Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. История Третьего Рейха представляет собой один из вариантов тоталитарной альтернативы либеральному (правовому






История Третьего Рейха представляет собой один из вариантов тоталитарной альтернативы либеральному (правовому, демократическому) государству, основы которого были заложены на Западе в новое время. На занятии изучается процесс становления и характерные черты фашистского (нацистского) государства и права 1933–1945 гг.

1. При ответе на первый вопрос нужно в первую очередь отметить те социально-экономические, социально-психологические, политические, идеологические факторы, которые крайне обостряли кризисную ситуацию в Веймарской республике, а также те положения Конституции Германской империи 1919 г., которые способствовали росту политической нестабильности, размыванию социальной базы республики и, в конечном счете, установлению фашистского режима в стране.

Далее следует описать приход А. Гитлера к власти в 1933 г., прояснить вопрос о легитимности этого процесса, охарактеризовать первые мероприятия нового правительства. При этом важно иметь в виду следующее. Несмотря на то, что формально Консти­туция 1919 г. продолжала действовать и в период на­хождения нацистов у власти, многие ее принципиальные положения, ка­сающиеся, по преимуществу, структуры органов государственной власти и их полномочий, судебной системы, также прав и свобод человека и граж­данина, предоставления и лишения гражданства, оказались упразднены уже в первый год гитлеровской диктатуры («Указ о защите правительства национального возрождения от ко­варных посягательств» от 21.03.1933, «Закон в целях устранения бедствий народа и государства» от 24.03.1933 и др.).

2. В этом вопросе следует сосредоточиться на выявлении принципиальных изменений формы государства, способов и методов осуществления государственной власти. Для этого нужно обратиться к Законам «Об обеспе­чении единства партии и государства» от 1.12.1933 (с изм. от 8.07.1934), «О переустройстве империи» от 30.01.1934, «О ликвидации Рейхсрата» от 14.02.1934, «О верховном главе Германской империи» от 1.08.1934 и др. Необходимо, в первую очередь, выяснить место и роль НСДАП (НСРПГ) в германской политической системе, характер взаимодействия партии и государства. Далее следует показать круг полномочий фюрера и рейхсканцлера в сфере государственного управления (роспуск рейхста­га, расторжение международных договоров, назначение судей, установление руководящих линий го­сударственной политики, председательство в имперском правительстве и др.). Наконец, в этом вопросе следует осветить изменения в форме правления и разрушение федерального государственного устройства.

3. При характеристике судебной системы Германии следует обратить внимание на деятельность и порядок формирования специальных судов, Народной судебной палаты и других квазисудебных органов. Что можно сказать о реализации в Третьем Рейхе таких принципов, как законность, гласность судебного раз­бирательства, соразмерность наказания за совершенное преступление, пре­зумпция невиновности, соблюдение подсудности и подведомственности при рассмотрении судебных дел и т.д.? В чем сущность «принципа национал-социалистической закон­ности (целесообразности)»?

В этом же вопросе следует осветить систему карательных и военных органов нацистской Германии (СА, СС, Войска СС, Гестапо, КРИПО, Вермахт и др.)

4. При характеристике социально-экономической политики необходимо ответить на ряд важных вопросов. На каких принципах основывалась социальная поддержка населения? Какую позицию нацисты заняли по вопросу о собственности? Каким образом они перестраивали отношения «труда и капитала»? Опираясь на «Закон о порядке национального труда» (20.01.1934) необходимо выяснить, какие ключевые институты донацистского рабочего права ликвидировались, что означает реализуемый на предприятиях «фюрер-принцип».

 

9. «Новый курс» в США (3 часа)

1. Причины и задачи «нового курса» Ф.Д. Рузвельта.

2. Законодательство 1930-х гг. о восстановлении национальной экономики.

3. Социальное и трудовое законодательство «нового курса».

4. Конституционный кризис середины 1930-х гг. и значение «нового курса» для развития государственных институтов США.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал