юнкерство и финансово-промышленная олигархия.

Из этой партии в основном формировалось имперское пра-

вительство Бисмарка. Другой опорой правительства явля-

лась партия национал-либералов, выражавшая интересы

крупной и частично средней буржуазии. Некоторую оппози-

ционность проявляла партия мелкой и средней буржуазии -

партия прогрессистов. Она выступала против увеличения

армии и военных расходов, за некоторую демократизацию

общественной жизни. Интересы рабочего класса и мелко-

буржуазных слоев представляла социал-демократическая

партия. Влияние этой партии в рабочем классе год от го-

да неуклонно возрастало, что отражалось на выборах в

рейхстаг. В создавшихся условиях Бисмарк, являвшийся

бессменным канцлером империи с 1871 по 1890гг., провел

через рейхстаг так называемый исключительный закон. По

этому закону, действовавшему до 1890 г, все социалисти-

ческие организации распускались, распространение социа-

листических идей запрещалось, а членство в подобных ор-

ганизациях каралось тюремным заключением и крупным

штрафом. Однако Бисмарк понимал, что влияние новой пар-

тии обусловлено тяжелым положением рабочего класса.

Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором

законов, целью которых было улучшение положения рабоче-

го класса. В 1883 г. был принят закон о страховании на

случай болезни, в 1884 г. введено страхование от нес-

частных случаев, а в 1889 г. закон о страховании по ин-

валидности и старости. Несмотря на это, добиться ослаб-

ления влияния социалистов в среде рабочего класса ему

не удалось. В 1884 г на выборах, несмотря на запрет

партии, в рейхстаг было избрано 24 социалиста, а в 1890

г. за них проголосовало уже 20 % избирателей. Таким об-

разом, к началу XX в. Германия превратилась в экономи-

чески развитое, милитаристски настроенное государство,

в котором едва пробивались слабые ростки демократии.

Милитаристские интересы финансово-промышленной олигар-

хии толкнули Германию к войне за передел мира. В этой

войне Германия потерпела сокрушительное поражение, а

империя перестала существовать.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.07 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал