Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 20 Япония
1. Революция Мэйдзи Основные изменения в социльно- политическом строе. В середине XIX в. Япония находилась в состо- янии глубокого социальнополитического кризиса, обуслов- ленного в конечном итоге разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов - князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более по- ловины урожая, не считая других поборов и повинностей. Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьянства. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. В первой половине XIX в. появилась капиталистическая мануфакту- ра. Однако феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка (крестьянство - основная часть населения страны - почти не покупало промышленных това- ров) тормозили ее дальнейшее развитие. Ухудшилось и внешнеполитическое положение страны. В 1853 г. у бере- гов Японии появилась американская эскадра. Ее командую- щий - адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой при- менения силы японское правительство было вынуждено под- чиниться. Вскоре почти аналогичные договоры были подпи- саны с европейскими державами. Появи- лась реальная угроза превращения страны в полуколонию. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и нацио- нально-освободительного движения. Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торго- во-промышленная буржуазия, самураи - военное сословие мелких дворян и даже многие князья, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономичес- ком отношении. Участие в этом движении дворянства, осо- бенно мелкого, обусловливалось его отрицательным отно- шением к внешнеполитическому курсу правительства и в еще большей степени ухудшением его социальноэкономичес- кого положения. Самураи, являясь вассалами князей, обычно не имели своей земли, а получали от князей жало- ванье рисом; жалованье вассалов уменьшалось, их число сокращалось, и многие из них пополняли ряды других со- циальных групп. Дворянство, включая князей-оппозиционе- ров, благодаря своей относительной сплоченности, нали- чию военной организации, экономическим возможностям за- няло руководящую роль в движении. Они признавали необ- ходимость реформ, учитывающих иностранный опыт, но по- лагали, что проведение их следовало осуществлять свер- ху, с помощью государства. В этот период главой госу- дарства номинально считался император, но реально власть находилась в руках сёгуна (полководца)- высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и на- чальником всего аппарата государственного управления, безконтрольно осуществлявшего исполнительно-распоряди- тельные, фискальные и законодательные функции. Начиная с XVII в. пост сёгуна занимали представители дома Току- гава- самого богатого феодального клана страны, проти- вившегося любым прогрессивным реформам. В таких услови- ях были сформулированы конкретные задачи княжеско-саму- райского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть) императора и от его имени провести необходимые реформы. В октябре 1867 г. руководители движения потре- бовали у сёгуна Кэйки немедленной передача верховной власти императору (15- летнему Муцухито) и объявили сбор военных сил, поддерживающих императора. Сёгун дви- нул против них верные ему войска, но они потерпели) жестокое поражение (январь 1868 г.). Через несколько месяцев сёгун капитулировал. Власть перешла в руки кня- зей и самураевсторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти. В японской официальной историографии этот период обычно называют ((реставрация Мэйдзю) (Мэйдзи - название вре- мени правле- ния императора Муцухито). По своему подлинному содержа- нию это была антифеодальная революция, руководство ко- торой принадлежало умеренно радикальным кругам дворянс- тва, связанным с императорским двором. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движе- ния, относительная слабость буржуазии во многом обусло- вили незавершенный характер этой революции. Тем не ме- нее страна вступила на путь буржуазного развития. Об этом свидетельствовали начавшиеся экономические и поли- тические реформы, хотя и не всегда последовательные, но объективно призванные модернизировать японское общест- во, приобщить его к более высокому техническому и госу- дарственно-правовому уровню. Реформы конца 60-80-х гг. XIX в. Руководство страны, осуществляя преобразования, которые охватили важнейшие сферы жизни, стремилось мак- симально использовать опыт европейцев и североамерикан- цев. В сфере социально-экономических отношений было устранено все, что ограничивало личную свободу, включая выбор местожительства и профессии, и введено формальное равенство всех граждан перед законом. В 1872 г. уста- новлено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог. Отныне все фактические вла- дельцы земли становились ее собственниками. Соответс- твенно разрешалась свободная купля-продажа земли. В итоге наиболее одиозные институты феодального земле- пользования были упразднены. Но радикального перерасп- ределения земли не произошло. Она осталась у дворянства и состоятельных крестьян, но уже на правах частной собственности. Значительная часть крестьян по-прежнему была безземельной или малоземельной. В городе были уп- разднены цеха и гильдии, а также связанная с ними рег- ламентация ремесла и торговли. Закрылись все внутренние таможни. Вводились единые для всей страны единицы изме- рения. В 1872 г. принят закон о всеобщем начальном об- разовании. В конечном итоге были аннулированы неравноп- равные международные договоры. Важные преобразования претерпело государство. Армия реорганизовалась по гер- манскому образцу, а флот - по английскому, была введена всеобщая воинская повинность, причем самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должнос- тей. Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнитель- но-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на чиновничьи должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено ад- министративно-территориальное деление по губерниям с приблизительно одинаковой численностью населения. Гу- бернией управлял губернатор, назначаемый правительством и ответственный перед ним, а также выборное совещатель- ное собрание (1871-1878). Владетельные князья оконча- тельно лишились политической власти на местах. Еще одна волна активизации общественных движений пришлась на 80-е гг. XIX в. Одним из проявлений некоторого усиления влияния буржуазии и интеллигенции явилось образование политических партий. В 1881 г. была создана либеральная партия, а год спустя - партия конституционных реформ. Их принципиальные программные установки были схожи: введение парламентского строя при сохранении монархии, независимый внешнеполитический курс и некоторые другие положения. Различия просматривались в относительно вто- ростепенных вопросах, связанных с уровнем налогообложе- ния, степенью независимости самоуправления и пр. В ре- зультате этого партии имели почти одинаковую социальную базу (состоятельные слои населения города и деревни, причем многие неоднократно меняли свои партийные симпа- тии в зависимости от конкретных программ, выдвинутых на очередных выборах). Партии изначально не играли решаю- щей роли в политической жизни страны, но они рассматри- вались правящими кругами как важный элемент создаваемой конституционной монархии. В силу этого их учреждение проходило при активном, покровительственном участии властей. 2.Конституция 1889 г.Введение конституционной монархии. Завершением реформ явилось принятие конституции. Ее создатели провели большую подготови- тельную работу, тщательно изучив конституционный опыт многих стран. Они не стремились сконструировать что-ли- бо принципиально новое. Признавалось целесообразным ис- пользовать конституционные нормы других стран, апроби- рованные на практике и наиболее адекватно отвечающие целям правящих кругов Японии. Будущая конституция долж- на была юридически закрепить статус императора как гла- вы государства, наделенного чрезвычайно широкими полно- мочиями, особенно в области военной и исполнительной власти при разделении законодательной власти между ним и парламентом. Объективно конституции предстояло закре- пить компромисс между доминирующим в государстве дво- рянством во главе с императором, контролировавшим ис- полнительную власть и вооруженные силы, и буржуазией, допускаемой к участию в законодательстве и частично контролю за бюджетом. Наиболее подходящими для решения этих задач были признаны прусская конституция 1850г. и германская конституция 1871 г. Они и послужили образцом. В 1889 г. работа над первой в истории Японии конституцией была завершена. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. Как глава государства он наделялся верховной властью - объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сос- редоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего - устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного граж- данского управления - определять структуру министерств, назначать, увольнять, определять оклады всех должност- ных лиц. Император назначал министра-президента (главу исполнительной власти), а по его представлению - ос- тальных министров, которые фактически не зависели от парламента, так как конституцией не предусматривалось право вынесения вотума недоверия. Он осуществлял зако- нодательную власть совместно с парламентом. Император созывал парламент и закрывал его, отсрочивал парламент- ские заседания, распускал нижнюю палату- палату депута- тов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обна- родованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента импе- ратор мог издавать указы, имеющие силу закона (эти ука- зы представлялись парламенту на ближайшей сессии; если они не получали его одобрения, то объявлялись недейс- твительными на будущее время). Он имел право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. Парламент должен был состоять из двух палат - палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входи- ли: члены императорской фамилии, титулованная знать (во многом для этого несколько ранее были введены европейс- кие титулы: князь, маркиз, граф, виконт, барон), а так- же лица, назначенные императором. Палата депутатов сос- тавлялась из лиц, победивших на выборах. Законом 1890 г. право участия в выборах в нижнюю палату предоставля- лось японским подданным, мужчинам, не военнослужащим, достигшим 25 лет, уплачивающим не менее 15 иен прямого налога и проживающим в определенной местности не менее полутора лет. Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуж- дались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Введение нового налога было возможно только на основании закона. Согласие парламента требо- валось на заключение государственного займа или приня- тие какихлибо иных финансовых обязательств, если это дополнительно обре- меняло государственный бюджет. Парламент утверждал еже- годный бюджет; но если он отказывался его утверждать, то правительство могло применить бюджет предшествующего года. Депутаты получали право парламентской неприкосно- венности, но только за мнение, высказанное в палате. В остальном на них распространялось действие законов. До- пускался и арест депутатов в случае "...задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями". Непосредственное государственное управление осуществлял кабинет минист- ров, возглавляемый министром-президентом. Его фактичес- кое положение, определенное конституцией, было зависи- мым от императора и его приближенных. Конституция пре- дусматривала учреждение так называемого тайного совета, призванного но указанию императора обсуждать важнейшие государственные дела. Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печа- ти, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т.д. Однако уста- новленные конституцией ограничения фактически сводили эти права на нет (например, тайна переписки могла быть нарушена в определенных законом случаях (ст. 26), и та- кие ограничения сопровождали каждое провозглашенное право или свободу). Послеконституционное развитие Япо- нии. С принятием конституции была окончательно юриди- чески закреплена победа революции Мэйдзи, заложены го- сударственно-правовые основы дальнейшего развития стра- ны и, как показала последующая история, превращения Японии в агрессивное, милитаристское, империалистичес- кое государство. Военные получали постоянную поддержку дворянства, а вскоре и окрепшей монополистической бур- жуазии. Особенно сильны были их позиции в учреждениях, являющихся оплотом знати, находившихся вне контроля об- щественности, но оказывавших большое влияние на форми- рование политики: тайном совете и генро (не предусмот- ренном конституцией совещательном органе при императо- ре, состоявшем в основном из знати, поддержавшей борьбу против сёгуната). В 1895 г. был законодательно подт- вержден порядок, по которому на посты военного и воен- но-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Таким образом, военные круги получили дополнительную возможность дав- ления на правительство и парламент. С 70-х гг. XIX в. Япония стала на путь агрессивных войн и колониальных захватов. В области внутригосударственных нововведений наиболее заметным явлением была реорганизация судебной системы на европейских началах. Важной вехой в этом процессе, начавшемся еще в 70-е гг. явился закон 1890 г., в соот- ветствии с которым учреждались единые для всей страны суды. Территория страны была поделена на приблизительно равные по численности населения округа, в каждом из ко- торых создавался местный суд. Им предстояло решать большинство уголовных и гражданских дел. Следующими инстанциями стали губернские суды, семь апелляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенцию которого входило: рассмотрение установленных законом наиболее важных дел, высшая апелляция, а также разъяснение зако- нов. Судьями могли быть лица, имеющие юридическое обра- зование и соответствующий практический опыт. Устанавли- валась несменяемость судей, не предусматривались раз- личные финансово-административные меры воздействия на них. Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На нее возлагалось: руко- водство предварительным расследованием, поддержание об- винения в суде, опротестовывание приговоров и осущест- вление надзора за судами. Несколько позже было уточнено правовое положение адвокатуры. В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс. Судебное следствие должно было основываться на принципах глас- ности, устности, состязательности. Но позитивное значе- ние судебной реформы минимизировалось расширением пра- вомочий жандармско-полицейского аппарата, получившего право контролировать всю гражданскую жизнь страны.
|