Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 19 Италия






 

1.Начало объединения страны Политическая раздробленность.

В течение многих веков со времени падения Западной

Римской Империи (476 г. н.э.) на территории Италии соз-

давались и рушились небольшие государства, различные

области страны захватывали и грабили более сильные со-

седи - Франция, Германия, Испания. Великие географичес-

кие открытия, а также усиление Турции в Средиземно-

морье, привели к перемещению морских торговых путей.

Все это препятствовало развитию экономики страны, на

длительное время установилось господство феодальной

аристократии, усиливалось влияние католической церкви

на все стороны общественнополитической жизни. Раздроб-

ленная, постоянно разоряемая вторжениями иноземных ар-

мий, бесконечными войнами местных властителей. междуу-

собицами феодалов, Италия еще в XVII веке была расчле-

нена на 11 государств, среди которых наиболее значи-

тельными были Папская область, Пьемонтское королевство.

Неаполитанское королевство, герцогство Миланское, гер-

цогство Тоскана, Венецианская республика. Папская об-

ласть - теократическое государство просуществовало с

VIII по XIX века и возглавлялось римским папой. Папская

область прошла большой исторический путь. Начало ей по-

ложил франкский король Пипин Короткий в 756 г. подарив-

ший папе Стефану II Римскую область и часть прилегающих

земель. Какое-то время она входила в состав " Священной

Римской империи Германской нации", но при папе Иннокен-

тии III (1198-1216 гг.) стала фактически независимым

государством. В средние века Папская область была одной

из наиболее отсталых областей Северной и Центральной

Италии, в ней дольше чем в других районах страны сохра-

нялась крепостная зависимость. Население области в те-

чение нескольких веков страдало от войн пап с германс-

кими императорами и местной знатью. В XVI-XVIII веках в

Папской области складывается режим абсолютной власти. В

годы наполеоновского господства на территории Папской

области была образована Римская республика, а многие ее

районы включены в состав Франции. После Венского конг-

ресса, восстановившего Папскую область как самостоя-

тельное государство, феодальная клерикальная реакция

оказалась здесь сильнее, чем где-либо в Италии. Пъемонт

- составляли территории северо-запада Италии. В XIXV

веках он состоял из множества феодальных владений, объ-

единенных к XV веку и ставших в начале XVIII века ос-

новной частью Сардинского королевства. Впоследствии Пь-

емонт выдвинулся в число наиболее экономически развитых

государств Италии. Становление единого государства. С

конца XVIII века в Италии развернулось движение по ос-

вобождению страны от иноземного ига и объединению ее в

единое государство (или федерацию государств). Это дви-

жение, названное " Возрождение", сопровождалось борьбой

против феодально-абсолютистских порядков, за становле-

ние буржу-

азного строя, продолжалось 100 лет и завершилось объ-

единением страны в единое государство - " Итальянское

королевство". В последней трети XVIII века в среде мел-

кой и средней буржуазии, а также либерального дворянс-

тва, возникло, выросшее на идеях Великой Французской

революции 1789-1794 гг., антифеодальное, республиканс-

кое движение, направленное прежде всего на освобождение

страны от иностранной оккупации, принятие конституции -

так называемое движение карбонариев. Тайные общества

карбонариев быстро распространились по всей стране, в

состав которых входили патриотически настроенные бур-

жуа, офицеры, чиновники, люди свободных профессий, ре-

месленники и крестьяне. Среди карбонариев были как рес-

публиканцы, так и монархисты. Известным толчком к раз-

витию страны стало пребывание на территории Северной и

Центральной Италии армии Наполеона Бонапарта. За срав-

нительно небольшой срок (1796-1810 гг.) был проведен

ряд буржуазных реформ: отменены внутренние таможенные

пошлины, упразднены феодальные привилегии, введены но-

вые французские гражданский и уголовный кодексы, прове-

дена секуляризация и распродажа церковных земель, лик-

видирована инквизиция. Но после поражения наполеоновс-

кой Франции Венский конгресс (1814-1815 гг.) ликвидиро-

вал большую часть прогрессивных мер, восстановил фео-

дально-абсолютистские порядки. Австрия, как участница

антинаполеоновской коалиции (в которую входили также

Великобритания, Россия и Пруссия), содействовала реак-

ции на итальянской земле и стала господствующей силой в

Италии. На всей территории которой, кроме Пьемонта,

стала хозяйничать австрийская администрация. Только

лишь Пьемонт (" Сардинское королевство"), которым управ-

ляла Савойская династия, сохранил независимость. Именно

Пьемонту суждено было сыграть роль объединяющего центра

Италии. Борьба за объединение страны началась с расп-

ространением по всей стране различных тайных революци-

онных обществ, в числе которых были и наиболее извест-

ные организации карбонариев. На итальянской земле раз-

горается пламя национально-освободительной борьбы. В

1820-1821 гг. карбонарии подняли восстание в Пьемонте и

Неаполе, в результате чего правительства этих госу-

дарств вынуждены были согласиться на принятие конститу-

ций, провозгласивших режим ограниченной монархии. Но

восстания были подавлены австрийскими войсками, консти-

туции отменены. В 1831 году та же участь постигла восс-

тания Папской области, Парме, Модене и в некоторых дру-

гих мелких итальянских государств. В начале XIX века

итальянское национально-освободительное движение и дви-

жение объединения формируются в два политических

течения. Одно из них революционное, предполагавшее вов-

лечение широких народных масс в борьбу за национальное

освобождение и объединение страны, формировалось вокруг

группы интеллигентов и буржуа, входящих в подпольное

движение " Молодая Италия", руководимую Дж. Мадзини.

Концепция Дж. Мадзини предполагала объединение страны

посредством народной революции в единую и независимую

демократическую республику. Однако, требование передать

помещичью землю крестьянам Дж. Мадзини не поддержал,

чем была ослаблена в значительной мере " Молодая Италия"

и ее сторонники. Другое течение объединяло крупных тор-

говцев, предпринимателей, помещиков. Они поддерживали

видного политического деятеля Кавура, выступавшего с

идеей объединения страны и реформ под руководством Са-

войской династии при полном неучастии народа в полити-

ческой борьбе. Это правое крыло национально-освободи-

тельного движения в ходе революции 1848-1849 гг., выс-

тупило в союзе с реакционными феодальными группами. Эти

факторы в соединении с контрреволюционной интервенцией

европейских держав (Франции, Австрии и др.) привели к

поражению революции 1848 гг. и восстановлению дореволю-

ционных порядков на всей территории страны. Лишь Пь-

емонт, вновь сохранив независимость и получив Конститу-

цию 1848 г. приступил к ускоренному развитию экономики-

строились новые фабрики и заводы, прокладывались желез-

ные дороги и т.п. Либеральные круги в других итальянс-

ких государствах стали ориентироваться на Савойскую мо-

нархию, проводившую антиавстрийскую политику. Демокра-

тические силы не смогли выработать единой. близкой чая-

ниям народа, программы, а часть из них во имя единства

в борьбе за объединение Италии, склонялась к отказу от

требования установления республиканской формы правле-

ния. Решающим этапом объединения Италии стали революци-

онные события 1859-1860 гг. В эти годы освобождаются от

австрийской оккупации и ликвидируют монархии Ломбардия,

Парма, Тоскана, а проведенные в них плебисциты узакони-

вают присоединения этих государств к Пьемонту. В 1861

году " Сардинское королевство" трансформировалось в еди-

ное " Итальянское королевство". В 1866 году к единой

Италии присоединяется Венеция, в 1870 году ликвидирует-

ся Папская область, Папа лишается светской власти, а

Рим становится столицей нового государства. У итальянс-

кого объединенного государства сложились сложные отно-

шения с Папой. Папа не согласился с решением правитель-

ства

Италии о лишении его светской власти, объявил себя " мо-

ральным пленником". Правительством предпринимались шаги

по нормализации отношений с Ватиканом, результатом чего

стал " Закон о гарантиях" (13 мая 1871 г.), в котором

подтверждался принцип разделения светской и духовной

власти (последняя сохранялась в руках папы) и опреде-

лялся ряд привилегий главы католической церкви. В их

число входили: неприкосновенность Папы и территории Ва-

тикана; выплата субсидии 3 млн. лир; свобода телеграф-

ной и почтовой связи с католическим миром; право дипло-

матических отношений с другими государствами; свобода

проведения конклавов (собраний высших иерархов церкви)

по избранию Папы; власть над итальянским духовенством с

отменой разрешения правительства на публикацию докумен-

тов органов Ватикана и утверждения правительством их

распоряжений. Папа не принял выше названный закон, от-

казался получать деньги от итальянского правительства и

запретил членам католической партии участвовать в выбо-

рах в палату депутатов парламента, т.к. это воспринима-

лось как косвенное признание итальянского государства.

Отношения итальянского государства с Ватиканом были

урегулированы только в 1929 г. при фашистском режиме.

Национально-освободительное и демократическое движения

в Италии завершились компромиссом между торгово-промыш-

ленной буржуазией и крупными землевладельцами, отноше-

ния которых с крестьянами носили еще феодальный или по-

луфеодальный характер. Поэтому следует отметить неза-

вершенность социально-экономических и политических пре-

образований в стране, что выразилось прежде всего в по-

ложении крестьянства, составляющего основную массу на-

селения Италии. Завершение воссоединения Италии превра-

тило ее в конституционную монархию, закрепившую гос-

подство представителей блока торгово-промышленной бур-

жуазии и помещиков. Структура нового государства опре-

делялась в известной мере тем. что объединение осущест-

влялось посредством последовательного присоединения к

Сардинскому королевству других итальянских государств

после проводимых у них плебисцитов. Новое государство

стало продолжением Сардинского королевства, от которого

оно унаследовало династию, конституцию 1848 года (" Аль-

бертинский статут"), различные стороны законодательно-

го, административного, финансового и военного устройс-

тва.

2. Конституция 1848 г.

Основой государственного строя

на целое столетие стала конституция 1848 г. - " Альбер-

тинский статут". Законодательная власть, согласно конс-

титуции, осуществлялась совместно королем и парламен-

том. Полномочия короля были обширны: утверждение зако-

нов, принятых парламентом; издание декретов и регламен-

тов, необходимых для " исполнения законов"; досрочный

роспуск обеих палат парламента: король обладал правом

бессрочного отлагательного вета в отношении предлагае-

мых законопроектов; формирование правительства; назна-

чение всех должностных лиц; объявление войны и заключе-

ния мира; король- верховный главнокомандующий вооружен-

ными силами. Парламент состоял из двух палат - сената,

члены которого (представители королевской фамилии, цер-

ковные иерархи, высшие чиновники, генералы и т.п.) наз-

начались королем пожизненно, и палаты депутатов, изби-

раемой на 5 лет. Первоначально избирательным правом в

королевской Италии пользовались мужчины 25 лет, а также

мужчины, достигшие 21 года, но если они были грамотными

или платили прямой налог, или обладали земельной собс-

твенностью, или квартирой, или отбыли воинскую повин-

ность. Сенат (как и король) имел право бессрочного от-

лагательного вета в отношении предлагаемых законопроек-

тов. Палата депутатов имела полномочия по формированию

бюджета и сбора налогов. В свою очередь правительство

обладало весьма широкими полномочиями. Согласно полити-

ческой практике король назначал премьер-министром лиде-

ра партийного большинства или какого-либо политического

течения, представленного в парламенте. Правительство

осуществляло повседневное руководство страной, имело

право приостанавливать действия правовых норм, принятых

парламентом, а также право законодательной инициативы.

Конституция 1848г. провозглашала демократические права

граждан. но с весьма существенными оговорками и без га-

рантий. Не были отменены многие привилегии дворянства,

в том числе и дворянские титулы. Избирательные реформы.

Согласно Сардинскому статуту правом голоса могли вос-

пользоваться не более 2-3% населения. В 1882 г. была

проведена избирательная реформа, согласно которой (за-

кон от 21 января 1882 г.) возрастной ценз снижен с 25

лет до 21 года, а имущественный ценз- с 40 до 19, 8

франков. Получили право голоса

арендаторы земельных участков, вносивших не менее 500

лир арендной платы, а также те, кто платил не менее 150

лир за наем жилого помещения, мастерской или лавки. Ос-

новным стал образовательный ценз, признавший право го-

лоса за имеющими законченное начальное образование.

Электорат увеличился почти втрое. Дальнейшее увеличение

итальянского электората произошло в 1912 году. Госу-

дарственно-правовые реформы конца XIX - начало XX века.

Реформы затронули важные аспекты государственности Ита-

лии. Были унифицированы уголовный, уголовно-процессу-

альный и гражданский кодексы. Новый УК вступил в силу с

1 января 1890 г. Отменялась смертная казнь с заменой ее

каторжными работами; была санкционирована свобода эко-

номических забастовок; предусматривалось наказание свя-

щеннослужителей, осуждающих государственные институты и

законы. УК был дополнен Законом об общественной безо-

пасности (30 июня 1889 г.), который несколько ограничил

фактическое всевластие полиции, но сохранил ряд жесто-

ких мер, таких как ограничение свободы собраний, их

роспуска или запрета. В 80-х годах XIX века были прове-

дены реформы по реорганизации центральной администрации

и местного самоуправления, носившие во многом двойс-

твенный характер. Административной реформой 1887 г. ми-

нистр МВД получил право увольнять в отставку или в за-

пас префектов. В соответствии с законом 1888 г. минис-

терства могли быть образованы или упразднены на основе

королевских декретов, а не законов, что также увеличило

полномочия главы правительства. Законом 1888г. было ре-

формировано местное самоуправление. Отныне избирать в

местные органы управления могли мужчины, достигшие 21

года. грамотные и платившие не менее 5 лир годового на-

лога. В результате реформы число лиц, участвовавших в

избрании местных органов самоуправления, увеличилось

более чем на 1 млн.человек. Закон устанавливал также

избрание мэров провинциальных коммунальных центров с

населением более 10 тыс. человек. Контроль над деятель-

ностью коммун поручался вновь созданному органу - Про-

винциальной административной Джунте, возглавляемой пре-

фектом, и 4 избираемыми членами. Таким образом, с одной

стороны расширялись избирательные права граждан, а с

другой усиливался контроль над местной администрацией

представителя центральной власти- префекта. Более про-

грессивный характер носило учреждение в 1889-1890 гг.

административной юстиции. Законом от 31 марта 1889 г.

вводилось положение, согласно которому случаи некомпе-

тентности администрации и нарушения ею закона можно об-

жаловать, обращаясь в специально созданную секцию Госу-

дарственного совета. Этот закон был дополнен созданием

юридических органов для рассмотрения жалоб на деятель-

ность местной администрации. Эти обязанности были воз-

ложены на провинциальные административные Джунты. Об-

щественно-политическая обстановка в стране, реальное

применение конституции 1848 г. формировали традиционную

парламентскую систему с преобладающим влиянием нижней

палаты в вопросах бюджета и налогов. Правительство было

относительно свободно в своих действиях перед Сенатом,

но ответственно перед депутатами, которые, в свою оче-

редь, обсудив законопроект, часто окончательный текст

поручали доработать правительству и представить его ко-

ролю. Во внешней политике Италии в конце XIX - начала

XX века все в большей мере проявляются экспансионист-

ские тенденции. Итальянские правящие круги начали борь-

бу за создание колоний в Северной и Восточной Африке.

Конец XIX - начало XX века ознаменовались повышенной

политической активностью различных социальных слоев.

Усиливает свое влияние Всеобщая конфедерация труда,

повсеместно наряду с профсоюзами создаются " палаты тру-

да" по защите интересов рабочих; пополняет свои ряды

социалистическая партия; создаются массовые католичес-

кие организации, в том числе католические профсоюзы;

Ватикан отказывается (1904 г.) от принципа неучастия

католиков в парламентских выборах. Особенностью разви-

тия итальянской экономики, определившей во многом раз-

витие политической борьбы на многие десятилетия, яви-

лось сплетение полуфеодальных отношений в сельском хо-

зяйстве с монополистическим развитием промышленности.

Уже на рубеже XX века возникают такие монополистические

объединения, как " ФИАТ", " Монтекатини", " Пирелли", ко-

торые определили и определяют развитие итальянской эко-

номики. Активную роль играют такие финансовые гиганты

как " Банко ди Рома", " Банко Святого Духа" и др. Одним

из проявлений такого противоречия стало неравномерное

развитие Северных и Южных районов страны - промышленно

развитому Северу противостоял отсталый аграрный Юг с

его низкой культурой и нищетой.

Тем не менее Италия постепенно из аграрной страны прев-

ращалась в аграрно-индустриальную, хотя сельское хо-

зяйство и было еще преобладающим - в нем было занято

70% населения. Вместе с тем на всем развитии страны ле-

жала печать незавершенности: попытки правящих кругов

улучшить экономическую и политическую обстановку в

стране посредством либеральных реформ (легализация ра-

бочих организаций, стачек, законы об охране труда, из-

бирательные реформы) существенно положение в стране не

изменили. Темпы промышленного развития были ниже чем в

передовых капиталистических странах, демократические

институты весьма несовершенны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал