![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОУМ 2. Коммуникология
Основные понятия коммуникативистики: " коммуникация", " информация", «коммуникационный процесс». Понятие коммуникации. Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Понятие информации. Информация как главный элемент коммуникативной системы. Коммуникационный процесс: производство, мультипликация, распространение, прием, распознавание, использование информации.
Элементы структуры коммуникационного процесса: коммуникатор (отправитель) – сообщение – канал – коммуникант (получатель). Линейные модели коммуникации: модель Лассуэлла; Стэнфордская модель (ИСКП); математическая теория коммуникации Шеннона-Уивера. Нелинейные модели коммуникации: нелинейная модель Ньюкомба; циркулярная модель Шрамма-Осгуда.
Понятие знака. Типология знаков И.Пирса. Знак как средство передачи информации различного рода: компоненты значения знака. Синтактика, семантика, прагматика как основные отношения знаков. Понятие языка. Уровни коммуникации: семантический (знаковый); лингвистический (вербальный).
Коммуникатор в коммуникационном процессе. Функции коммуникатора. Индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Аудитория как адресат коммуникации. Диффузная модель Э.Роджерса. Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории): минимум общих (базовых) знаний; владение общим кодом; совместная мотивация коммуникации. Опосредованное взаимодействие через «лидеров мнений». Модель двухступенчатой коммуникации П.Лазарсфельда. Реакция аудитории на коммуникативное послание.
Понятие канала коммуникации. Типологизация каналов коммуникации. «Стэнфордская» модель коммуникации Берло (ИСКП). Характеристика каналов коммуникации. Преимущества и недостатки. Математическая модель Шеннона-Уивера («шумы» коммуникации). Средства массовой информации как канал коммуникации. Характеристика СМИ как канала коммуникации. Виды СМИ. Достоинства и недостатки СМИ как каналов коммуникации.
Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь. Барьеры коммуникации: понятие и виды (технические, физиологические, психологические, лингвистические, семиотические) и пути их преодоления. Влияние составных частей коммуникативной цепи на эффективность коммуникации. Основные факторы и условия, обеспечивающие эффективность межличностной, групповой и массовой коммуникации.
Проблема типологизации коммуникации. Характеристика массовой коммуникации, групповой и межличностной коммуникации. Виды и формы массовой, групповой и межличностной коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации. Вертикальные (нисходящие, восходящие) и горизонтальные коммуникации.
Характеристики, функции межличностной коммуникации. Особенности невербального и вербального общения в межличностной коммуникации. Барьеры в межличностной коммуникации. Механизмы и условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации. Коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, коммуникативные навыки. Коммуникативная личность. Параметры коммуникативной личности. Коммуникативная компетентность. Типы коммуникантов.
|