Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Видеопрактика
1. Фрагменты из передач цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура», 2004): Дзига Вертов; Исаак Дунаевский. 2. Фрагмент из д/ф «На одном дыхании» (фильм посвящен съемкам х/ф «Русский ковчег» (2002) / Александр Сокуров (Телеканал «Культура», 2004). 3. Отрывок из передачи цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2005): С. Урусевский: оператор легендарного фильма М. Калатозова «Летят журавли» (1957). 4. Отрывок из передачи цикла «Кино, которое было…» (Телеканал «Культура», 2006): «Павел Тимофеевич Лебешев. Неоконченная пьеса…» 5. Отрывок из передачи «Магия кино» (Телеканал «Культура», 2007): 110 лет со дня рождения Э. К. Тиссэ. 6. Фрагмент из д/ф «Тонино Гуэрра. Лики любви» (Россия: СКИП-ФИЛЬМ, 1995 / П. Джорджевич). 7. Фрагменты из х/ф: «Любовное настроение» (2000) / Вонг Кар-Вай; «За пригоршню долларов» (1964) / Серджио Леоне. 8. Фрагмент телеверсии концерта «Мишель Легран в Брюсселе» (Телеканал «Культура», 2007).
Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства Основные тезисы 1. По предмету, воплощенному на экране, по способу этого воплощения и ориентации на потребности зрителя выделяют следующие виды кино: ü Документальное кино (non fiction) – прародитель всех видов кинематографа – вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц. Первые документальные съемки провели братьяЛуи и Огюст Люмьер в 1895 г. (Франция). Братья Люмьер положили начало реалистическому направлению в кинематографе. Документальное кино – основа эстетики кинематографа. Оно – залог доверительного отношения зрителя ко всему. Самый авторитетный международный фестиваль документального кино проходит в Амстердаме. Этот фестиваль называют Каннами документалистики. ü Художественное кино (игровое, постановочное) – вид киноискусства, создаваемый на основе сценария и воплощаемый режиссером-постановщиком средствами актерской игры, операторского мастерства, монтажа, озвучивания и т. д. Основатель – французский режиссер Жорж Мельес. Он является родоначальником таких киножанров, как киносказка, фильмы ужасов и научная фантастика. Самые престижные международные кинофестивали группы «А»: Венецианский, Каннский и Берлинский. ü Научное кино: научно-исследовательское, научно-популярное, учебное; ü Анимационное кино (от лат. animatus – одушевленный)– особый вид киноискусства, в основе которого лежит оживление на экране различных неодушевленных объектов. Синоним термина – мультипликация (лат. multiplikatio – умножение). Внутри каждого вида киносложиласьсвоясистема жанров. Жанр(фр. genre – род)– действие по определенным законам. Система жанровв кинематографе в целом позаимствована из литературоведения, но нельзя сказать, что литературные и кинематографические жанры идентичны, посколькуу кино свои способы построения произведения и воздействия на зрителя. 3. Жанры художественного кино можно объединить в три группы: – драматические; – эпические; – лироэпические. ü Драматические жанры, в свою очередь, включают в себя кинокартины: – психологические; – комедийные; – приключенческие. Общей их особенностью является динамическоеразвитие конфликта в сюжете, упор на действие. Однако акценты в них расставлены по-разному: в психологических – на исследовании характера, личности героя; в комедийных – сатирический или юмористический подход к характеру и явлениям; в приключенческихглавное – острое и напряженное развитие события, неожиданные повороты действия. Среди картин психологического жанра можно назвать такие разновидности: – психологическая драма; – трагедия; – мелодрама. В кино комической направленности (комедия – мегажанр) выделяют: – эксцентрическая комедия; – романтическая комедия; – трагикомедия; – трагифарс; – сатирическая комедия. Выдающийся российский кинорежиссер, мастер комедийного жанра – Леонид Гайдай: «Операция «Ы», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию». Большое разнообразие форм имеет приключенческое кино: – фильм-путешествие (роуд-муви, фильм дорог): экранизации произведений мастеров приключенческого жанра – Ж. Верна, Ф. Купера; – кинофантастика: «2001 год: Космическая Одиссея» / С. Кубрик, «Солярис» / А. Тарковский, «Муха» / Д. Кроненберг; – фильм-катастрофа: «Армагеддон»; «Столкновение с бездной»; – вестерн: спагетти-вестерн: фильмы Серджио Леоне: «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой». «Однажды на Диком Западе»; самурай-кэнгэки: «Семь самураев» / Акира Куросава; – кинодетектив (гангстерский фильм; криминальная драма: экранизации А. Кристи, Ж. Сименона, А. Конан-Дойля); – триллер (от англ. thrill – нервная дрожь, волнение; отсроченное ожидание): 50 жанровых определений: кибер-триллер, эротический, маньячный, полицейский, семейный, мистический и т.д.; «черный» (нуар) фильм; боевик; термины: саспенс и экшн; классика жанра – фильмы Альфреда Хичкока; – фильм ужасов (хоррор); условно можно разделить на несколько категорий: фильмы о Зомби; фильмы о Монстрах; демонологические и мистические фильмы; фильмы мифическо-готического типа (вампиры, оборотни, Франкенштейн); слэшеры: «Носферату. Симфония ужаса» / Ф. Мурнау; «Ночь живых мертвецов» / Джордж Ромеро; слэшер – поджанр хоррора: «Техасская резня бензопилой», «Крик» и др. – трэш: фильмы, выпускаемые киностудией американской кинокомпанией «Трома» («Токсичный мститель», «Тромео и Джульетта», «Кровососущие уроды» и др.); – героико-приключенческий фильм: «Семнадцать мгновений весны» / Т. Лиознова; «Бондиана». ü К эпическим жанрам относятся: – киноэпопея: «Александр Невский» / С. Эйзенштейн; «Война и мир»/ С. Бондарчук; – кинороман: «Унесенные ветром» / Виктор Флеминг; «Тихий Дон» / С. Герасимов; – киноновелла: «Пышка» / М. Ромм; «Рим» / Ф. Феллини. Жанров эпического кинонемного, но именно они способны воплотить наиболее монументальные и крупные литературные формы. Среди основных признаков эпических картин: повествовательное начало; многостороннее отражение исторических событий в связи с человеческими судьбами; глубокое проникновение во внутренний мир главных героев. В особую группу выделяют жанры исторического кино (реконструкция прошлого): – пеплум; – «фильм плаща и шпаги»; – суперколосс; – байопик (биографический фильм). ü Лироэпические жанры характеризуются особой эмоциональностью повествования, в них активно именно авторское лирическое проявление как склад мировосприятия. К таким жанрам относятся: – кинобаллада: «Баллада о солдате» / В. Ежов и Г. Чухрай; – кинопоэма: «Земля» / А. Довженко; – киносказка: фильмы первого киносказочника России А. А. Роу («Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса»); – кинопритча: фильмы С. Параджанова («Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб»). ü В особую группу выделяют жанры музыкального кино: – музыкальная комедия; – фильм-ревю; – фильм-опера; – фильм-балет; – фильм-оперетта; – киноводевиль; – киномюзикл. ü Особую группу составляют жанры на пересечении: – мокьюментари (mocumentary – буквально: «насмешка над документальным кино») – псевдо-документальный фильм: «Первые на Луне» / А. Федорченко, Россия, 2004. – кинокомикс; – кинопародия; – кино о кино. Современные формы бытования фильмов различных жанров: – ретро фильм; – римейк; – сиквел, приквел; – блокбастер; – арт-хаус (арт-синема, авторское кино) и коммерческое кино. 4. Жанры документального кино можноразделить по содержанию и по методу создания: – по содержанию: очерк, проблемный фильм, событийный фильм; – по методу создания: иконографический, перемонтаж, хроникальный сюжет. 5. Жанры мультипликации весьма разнообразны и практически могут дублировать жанровые системы других видов к/и, поэтому мультипликационные фильмы легче разделить по технике создания: ü рисованная мультипликация (создается способом покадровой съемки рисунков): Уолт Дисней: первый звуковой и цветной полнометражный фильм «Белоснежка и семь гномов» (1938); В. Котеночкин: «Ну, погоди!..»; Б. П. Степанцев: «Малыш и Карлсон»; Ф. С. Хитрук «Винни-Пух»; В. И. Попов: «Трое из Простоквашино»; техника «эклер» («ротоскоп»): «Белоснежка и семь гномов», «Аленький цветочек». Япония: «аниме»; Хайяо Миядзаки: «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками». ü объемная (кукольная) мультипликация (в ее основе – покадровая съемка объемных фигур и предметов). Основатель – Владислав Старевич. Роман Качанов: «Чебурашка»; Гарри Бардин: «Чуча», «Адажио»; Александр Татарский: «Пластилиновая ворона». Гений кукольной анимации – британский режиссер Ник Парк: «Побег из курятника», «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» (4 «Оскара»). ü перекладная мультипликация: Юрий Норштейн: тотальная анимация (действие на 8 слоях-планах): «Ежик в тумане», «Сказка сказок» (1979) – носит звание «лучший мультфильм всех времен и народов». ü другие техники мультипликации: теневая; графическая; игольчатый экран (изобретатель – А. А. Алексеев, вошедший в историю мировой анимации под именем Альфеони); техника «черного порошка»; бескамерная; синтетическая; «анимированная живопись» (маслом по стеклу): Александр Петров «Старик и море» (премия «Оскар» в 2000 г). ü компьютерная анимация (с 1982 г.): интерактивная; программная; спрайтовая; процедурная; морфинг; 3D-анимация («трехмерная»): «Шрек»; flash-анимация: Олег Куваев, «Масяня» и др.
|