![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 19 Италия
1.Начало объединения страны Политическая раздробленность. В течение многих веков со времени падения Западной Римской Империи (476 г. н.э.) на территории Италии соз- давались и рушились небольшие государства, различные области страны захватывали и грабили более сильные со- седи - Франция, Германия, Испания. Великие географичес- кие открытия, а также усиление Турции в Средиземно- морье, привели к перемещению морских торговых путей. Все это препятствовало развитию экономики страны, на длительное время установилось господство феодальной аристократии, усиливалось влияние католической церкви на все стороны общественнополитической жизни. Раздроб- ленная, постоянно разоряемая вторжениями иноземных ар- мий, бесконечными войнами местных властителей. междуу- собицами феодалов, Италия еще в XVII веке была расчле- нена на 11 государств, среди которых наиболее значи- тельными были Папская область, Пьемонтское королевство. Неаполитанское королевство, герцогство Миланское, гер- цогство Тоскана, Венецианская республика. Папская об- ласть - теократическое государство просуществовало с VIII по XIX века и возглавлялось римским папой. Папская область прошла большой исторический путь. Начало ей по- ложил франкский король Пипин Короткий в 756 г. подарив- ший папе Стефану II Римскую область и часть прилегающих земель. Какое-то время она входила в состав " Священной Римской империи Германской нации", но при папе Иннокен- тии III (1198-1216 гг.) стала фактически независимым государством. В средние века Папская область была одной из наиболее отсталых областей Северной и Центральной Италии, в ней дольше чем в других районах страны сохра- нялась крепостная зависимость. Население области в те- чение нескольких веков страдало от войн пап с германс- кими императорами и местной знатью. В XVI-XVIII веках в Папской области складывается режим абсолютной власти. В годы наполеоновского господства на территории Папской области была образована Римская республика, а многие ее районы включены в состав Франции. После Венского конг- ресса, восстановившего Папскую область как самостоя- тельное государство, феодальная клерикальная реакция оказалась здесь сильнее, чем где-либо в Италии. Пъемонт - составляли территории северо-запада Италии. В XIXV веках он состоял из множества феодальных владений, объ- единенных к XV веку и ставших в начале XVIII века ос- новной частью Сардинского королевства. Впоследствии Пь- емонт выдвинулся в число наиболее экономически развитых государств Италии. Становление единого государства. С конца XVIII века в Италии развернулось движение по ос- вобождению страны от иноземного ига и объединению ее в единое государство (или федерацию государств). Это дви- жение, названное " Возрождение", сопровождалось борьбой против феодально-абсолютистских порядков, за становле- ние буржу- азного строя, продолжалось 100 лет и завершилось объ- единением страны в единое государство - " Итальянское королевство". В последней трети XVIII века в среде мел- кой и средней буржуазии, а также либерального дворянс- тва, возникло, выросшее на идеях Великой Французской революции 1789-1794 гг., антифеодальное, республиканс- кое движение, направленное прежде всего на освобождение страны от иностранной оккупации, принятие конституции - так называемое движение карбонариев. Тайные общества карбонариев быстро распространились по всей стране, в состав которых входили патриотически настроенные бур- жуа, офицеры, чиновники, люди свободных профессий, ре- месленники и крестьяне. Среди карбонариев были как рес- публиканцы, так и монархисты. Известным толчком к раз- витию страны стало пребывание на территории Северной и Центральной Италии армии Наполеона Бонапарта. За срав- нительно небольшой срок (1796-1810 гг.) был проведен ряд буржуазных реформ: отменены внутренние таможенные пошлины, упразднены феодальные привилегии, введены но- вые французские гражданский и уголовный кодексы, прове- дена секуляризация и распродажа церковных земель, лик- видирована инквизиция. Но после поражения наполеоновс- кой Франции Венский конгресс (1814-1815 гг.) ликвидиро- вал большую часть прогрессивных мер, восстановил фео- дально-абсолютистские порядки. Австрия, как участница антинаполеоновской коалиции (в которую входили также Великобритания, Россия и Пруссия), содействовала реак- ции на итальянской земле и стала господствующей силой в Италии. На всей территории которой, кроме Пьемонта, стала хозяйничать австрийская администрация. Только лишь Пьемонт (" Сардинское королевство"), которым управ- ляла Савойская династия, сохранил независимость. Именно Пьемонту суждено было сыграть роль объединяющего центра Италии. Борьба за объединение страны началась с расп- ространением по всей стране различных тайных революци- онных обществ, в числе которых были и наиболее извест- ные организации карбонариев. На итальянской земле раз- горается пламя национально-освободительной борьбы. В 1820-1821 гг. карбонарии подняли восстание в Пьемонте и Неаполе, в результате чего правительства этих госу- дарств вынуждены были согласиться на принятие конститу- ций, провозгласивших режим ограниченной монархии. Но восстания были подавлены австрийскими войсками, консти- туции отменены. В 1831 году та же участь постигла восс- тания Папской области, Парме, Модене и в некоторых дру- гих мелких итальянских государств. В начале XIX века итальянское национально-освободительное движение и дви- жение объединения формируются в два политических течения. Одно из них революционное, предполагавшее вов- лечение широких народных масс в борьбу за национальное освобождение и объединение страны, формировалось вокруг группы интеллигентов и буржуа, входящих в подпольное движение " Молодая Италия", руководимую Дж. Мадзини. Концепция Дж. Мадзини предполагала объединение страны посредством народной революции в единую и независимую демократическую республику. Однако, требование передать помещичью землю крестьянам Дж. Мадзини не поддержал, чем была ослаблена в значительной мере " Молодая Италия" и ее сторонники. Другое течение объединяло крупных тор- говцев, предпринимателей, помещиков. Они поддерживали видного политического деятеля Кавура, выступавшего с идеей объединения страны и реформ под руководством Са- войской династии при полном неучастии народа в полити- ческой борьбе. Это правое крыло национально-освободи- тельного движения в ходе революции 1848-1849 гг., выс- тупило в союзе с реакционными феодальными группами. Эти факторы в соединении с контрреволюционной интервенцией европейских держав (Франции, Австрии и др.) привели к поражению революции 1848 гг. и восстановлению дореволю- ционных порядков на всей территории страны. Лишь Пь- емонт, вновь сохранив независимость и получив Конститу- цию 1848 г. приступил к ускоренному развитию экономики- строились новые фабрики и заводы, прокладывались желез- ные дороги и т.п. Либеральные круги в других итальянс- ких государствах стали ориентироваться на Савойскую мо- нархию, проводившую антиавстрийскую политику. Демокра- тические силы не смогли выработать единой. близкой чая- ниям народа, программы, а часть из них во имя единства в борьбе за объединение Италии, склонялась к отказу от требования установления республиканской формы правле- ния. Решающим этапом объединения Италии стали революци- онные события 1859-1860 гг. В эти годы освобождаются от австрийской оккупации и ликвидируют монархии Ломбардия, Парма, Тоскана, а проведенные в них плебисциты узакони- вают присоединения этих государств к Пьемонту. В 1861 году " Сардинское королевство" трансформировалось в еди- ное " Итальянское королевство". В 1866 году к единой Италии присоединяется Венеция, в 1870 году ликвидирует- ся Папская область, Папа лишается светской власти, а Рим становится столицей нового государства. У итальянс- кого объединенного государства сложились сложные отно- шения с Папой. Папа не согласился с решением правитель- ства Италии о лишении его светской власти, объявил себя " мо- ральным пленником". Правительством предпринимались шаги по нормализации отношений с Ватиканом, результатом чего стал " Закон о гарантиях" (13 мая 1871 г.), в котором подтверждался принцип разделения светской и духовной власти (последняя сохранялась в руках папы) и опреде- лялся ряд привилегий главы католической церкви. В их число входили: неприкосновенность Папы и территории Ва- тикана; выплата субсидии 3 млн. лир; свобода телеграф- ной и почтовой связи с католическим миром; право дипло- матических отношений с другими государствами; свобода проведения конклавов (собраний высших иерархов церкви) по избранию Папы; власть над итальянским духовенством с отменой разрешения правительства на публикацию докумен- тов органов Ватикана и утверждения правительством их распоряжений. Папа не принял выше названный закон, от- казался получать деньги от итальянского правительства и запретил членам католической партии участвовать в выбо- рах в палату депутатов парламента, т.к. это воспринима- лось как косвенное признание итальянского государства. Отношения итальянского государства с Ватиканом были урегулированы только в 1929 г. при фашистском режиме. Национально-освободительное и демократическое движения в Италии завершились компромиссом между торгово-промыш- ленной буржуазией и крупными землевладельцами, отноше- ния которых с крестьянами носили еще феодальный или по- луфеодальный характер. Поэтому следует отметить неза- вершенность социально-экономических и политических пре- образований в стране, что выразилось прежде всего в по- ложении крестьянства, составляющего основную массу на- селения Италии. Завершение воссоединения Италии превра- тило ее в конституционную монархию, закрепившую гос- подство представителей блока торгово-промышленной бур- жуазии и помещиков. Структура нового государства опре- делялась в известной мере тем. что объединение осущест- влялось посредством последовательного присоединения к Сардинскому королевству других итальянских государств после проводимых у них плебисцитов. Новое государство стало продолжением Сардинского королевства, от которого оно унаследовало династию, конституцию 1848 года (" Аль- бертинский статут"), различные стороны законодательно- го, административного, финансового и военного устройс- тва. 2. Конституция 1848 г. Основой государственного строя на целое столетие стала конституция 1848 г. - " Альбер- тинский статут". Законодательная власть, согласно конс- титуции, осуществлялась совместно королем и парламен- том. Полномочия короля были обширны: утверждение зако- нов, принятых парламентом; издание декретов и регламен- тов, необходимых для " исполнения законов"; досрочный роспуск обеих палат парламента: король обладал правом бессрочного отлагательного вета в отношении предлагае- мых законопроектов; формирование правительства; назна- чение всех должностных лиц; объявление войны и заключе- ния мира; король- верховный главнокомандующий вооружен- ными силами. Парламент состоял из двух палат - сената, члены которого (представители королевской фамилии, цер- ковные иерархи, высшие чиновники, генералы и т.п.) наз- начались королем пожизненно, и палаты депутатов, изби- раемой на 5 лет. Первоначально избирательным правом в королевской Италии пользовались мужчины 25 лет, а также мужчины, достигшие 21 года, но если они были грамотными или платили прямой налог, или обладали земельной собс- твенностью, или квартирой, или отбыли воинскую повин- ность. Сенат (как и король) имел право бессрочного от- лагательного вета в отношении предлагаемых законопроек- тов. Палата депутатов имела полномочия по формированию бюджета и сбора налогов. В свою очередь правительство обладало весьма широкими полномочиями. Согласно полити- ческой практике король назначал премьер-министром лиде- ра партийного большинства или какого-либо политического течения, представленного в парламенте. Правительство осуществляло повседневное руководство страной, имело право приостанавливать действия правовых норм, принятых парламентом, а также право законодательной инициативы. Конституция 1848г. провозглашала демократические права граждан. но с весьма существенными оговорками и без га- рантий. Не были отменены многие привилегии дворянства, в том числе и дворянские титулы. Избирательные реформы. Согласно Сардинскому статуту правом голоса могли вос- пользоваться не более 2-3% населения. В 1882 г. была проведена избирательная реформа, согласно которой (за- кон от 21 января 1882 г.) возрастной ценз снижен с 25 лет до 21 года, а имущественный ценз- с 40 до 19, 8 франков. Получили право голоса арендаторы земельных участков, вносивших не менее 500 лир арендной платы, а также те, кто платил не менее 150 лир за наем жилого помещения, мастерской или лавки. Ос- новным стал образовательный ценз, признавший право го- лоса за имеющими законченное начальное образование. Электорат увеличился почти втрое. Дальнейшее увеличение итальянского электората произошло в 1912 году. Госу- дарственно-правовые реформы конца XIX - начало XX века. Реформы затронули важные аспекты государственности Ита- лии. Были унифицированы уголовный, уголовно-процессу- альный и гражданский кодексы. Новый УК вступил в силу с 1 января 1890 г. Отменялась смертная казнь с заменой ее каторжными работами; была санкционирована свобода эко- номических забастовок; предусматривалось наказание свя- щеннослужителей, осуждающих государственные институты и законы. УК был дополнен Законом об общественной безо- пасности (30 июня 1889 г.), который несколько ограничил фактическое всевластие полиции, но сохранил ряд жесто- ких мер, таких как ограничение свободы собраний, их роспуска или запрета. В 80-х годах XIX века были прове- дены реформы по реорганизации центральной администрации и местного самоуправления, носившие во многом двойс- твенный характер. Административной реформой 1887 г. ми- нистр МВД получил право увольнять в отставку или в за- пас префектов. В соответствии с законом 1888 г. минис- терства могли быть образованы или упразднены на основе королевских декретов, а не законов, что также увеличило полномочия главы правительства. Законом 1888г. было ре- формировано местное самоуправление. Отныне избирать в местные органы управления могли мужчины, достигшие 21 года. грамотные и платившие не менее 5 лир годового на- лога. В результате реформы число лиц, участвовавших в избрании местных органов самоуправления, увеличилось более чем на 1 млн.человек. Закон устанавливал также избрание мэров провинциальных коммунальных центров с населением более 10 тыс. человек. Контроль над деятель- ностью коммун поручался вновь созданному органу - Про- винциальной административной Джунте, возглавляемой пре- фектом, и 4 избираемыми членами. Таким образом, с одной стороны расширялись избирательные права граждан, а с другой усиливался контроль над местной администрацией представителя центральной власти- префекта. Более про- грессивный характер носило учреждение в 1889-1890 гг. административной юстиции. Законом от 31 марта 1889 г. вводилось положение, согласно которому случаи некомпе- тентности администрации и нарушения ею закона можно об- жаловать, обращаясь в специально созданную секцию Госу- дарственного совета. Этот закон был дополнен созданием юридических органов для рассмотрения жалоб на деятель- ность местной администрации. Эти обязанности были воз- ложены на провинциальные административные Джунты. Об- щественно-политическая обстановка в стране, реальное применение конституции 1848 г. формировали традиционную парламентскую систему с преобладающим влиянием нижней палаты в вопросах бюджета и налогов. Правительство было относительно свободно в своих действиях перед Сенатом, но ответственно перед депутатами, которые, в свою оче- редь, обсудив законопроект, часто окончательный текст поручали доработать правительству и представить его ко- ролю. Во внешней политике Италии в конце XIX - начала XX века все в большей мере проявляются экспансионист- ские тенденции. Итальянские правящие круги начали борь- бу за создание колоний в Северной и Восточной Африке. Конец XIX - начало XX века ознаменовались повышенной политической активностью различных социальных слоев. Усиливает свое влияние Всеобщая конфедерация труда, повсеместно наряду с профсоюзами создаются " палаты тру- да" по защите интересов рабочих; пополняет свои ряды социалистическая партия; создаются массовые католичес- кие организации, в том числе католические профсоюзы; Ватикан отказывается (1904 г.) от принципа неучастия католиков в парламентских выборах. Особенностью разви- тия итальянской экономики, определившей во многом раз- витие политической борьбы на многие десятилетия, яви- лось сплетение полуфеодальных отношений в сельском хо- зяйстве с монополистическим развитием промышленности. Уже на рубеже XX века возникают такие монополистические объединения, как " ФИАТ", " Монтекатини", " Пирелли", ко- торые определили и определяют развитие итальянской эко- номики. Активную роль играют такие финансовые гиганты как " Банко ди Рома", " Банко Святого Духа" и др. Одним из проявлений такого противоречия стало неравномерное развитие Северных и Южных районов страны - промышленно развитому Северу противостоял отсталый аграрный Юг с его низкой культурой и нищетой. Тем не менее Италия постепенно из аграрной страны прев- ращалась в аграрно-индустриальную, хотя сельское хо- зяйство и было еще преобладающим - в нем было занято 70% населения. Вместе с тем на всем развитии страны ле- жала печать незавершенности: попытки правящих кругов улучшить экономическую и политическую обстановку в стране посредством либеральных реформ (легализация ра- бочих организаций, стачек, законы об охране труда, из- бирательные реформы) существенно положение в стране не изменили. Темпы промышленного развития были ниже чем в передовых капиталистических странах, демократические институты весьма несовершенны.
|