Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 18 Германия
1. Германия в период с 1800 по 1871 год Во второй половине XVIII в. " Священная римская империя германской нации" по-прежнему представ- ляла собой раздробленное феодальное государство, в сос- тав которого входило более 300 светских и духовных кня- жеств. Формально все германские государства находились в подчинении императора и имперского сейма, но факти- чески обладали полной независимостью. Большинство из них были небольшими (со средней площадью около 20-25 квадратных километров) и малочисленными. Но уже во вто- рой половине XVIII в. выделились и такие, которые пре- тендовали на роль центров будущего объединения Герма- нии. Главное соперничество развернулось между Австрией и Пруссией. В результате войны с Францией в конце XVIII - начале XIX в. " Священная римская империя германской нации" перестала существовать. Разгромив Австрию, сто- явшую во главе империи. Наполеон в 1806г. уничтожил и саму империю. 6 августа 1806г. Франц II отказался от титула императора Германии, объявив себя только импера- тором Австрии. Наполеон изменил карту Германии. Кня- жества, расположенные по течению Рейна, он объединил в так называемый Рейн- ский союз под своим протекторатом. Остальные, также ук- рупненные им княжества (около 40), остались самостоя- тельными. В государствах Рейнского союза Наполеон ввел французский Гражданский кодекс, отменил крепостное пра- во и феодальные привилегии. Когда империи Наполеона пришел конец. Рейнский союз распался. Однако восстанов- ления прежней Германской империи не произошло. Вместо нее, созванный в 1815 г. Венский конгресс, постановил учредить новый, так называемый Германский союз, где ве- дущую роль заняла Австрия. В него вошли 34 монархии и 4 вольных города. Верховным органом власти союза стал Со- юзный сейм, располагавшийся во Франкфурте-на-Майне. Он состоял из представителей государств- членов, обязанных постоянно консультироваться со своими правительствами. Они имели возможность решать вопросы только в пределах отведенной им компетенции, четко следуя инструкциям своего руководства. При этом требовалось единогласие членов Союзного сейма. В сложившихся условиях все госу- дарства союза сохраняли практически полную самостоя- тельность. Они по-разному управлялись, между ними сох- ранялись границы и таможенные преграды. Таким образом, политическая раздробленность германских государств, несмотря на создание Союза, сохранялась. Общей тенден- цией развития большинства германских государств в пер- вой половине XIX в. стало развитие капиталистических отношений. Постепенно отменялась крепостная зависи- мость, барщина заменялась трудом наемных батраков, не- уклонно развивалось промышленное производство. В связи с этим экономическая и политическая раздробленность Германии вступала в противоречия с интересами развиваю- щейся буржуазии. Кроме этого, к середине XIX в. более явственно обозначились противоречия между Австрией и Пруссией. В 1833 г. Под эгидой Пруссии был собран новый Таможенный союз, в который вошло 18 германских госу- дарств. Таможенный трактат устанавливал " общую таможен- ную и торговую систему" ( 2) государств-членов. Для осуществления намеченной политики был создан Совет уполномоченных. Австрия отказалась быть членом этого союза, что создало условия для усиления влияния Пруссии на германские государства. В отличие от католической многонациональной Австрии, Пруссия представляла собой протестантское государство с преимущественно немецким населением. Сторонниками немецкого национального движе- ния стали связывать свои надежды на объединение с дейс- твиями Пруссии. Революция 1848. Развитие капитализма в Германии требовало создания централизованного государс- тва, общего правового пространства, единой таможенной и денежной системы. Главным тормо- зом развития капитализма стали феодальные пережитки: политическая раздробленность, сохранение в ряде гер- манских государств самодержавной формы правления, круп- ного дворянского землевладения, крепостного права. Все это создавало условия для буржуазной революции. Начало революции было ускорено неурожаем 1845-46гг. и экономи- ческим кризисом 1847г. Непосредственным толчком явилась Февральская революция 1848г. во Франции. Движущими си- лами революции стали рабочие, ремесленники, крестьяне. При этом уже в 40-х годах XIX в. в Германии зародилось научное мировоззрение пролетариата- марксизм, основопо- ложниками которого являлись немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. Главной задачей революции стала ликвида- ция политической раздробленности и феодально-абсолю- тистского строя. Революция началась практически однов- ременно в нескольких германских государствах. Март 1848 г. ознаменовался выступлениями в Бадене, Гессен-Дарм- штадте, Вюртемберге, Баварии, в Берлине. Восставшим удалось добиться некоторых уступок. В частности, в Пруссии были упразднены помещичьи суды над крестьянами, суд присяжных стал распространяться на политические преступления, провозглашены выборы в Учредительный ландтаг и т.гг. В общегерманском масштабе германские правительства дали согласие на созыв во Франкфур- те-на-Майне Учредительного собрания. Его задачей должна была стать разработка единой общегерманской конститу- ции. В марте 1849 г. работа над ней была завершена. Конституция 1849 г. предусматривала создание германской империи на территории прежнего Германского союза (отд. 1, ст. 1, 1). К компетенции общеимперских властей от- носилось: - осуществление внешних дипломатических сно- шений; - право распоряжения армией и флотом; - право на издание законов и осуществление контроля в отношении военного дела, путей сообщения, таможенной политики, денежной системы (отд. II). Законодательная власть должна была осуществляться императором совместно с рейхстагом, состоявшим из двух палат: палаты государств и палаты народа (отд. III, ст. 3, 80). Палата госу- дарств (192 члена) образовывалась из представителей германских государств (отд. IV, ст. 2, 86). Они наз- начались на 6 лет наполовину правительством, наполовину народным представительством, соответствующих государств (отд. IV, ст. 2, 88). При этом количество представи- телей от различных земель не было одина- ковым: от Пруссии 40 членов, от Австрии 38, от Баварии 18, от Саксонии 10, от Гамбурга 1 и т.д (отд. IV, ст. 2, 87). Палата народа избиралась на 3 года всеобщим голосованием, пропорционально количеству населения в каждом германском государстве (отд. IV, ст. 3). Обе па- латы наравне с императором наделялись законодательной инициативой (отд. III, 80, отд. IV, 99). Для приня- тия закона требовалось согласие обеих палат и утвержде- ние законопроекта императором. Если законопроект, не утвержденный имперским правительством, принимался без изменения в трех непосредственно следующих одна за дру- гой сессиях, то после закрытия третьей сессии он стано- вился законом (отд. IV, ст. 5, 101). Исполнительная власть должна была осуществляться наследственным импе- ратором " при посредстве назначенных им ответственных министров" (отд. 111, ст. 2, 73). Император объявлял- ся главой государства и наделялся широкими полномочия- ми. К ним относились: - назначение высших общеимперских должностных лиц (министров, дипломатических представи- телей и консулов); - командование вооруженными силами; - заключение международных договоров; - право роспуска народной палаты; - право помилования в уголовных делах, входящих в компетенцию имперского суда и др. (отд. III). Общеимперская судебная власть должна была отправ- ляться имперским судом (отд. V, ст. 1, 128). Германс- кая конституция 1849г. содержала раздел, провозглашав- ший основные права германского народа. Декларировалось, что " каждый немец имеет права гражданства" и пользуется ими в каждом немецком государстве (отд. IV, ст. 1, 132). Отменялись все сословные привилегии - " всякие от- ношения крепостной зависимости", объявлялось равенство " всех сословий перед законом" (отд. VI, 137, 166). Провозглашался и ряд важнейших демократических свобод: неприкосновенность личности, жилища, собственности, свобода слова, печати, вероисповедания (отд. VI, 138, 140, 143, 144, 164). Имперская корона была предложена сначала австрийскому, а затем прусскому королям. Полу- чив отказ монархов наиболее крупных государств, входив- ших в Германский союз. Франкфуртское собрание обрати- лось 3 мая 1849 г. к народу с призывом ввести в испол- нение принятую им конституцию. Во многих государствах и городах народные массы развернули борьбу за имперскую конституцию. Так к середине мая 1849г. в Дрездене. Дюс- сельдорфе, Золингене. а потом и в Бадене, Пфальце и др. местах шли бои за имперскую конституцию. Последним оп- лотом движения был Раштадт, выступления в котором были подав- лены 23 июля 1849 г. Разгром восстания на юго-западе Германии повлиял на отзыв депутатов из Франкфурта от Пруссии и Австрии. Заседания были перенесены в Штут- гарт, где были разогнаны правительством Вюртемберга. Так закончилась буржуазная революция в Германии. Гер- манская революция 1848-1849 гг. оказалась незавершен- ной: страна осталась политически раздробленной, фео- дально-абсолютистские позиции были во многом сохранены. Прусская конституция 1850 г. Первая конституция была " дарована" Фридрихом-Вильгельмом IV прусскому народу еще в 1848 году под давлением революционных выступле- ний. Она провозглашала всеобщее избирательное право, гражданские свободы и предусматривала оформление конс- титуционной монархии. После разгрома революции в Прус- сии, как и в других государствах, наступил период реак- ции. Однако прусский король не решался отменить " даро- ванную" им конституцию, а лишь ограничился ее пересмот- ром. 30 мая 1849 г. был введен новый избирательный за- кон, который в замаскированной форме вводил высокий имущественный ценз вместо завоеванного народом в марте 1848 г. всеобщего избирательного права. Согласно закону все граждане, достигшие 25 летнего возраста в зависи- мости от величины уплаченных ими налогов делились на 3 разряда. Первый разряд (4, 43 % всех избирателей) сос- тавляли крупные налогоплательщики, уплачивающие в сово- купности 1/3 общей суммы всех государственных налогов. Ко второму разряду (15, 76 % всех избирателей) относи- лись лица, платившие каждый в отдельности меньшую сумму налогов, а в совокупности также 1/3 общей суммы. Тре- тий, самый многочисленный разряд (79, 81 % избирателей) составляли мелкие налогоплательщики, уплачивающие пос- леднюю треть государственных налогов. Выборы были двухстепенные. Первоначально каждый разряд выбирал от- дельно третью часть выборщиков, а затем выборщики отк- рытым голосованием избирали депутатов парламента. В ре- зультате получалось, что первые два разряда, в которые входили состоятельные граждане, избирали две трети вы- борщиков. Этим впоследствии и определялся социальный состав депутатов. Через год этот закон вошел составной частью в новую Прусскую конституцию. В окончательном варианте конституция 1850г. устанавливала дуалистичес- кую форму конституционной монархии. Законодательная власть вверялась королю и парламенту (ст. 62). Парла- мент - ландтаг состоял из двух палат: палаты господ и палаты представителей. Палата господ формировалась из принцев королевского до- ма, князей и других, назначенных короной пэров. Палата представителей избиралась на основе трехразрядной (ку- риальной) системы, установленной еще законом от 30 мая 1849 г. Король и обе палаты ландтага обладали правом законодательной инициативы (ст. 64). Закон, утвержден- ный палатами, считали принятым лишь при согласии короля (ст. 62). Королю же предоставлялось дополнительное пра- во " в случаях, когда того требует сохранение обществен- ной безопасности..., и палаты не заседают" издавать распоряжения, имеющие силу закона. Правда эти распоря- жения должны были получать одобрение палат в ближайшую сессию (ст. 63). Кроме этого королю предоставлялось ни- чем не ограниченное право роспуска парламента (ст. 51). Исполнительную власть конституция вверяла " одному коро- лю". Он назначал и отзывал министров и других должност- ных лиц в армии и государстве; осуществлял высшее воен- ное командование, имел право объявлять войну, заключать мир, подписывать международные договоры (ст. 45-48). Судебная власть должна была осуществляться " независимы- ми, не подчиняющимися другой власти, кроме закона, су- дами" (ст. 86). Судьи назначались королем пожизненно и могли быть смещены только на основании судебного реше- ния по причинам, установленным законом (ст. 87). Конс- титуция 1850 г. содержала и разделы о правах граждан. Провозглашалось равенство пруссаков перед законом, га- рантии личной свободы, неприкосновенность собственности и жилища, свобода слова, печати, вероисповедания, соб- раний, союзов и др. (титул II). Однако ст. 111 консти- туции допускала временную приостановку действия ряда статей " в случае войны или восстания". 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г. Поражение революции 1848-1849гг.не могло остановить бур- ного капиталистического развития Германии, которое нас- тоятельно требовало объединения страны. Инициативу в объединительном процессе в 60-е г. XIX в. захватила Пруссия. Начавшаяся здесь в середине XIX в. промышлен- ная революция превратила ее в самое экономически разви- тое германское государство. С приходом к власти нового короля - Вильгельма I Пруссия стала активно заниматься внутригерманскими проблемами. Ее главной заботой было ослабление Австрии и объединение всех германских госу- дарств вокруг Пруссии. В 1862 г. Вильгельм I назна- чил главой правительства Отто фон Бисмарка, который уже в первой своей речи на новом посту определил модель и методы будущего объединения: " не речами и постановлени- ями..., а железом и кровью". Бисмарк энергично взялся за осуществление поставленной цели, начав с усиления армии. Увеличение расходов на ее содержание; введение всеобщей воинской повинности и обязательного школьного обучения; создание нового органа управления военным ве- домством - генерального штаба, который занимался выра- боткой военной стратегии. сбором и хранением военной информации, способствовали превращению прусской армии в одну из сильнейших в Европе. Создав, в дипломатическом плане, все необходимые условия борьбы с Австрией, как главным соперником в деле объединения, Пруссия ожидала благоприятного момента для нанесения удара. Прелюдией к разгрому Австрии стала в 1864 война Пруссии и Австрии против Дании. В состав Дании входили 2 провинции с пре- имущественно немецким населением - Шлезвиг и Гольштейн. Поводом к войне явилась новая датская конституция, в которой ущемлялись права Шлезвига, а мотивом- предан- ность Пруссии и Австрии идее нацио- нального объединения. Война продолжалась всего 4 меся- ца. Потерпев поражение, Дания была вынуждена отказаться от Шлезвига и Гольштейна. На завоеванные герцогства распространился режим совместного австро-прусского вла- дения, при котором управление Гольштейном было передано Австрии, а Шлезвигом - Пруссии. В 1866г., обвинив Авс- трию в нарушениях договоренности об управлении этими провинциями, Пруссия напала на Юльштейн. Началась авс- тро-прусская война, которая быстро привела к полному разгрому Австрии. Победа над Австрией окончательно ре- шила вопрос о гегемонии Пруссии в Германии. В августе 1866 г. был подписан договор о создании нового Северо- германского Союза, возглавляемого Пруссией. В него вош- ли 22 германских государства, расположенных к северу от реки Майн. В 1867 г. была принята конституция северо- германского союза, юридически закрепившая в нем ведущее положение Пруссии. Главой союзного государства стано- вился президент - король Пруссии, который являлся глав- нокомандующим союзной армией, обладал правом заключения мира и объявления войны, сосредоточивал в своих руках всю полноту исполнительной и частично законодательной власти. Главой союзного правительства стал назначенный королем канцлер. Законодательная власть вверялась пар- ламенту, состоявшему из палат: союзного совета и рейх- стага. В союзный совет - верхнюю палату - входили представители государств-членов, причем из 43 голосов 17 принадлежали представителям Пруссии. Рейхстаг - ниж- няя палата - состоял из 297 депутатов, избранных на ос- нове всеобщего мужского избирательного права. Таким об- разом, после австро-прусской войны объединение Германии в основном состоялось. Однако Бисмарк считал, что за- вершить его можно только разгромив Францию, которая ви- дела в объединении Германии прямую угрозу своему влия- нию на европейском континенте и стремилась подтолкнуть Австрию и южногерманские государства к борьбе против Пруссии. Война с Францией, по его мнению, должна была вызвать в германских государствах общенациональное дви- жение за ускорение полного объединения Германии и тем самым облегчить преобразование временного Северогер- манского союза в более централизованное государство под главенством Пруссии. Расчеты Бисмарка оказались точны- ми. Спровоцировав Францию на объявление войны и выста- вив ее агрессором, Бисмарк добился желаемых результа- тов. Германские государства объединились вокруг Прус- сии, а военные победы привели к тому, что монархи всех германских государств обратились к прусскому королю с просьбой принять императорскую корону. 18 января 1871 г. Германия, в состав которой вошли и южногерманские государства (Бавария, Вюртем- берг, ГессенДармштадт и Баден) была провозглашена импе- рией. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил новую консти- туцию. Конституция Германской империи 1871 г. По форме государственного устройства Германия становилась феде- рацией. Она состояла из 25 государственных образований (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 кня- жеств, 3 вольных городов) и имперской провинции Эль- зас-Лотарингии, аннексированной от Франции. Все члены федерации располагали своими законодательными и испол- нительными органами власти. По форме правления Германия стала конституционной монархией. Германским императором - кайзером - был провозглашен король Пруссии Вильгельм I. Социальную базу новой империи составило высшее прусское дворянство - юнкерство в союзе с крупной бур- жуазией. Законодательная власть по конституции вверя- лась парламенту, состоявшему из двух палат (ст. 5). Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) - состоял из представителей государств, входящих в состав союза. Они назначались правительствами союзных государств, а нормы представительства определялись самой конституцией. Из 58 голосов в союзном совете 17 принадлежало Пруссии, 6 - Баварии, по 4 - Саксонии и Вюртенбергу, по 3 - Бадену и Гессену, остальным членам союза по 1 голосу (ст. 6). Нижняя палата - рейхстаг - избирался на 3 года (с 1887 г. на 5 лет) " посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов" (ст. 20). Депутаты рейхстага работали бесплатно (ст. 32). Обе палаты парламента об- ладали правом законодательной инициативы. Для принятия закона требовалось " согласие большинства и в том и в другом собрании" (ст. 5). При этом к компетенции обще- имперского законодательства конституция относила: - постановления, касавшиеся прав гражданства, выбора мес- та жительства, свободы переселения и т.п.; - налоговое, таможенное и торговое законодательство; - законы, опре- делявшие денежную систему, системы мер и весов; - общее законодательство в области судопроизводства, уголовного и гражданского права; - постановления в области авторс- кого, патентного, банковского права, в отношении сво- боды печати и союзов; - законодательство о путях сооб- щения и связи; - военное законодательство и постановле- ния в области внешнеполитических отношений и др. (П. 4, 1-16). Кроме законодательных полномочий верхняя палата облада- ла и рядом исполнительных функций. Она назначала неко- торых имперских чиновников, издавала общие администра- тивные распоряжения и инструкции для исполнения зако- нов, принимала решение об экзекуции (принуждении) от- дельных членов союза к соблюдению конституционных обя- занностей (ст. 7, 19, 24). Во главе исполнительной власти стоял император, который осуществлял президент- ство в империи и являлся главой государства. Он обладал весьма широкой компетенцией: - назначал и увольнял должностных лиц империи, включая председателя союзного совета - канцлера (ст. 15, 18); - имел право законода- тельной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял контроль за их исполнением (ст. 17); - выступал предс- тавителем империи в международных отношениях (заключал мир, подписывал международные договора, с согласия со- юзного совета объявлял войну, аккредитовал и принимал послов (ст.11); - являлся главой вооруженных сил (ст. 63, 64); - мог контролировать деятельность парламента, т.к. имел право созывать, открывать, отсрочивать, зак- рывать союзный совет и рейхстаг, а так же с согласия верхней палаты досрочно распускать нижнюю (ст. 12, 24). Особое место в системе исполнительной власти принадле- жало канцлеру. Он назначался императором и был ответс- твенен только перед ним. Канцлер был единственным обще- имперским министром и обладал обширными полномочиями. Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и руководил его постоянными комитетами. Таким образом, исходя из конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей (например, император был связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал и имел право сместить и др.) делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминиро- вало над парламентом. 3. Германия в конце XIX - начале XX в. Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию. Уже 70-е годы германский рейхстаг принял ряд законов, направленных на укрепление единства империи и общеим- перского государственного аппарата. В 1871-73 гг. была введена единая золотая валюта, которая унифицировала денежную систему Германии. В 1874г. была создана обще- имперская почта. В 1875г. приняты единые для всей стра- ны гражданский и уголовный кодексы. На протяжении всех 70-х гг. шло и формирование имперской системы управле- ния, организация которой не была предусмотрена консти- туцией. В этот период возник ряд отраслевых органов го- сударственного управления- министерств: иностранных дел (1871), имперских железных дорог (1873), юстиции (1877), внутренних дел (1879). В экономической сфере образование единого внутреннего рынка, установление ад- министративно-правового единообразия создали предпосыл- ки для стремительного развития экономики. Промышленная революция в Германии в целом началась сравнительно поздно. Но это обстоятельство заключало в себе и ряд преимуществ. Она совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрес- сивных технологических процессов. Поэтому индустриали- зация в Германии проходила с учетом передового опыта развитых стран, а промышленность строилась на базе сов- ременных технологий. Новые изобретения внедрялись в технику связи, электротехнику, органическую химию и т.д. Изменялась структура промышленности, возникали и быстро развивались новые отрасли индустрии, связанные с производством машин, электротехникой, химией и т.д. При этом тяжелая промышленность развивалась интенсивнее других и доминировала над остальными отраслями экономи- чески. Это позволило Германии за последнюю четверть ве- ка превратиться в сильную капиталистическую державу и выдвинуться на первое место в Европе по уровню промыш- ленного производства. Характерной чертой развития капи- тализма в Германии в последней четверти XIX в. являлись не только высокие темпы индустриализации, но и ускорен- ный процесс перерастания " свободного" капитализма в им- периалистический с господством монополий и финансовой олигархии. Создание монополий в Германии началось рань- ше и проходило быстрее, чем в странах " Старого света". Этому способствовала высокая степень концентрации про- изводства и протекционистская политика германского пра- вительства. В образовании монополий огромную роль игра- ли и банки. Это было связано с тем, что промышленность не успела создать необходимых накоплений и нуждалась в дополнительных капиталовложениях. Предоставляя промыш- ленным фирмам долгосрочные кредиты, банки стремились контролировать их, поощряя концентрацию производства в руках тех компаний, с кото- рыми были связаны. Высокие темпы индустриализации стра- ны, концентрация и централизация промышленности и капи- тала привели к изменениям в структуре германского капи- тализма. Наметившееся переплетение промышленного капи- тала с банками, способствовало образованию финансо- во-промышленной олигархии, подчинившей себе практически всю экономику страны. Сосредоточив в своих руках ключе- вые позиции в экономике, она стала оказывать существен- ное влияние на внутреннюю и внешнюю политику своего го- сударства. Потребность в новых источниках сырья и рын- ках сбыта толкали германскую финансово-промышленную олигархию к колониальным захватам. Желания крупной бур- жуазии совпадали с политикой немецкого юнкерства, стре- мившегося создать военно-полицейское государство с ог- ромной армией и мощным флотом. Объединение Германии на прусской основе привело к тому, что издавна сложившаяся в Пруссии военная система стала распространяться на всю страну. Огромная часть бюджета шла на содержание армии и полиции, полномочия которой для поддержания " порядка" неуклонно расширялись. Политический строй объединенной Германии позволил военным учреждениям сосредоточить в своих руках значительную власть, оказывая влияние на общий политический курс и решение конкретных вопросов. Наличие огромной, хорошо подготовленной армии в сочета- нии с экономическими устремлениями финансово-промышлен- ной олигархии позволили Германии за короткий срок соз- дать свою колониальную империю и одновременно развивать экономическую экспансию в Османскую империю, Китай, Юж- ную Америку. Изменения в экономической сфере оказали существенное влияние на социальную структуру германско- го общества. Выразителями интересов различных слоев на- селения стали политические партии. Интересы крупного юнкерства выражала партия консерваторов. Она выступала против расширения компетенции имперских властей и явля- лась охранительной для феодальных пережитков и привиле- гий. Основной политической силой, поддерживающей курс имперского правительства, была партия " свободных кон- серваторов" или имперская. Социальную базу этой партии составили юнкерство и финансово-промышленная олигархия. Из этой партии в основном формировалось имперское пра- вительство Бисмарка. Другой опорой правительства явля- лась партия национал-либералов, выражавшая интересы крупной и частично средней буржуазии. Некоторую оппози- ционность проявляла партия мелкой и средней буржуазии - партия прогрессистов. Она выступала против увеличения армии и военных расходов, за некоторую демократизацию общественной жизни. Интересы рабочего класса и мелко- буржуазных слоев представляла социал-демократическая партия. Влияние этой партии в рабочем классе год от го- да неуклонно возрастало, что отражалось на выборах в рейхстаг. В создавшихся условиях Бисмарк, являвшийся бессменным канцлером империи с 1871 по 1890гг., провел через рейхстаг так называемый исключительный закон. По этому закону, действовавшему до 1890 г, все социалисти- ческие организации распускались, распространение социа- листических идей запрещалось, а членство в подобных ор- ганизациях каралось тюремным заключением и крупным штрафом. Однако Бисмарк понимал, что влияние новой пар- тии обусловлено тяжелым положением рабочего класса. Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором законов, целью которых было улучшение положения рабоче- го класса. В 1883 г. был принят закон о страховании на случай болезни, в 1884 г. введено страхование от нес- частных случаев, а в 1889 г. закон о страховании по ин- валидности и старости. Несмотря на это, добиться ослаб- ления влияния социалистов в среде рабочего класса ему не удалось. В 1884 г на выборах, несмотря на запрет партии, в рейхстаг было избрано 24 социалиста, а в 1890 г. за них проголосовало уже 20 % избирателей. Таким об- разом, к началу XX в. Германия превратилась в экономи- чески развитое, милитаристски настроенное государство, в котором едва пробивались слабые ростки демократии. Милитаристские интересы финансово-промышленной олигар- хии толкнули Германию к войне за передел мира. В этой войне Германия потерпела сокрушительное поражение, а империя перестала существовать.
|