![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть четвёртая
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ ПРЕДИСЛОВИЕ
XX век - положил начало эпохи Новейшего времени, ставшей поистине одним из наиболее противоре- чивых в истории человечества. Для большинства народов мира он явился переломной вехой в их развитии. Целые регионы были охвачены социальными и национальноосвобо- дительными революциями, в результате крушения колони- альных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственно-правового строя, в ряде стран возникла социалистическая государс- твенность. Вместе с тем это был жестокий век, отмечен- ный гражданскими и двумя мировыми войнами, впервые ох- ватившими большую часть населения земного шара и, что наиболее трагично, унесшими миллионы жизней. Между мно- гими народами сохранялась отчужденность самого различ- ного порядка (идеологического, религиозного, националь- ного и т.д.), в значительной мере обусловленная нерав- номерностью их исторического и прежде всего социаль- но-экономического развития. Это особенно отчетливо про- явилось во взаимоотношениях между странами социалисти- ческого и капиталистического лагеря. Создавались и час- тично сохраняются военные блоки, и ныне объективно дес- табилизирующие международные отношения. Острые противо- речия характеризуют взаимоотношения между странами эко- номически развитыми и бывшими колониальными и зависимы- ми, известными как страны " третьего мира". Причем раз- рыв в качестве жизни возрастает, чему в немалой степени способствует сохраняющееся неравноправие в экономичес- ких отношениях. И вместе с этим, несмотря на глубокую противоречивость современного мира, он становится все более взаимосвязанным. Его реалии побуждали суверенные государства к созданию международных организаций, приз- ванных осуществлять сотрудничество между народами в об- ласти экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем. В 1919 году была учреждена Лига Наций - одна из наиболее заметных организаций такого рода. При Лиге Наций санкционировали автономные органы: Международное бюро труда. Палата международного правосудия и многие другие. Деятельность Лиги Наций оказала в целом пози- тивное воздействие на развитие международных отношений первой половины XX века. Однако Лига Наций объективно не могла ослабить глубокие противоречия между ведущими государствами мира, агрессивность фашистских госу- дарств, приведших ко Второй мировой войне. Этим, в ко- нечном итоге, был предопределен ее роспуск. После окон- чания Второй мировой войны в 1945 году учреждается но- вая международная структура - Организация объединенных наций (ООН), призванная более эффективно решать вопросы международного сотрудничества. Главными учреждениями ООН стали: Генеральная Ассамблея, состоящая из всех членов ООН, Совета безопасности, Совета по опеке. Эко- номического и социального совета. Международного суда. Секретариата. Особая роль отводилась Совету безопаснос- ти, на который была возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Его состав формируется из постоянных пяти членов от СССР, теперь России, США, Великобритании, Китая, Франции и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на срок. Решения по всем вопросам, кроме процедурных, счи- таются принятыми, если их одобрили все постоянные чле- ны. ООН, ее главные органы явились более действенным фактором международного сотрудничества чем Лига Наций, но и они не всегда могли стать эффективным инструментом защиты мира. В рассматриваемое время и на региональном уровне началось сближение стран приблизительно одинако- вой экономико-политической ступени развития. Наиболее отчетливо этот процесс заявил о себе в Западной Европе. Его первоначальную основу составили договоры: Парижский 1951 г., предусматривавший образование; Европейского объединения угля и стали и два Римских договора 1957 г. - о создании Европейского сообщества по атомной энергии и учреждении Европейского экономического сообщества. Последующее развитие стимулировало интеграцию рынка стран Европейского сообщества, равно как и дальнейшую институционализацию его механизма. Учреждается Евро- пейский парламент, повышению роли которого способство- вали прямые выборы, впервые проведенные в 1979г. Созда- ется Европейская счетная палата (1977 г.) и ряд других учреждений. Важной ступенью в этом процессе, который фактически изначально вышел за рамки исключительно эко- номического сотрудничества, стали преобразования, пре- дусмотренные Единым Европейским актом 1986 года и Дого- вором о Европейском союзе 1992 года. Важные изменения имеют место в праве стран Европейского сообщества (они рассматриваются в разделе " Основные из- менения в праве"). Интеграционные процессы, воплощающие объективные закономерности мирового развития, намети- лись и в других регионах мира. Что не исключает времен- ного локального замедления этого процесса и даже неко- торого движения " вспять" в отдельных странах. Последнее во многом обуславливается временным чрезмерным возобла- дением в их развитии субъективного фактора. Государство и право отдельных стран, оказывая на эти процессы су- щественное, подчас решающее воздействие, в свою очередь во многом под их влиянием претерпевали важные и вместе с тем далеко неоднозначные изменения. Государствен- но-правовая история многих стран была насыщена кризиса- ми, " скачками", " зигзагами", " временным движением вспять" - сказывались особенности национальной истории. Выделяют несколько основных направлений государствен- ноправового развития: эволюция государств " либеральной демократии"; временное установление авторитарных режи- мов, наиболее характерным из которых является фашист- ский (" национал-социалистский") режим в Германии; воз- никновение социалистической государственности, сущност- но отличавшейся как от " либеральной демократии", так и от фашизма. В конце XX в. стала очевидна предстоящая неизбежность демократического пути государственно-пра- вового развития во всемирном масштабе. Важнейшей, но не единственной причиной этого явился рост общеобразова- тельного, политического сознания народных масс, приоб- ретенный ими политический опыт и соответственно нежела- ние быть безгласным объектом властвующих доктринеров. Движение к демократии было настолько сильным, что его не останавливала даже ставшая к этому времени очевидной неспособность " либеральной демократии" исключительно в духе идей классического либерализма XIX в. решить мно- гие социально-экономические и духовно-нравственные проблемы современности. Отношения человекобщество, об- щество- экология по-прежнему далеки от гармонии. В эко- номике развитых стран " либеральной демократии" велика роль крупных транснациональных промышленно-банковских объединений, использующих свои огромные материальные возможности для оказания серьезного влияния на формиро- вание государственной политики, нередко соответствующей лишь узкогрупповым классовым интере- сам. В условиях значительного социального неравенства не преодолен в немалой степени формальный характер про- возглашенных прав и свобод. Симптоматично замечание президента Франции Ф. Миттерана, сделанное им в 1989 г. по случаю 200-летия Французской революции: Декларация прав человека и гражданина 1789 г. продолжает еще оста- ваться скорее "...землей обетованной, чем завоеванной территорией". Показательно, что при этом учитывались и важные изменения, свершившиеся в развитых странах. Тру- дящимся удалось преодолеть чрезмерно элитарный характер " либеральной демократии": введено всеобщее, равное из- бирательное право: создано законодательство, защищающее некоторые трудовые и социальные права народа. Либераль- но-демократическое государство фактически все более ут- рачивает предназначенную ему роль " ночного сторожа", призванного охранять, но не вмешиваться в существующие экономические отношения. Ныне государство может, хотя и частично, вторгаться в отношения частной собственности, ограничивая их в пользу общенациональных интересов. Постепенно внедряются элементы общегосударственного планирования. Во многом в результате всего этого улуч- шилось материальное и правовое положение основных слоев населения. В Новейшее время раскрылись подлинные реалии " либеральной демократии", ее позитивные и негативные стороны. Поэтому в современном движении к демократии крепнет убеждение в необходимости дифференцированного подхода к либерально-демократическим государствен- но-правовым институтам, недопустимости механического копирования иностранного опыта. Утверждается понимание необходимости глубокого и всестороннего осмысления и учета национальной истории, учета отечественных эконо- мических и правовых установлении, отвечающих интересам народа. Подлинная демократизация государственного строя проявляется в конечном итоге в отношении к человеку, в обеспечении достойного качества жизни людей, в реальной защите их прав и свобод, т.е. во всем, что предполагает гармоничное развитие личности в условиях мира, безопас- ности и охраны природы. В конце столетия наметилось, хотя и не охватившее еще в полной мере все слои населе- ния, глубинное движение человечества к сплочению перед лицом общей для всех угрозы термоядерных, экологических и иных глобальных катастроф. Люди стали отчетливее соз- навать свою общую ответственность за сохранение мира. Именно с этих позиций необходимо оценивать историю го- сударственности XX в., как, впрочем, и предшествовавших столетий. Это позволит увидеть, что, имеющее потенциал позитивного развития, следует воспринять из прошлого, а что оставить ему навсегда. В этом состоит одна из ос- новных задач Всеобщей истории государства и права.
|