Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория личности






По Адлеру, семейная система устанавливает первичное социальное окружение растущего ребенка, чье положение сравнимо с положением иммигранта в чужой стране - неспособного понять язык и неспособного быть понятым. Родители, братья и сестры, ровесники, общественные институты и культура оказывают влияние на него, способствуют его социализации. Пока он не научится тому, что от него ожидается, он будет относительно беспомощным, некомпетентным и ущербным. Поэтому, наблюдая за своим окружением, он оценивает, и постепенно приходит к различным выводам относительно себя самого, своей ценности, своего окружения, чего оно от него требует, и как он может приобрести " гражданство в новом мире". Путем наблюдений, исследований, путем проб и ошибок, и получения обратной связи от своего окружения он изучает, что получает одобрение, а что - неодобрение, каким образом он может достичь значимости.

Ребенок активно и творчески занят изменением своего окружения, " воспитанием" своих братьев и сестер, " повышением" своих родителей. Он хочет принадлежать, быть частью, иметь значимое слово.

В независимости от того является ли эта потребность биологической или приобретенной, каждый ребенок ищет значимости.Он не стесняется в средствах для достижения цели в семейной иерархии, выискивая себе " место под солнцем".

Поиск значимости и вытекающее из этого сиблинговое соперничество отражает ценности конкурирующего общества, в котором мы живем. Нас поощряют быть первыми, быть выше, быть популярными, быть атлетичными, быть " настоящими" мужчинами, " никогда не терять духа" и т.д. Соответственно, каждый ребенок должен наметить для себя границы " территории", которая включает в себя те атрибуты или способности, которые, как он надеется, дадут ему чувство значимости. Если при оценке своих возможностей (potency) (способностей, мужества и уверенности) он придет к убеждению, что он сможет достичь этого места при помощи приемлемых средств, то он будет добиваться " полезной стороны жизни". Если же он почувствует, что не сможет таким образом достичь своей цели, то он теряет мужество и в своих усилиях начинает полагаться на деструктивное действие. Для адлерианца " не приспособленный к окружающему миру" ребенок не является " больным" ребенком. Можно классифицировать цели ребенка, утратившего веру в себя, на четыре группы - привлечение внимания, поиск силы, месть и декларация ущербности или поражения. Можно говорить о непосредственных, а не о долгосрочных целях. Они представляют собой цели " неправильного поведения" ребенка, а не поведение всех детей

Ребенок создает когнитивную карту, стиль жизни, который призван помочь ему, " маленькому", справится с " большим" миром. Стиль жизни включает в себя те стремления, долгосрочные цели личности, " формулировки" тех условий, личных и социальных, которые необходимы для " безопасности" личности. Последние также являются фикциями и, как привило, возникают в терапии в виде " Если бы только:, то я бы: ". Моусак (1954) разделил убеждения образа жизни (life-style convictions) на четыре группы:

1. Я-концепция - те убеждения, которые есть у меня, относительно того, кто я такой.

2. Я-идеал (Адлер создал этот неологизм в 1912) - убеждения о том, каким мне следует быть, или каким я обязан быть, чтобы занять свое место.

3. Weltbild или " картина мира" - убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа и тому подобное) и о том, что мир требует от меня.

4. Этические убеждения - персональный свод правил " правильно-неправильно".

Когда существует несоответствие между Я и Я-идеалом (" Я низенький; я должен быть высоким"), то отсюда происходит чувство неполноценности. Хотя существует бесконечное разнообразие чувств неполноценности следует упомянуть одно, которое обсуждал Адлер - мужской протест

Лишь только тогда, когда личность поступает так, как если бы он был неполноценен, обнаруживает симптомы, или ведет себя как " больной", тогда мы видим признаки того, что в медицинском случае назвали бы " патологией" и что адлерианцы называют утратой веры в себя или комплексом неполноценности. Наиболее упрощенно, чувство неполноценности является всеобщим и " нормальным"; комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя ограниченной части нашего общества и обычно - " ненормально".

Любовь, подобно другим эмоциям, имеет когнитивные основы. Люди не являются " жертвами" своих эмоций или страстей. Они создают эмоции, чтобы помочь себе в достижении своих целей. Любовь представляет собой связующее чувство, которое мы создаем тогда, когда мы хотим сблизиться с людьми.

Психологически здоровый или нормальный индивидуум - это тот, который развил у себя социальный интерес, кто хочет посвятить себя жизни и жизненным задачам. (Wolfe, 1932). Он использует свою энергию на то, чтобы быть членом общества с уверенностью и оптимизмом справляющегося с жизненными проблемами. У него есть свое место, у него адекватная самоценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает " мужеством быть несовершенным


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал