Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в национальной правовой системе






С формальной точки зрения вопрос о месте Конвенции в российской правовой системе не вызывает особых затруднений.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

 

Как следует из текста Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» (подписан Президентом РФ 30 марта 1998г. № 54-ФЗ)[3], РФ ратифицировала «…Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. с изменениями, внесенными Протоколами к ней №3 от 6 мая 1963г., №5 от 20 января 1966г. и №8 от 19 марта 1985г., и дополнениями, содержащимися в Протоколе №2 от 6 мая 1963г., (далее Конвенция), и Протоколы к ней №1 от 20 марта 1952г., №4 от 16 сентября 1963г., №7 от 22 ноября 1984г., №9 от 6 ноября 1990г., №10 от 25 марта 1992г. и №11 от 11 мая 1994г.».

На место и роль Конвенции в правовой системе РФ указывает текст интерпретирующего заявления к ст. 46 Конвенции, говорящей об обязательной силе и исполнении постановлений Европейского Суда.

" Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации."

 

Эти положения заставляют считаться с концепцией «quality of law» (качество закона), так как она сформулирована в ряде постановлений Европейского Суда («Лю и Лю против РФ» № 42086/05 от 6 декабря 2007г., «Штукатуров против РФ» № 44009/05 от 22 марта 2008г.). Фактически речь идет о проверке «качества» национального законодательства, проверке национального законодательства на соответствие критериям Конвенции.

Из вышеуказанных положений Конвенции и Закона о ратификации вытекает обязательство российских властей принимать меры общего характера по исполнению решений и постановлений Европейского Суда, то есть совершенствовать законодательство до уровня гарантий, установленных в практике Европейского Суда.

Следовательно, дальнейшее раскрытие роли Конвенции в российской правовой системе невозможно без анализа принципов и пределов толкования Конвенции Европейским Судом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал