Фрейд
| Адлер
|
Физиологическое основание теории
| Социальная психология
|
Подчеркивает каузальность
| Подчеркивает телеологию
|
Индивид разделен на " части", которые антагонистичны друг другу, например, ид-эго-суперэго, Эрос против Танатоса, сознательное против бессознательного.
| Личность неделима. Она представляет собой единство и все " части" (память, эмоции, поведение) находятся на службе всей личности.
|
Предметом изучения является внутриличностная или интрапсихическая область.
| Человека можно понять только межличностно, в социальном отношении, по поведению и взаимодействию с окружением.
|
Установление интрапсихической гармонии составляет идеальную цель психотерапии. " Там, где находилось ид, должно стать эго".
| Развитие личности, самореализация, усиление социального интереса представляют идеальные цели для индивидуума.
|
В своей основе человек " плохой". Цивилизация пытается его приручить, за что он платит огромную цену. Посредством терапии возможна сублимация инстинктивных требований
| Человек ни " плохой", ни " хороший". Но как творческое, принимающее решения человеческое существо, он может выбрать быть ли ему " хорошим" или " плохим" или и тем и другим одновременно, в зависимости от его стиля жизни и от его оценки непосредственной ситуации, ее положительных исходов. Посредством терапии человек может выбрать самоактуализацию.
|
Человек - жертва как своей инстинктивной жизни, так и цивилизации.
| Человек имеет возможность выбора, возможность формировать свою внутреннюю и внешнюю среду. Хотя он и не совершенный господин своей судьбы и не всегда может предопределить события в будущем, но он всегда имеет возможность выбора в том, как относиться к жизненным стимулам.
|
Описание Фрейдом развития ребенка ретроспективно и основано не на непосредственном наблюдении детей, а на материале свободных ассоциаций взрослого.
| Дети исследовались непосредственно в семьях, в школах и образовательных центрах.
|
Акцент на эдиповой ситуации и ее разрешении
| Акцент на семейной констелляции.
|
Люди - враги. Они наши соперники, и мы должны защитить себя от них.
| Другие люди - наши ближние, братские человеческие существа. Мы все равноправны Люди наши соратники и сотрудники в жизни.
|
Женщины чувствуют неполноценность из-за зависти к пенису. Женщины неполноценны. " Анатомия это - судьба".
| Женщины чувствуют неполноценность потому, что в нашей культурной среде женщины недооценены. Мужчины имеют привилегии, права, предпочтительный статус, хотя при текущем бурном культурном развитии эти роли переоцениваются.
|
Невроз имеет сексуальную этиологию.
| Невроз - неудача в обучении, продукт искаженных восприятий.
|
Невроз - это цена, которую мы платим за цивилизацию.
| Невроз - это цена, которую мы платим за недостаток цивилизации.
|