Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зигмунд Фрейд о защитных механизмах.






“Психический аппарат не выносит неудовольствия, он вынужден избегать неудовольствия любой ценой, а если восприятие реальности вызывает неудовольствие, то оно – т.е. истина – приносится в жертву. При внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием такой ситуации, чтобы позднее, окрепнув, снять угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя нельзя убежать, при внутренней опасности не поможет никакое бегство, и поэтому защитные механизмы Эго вынуждены искать внутреннее восприятие, предоставляя нам лишь неполные и извращенные сведения нашего Ид. Тогда Эго оказывается парализованным или ослепленным собственными заблуждениями в своих отношениях к Ид, и на успех в психическом процессе мы можем рассчитывать с тем же шансом, что и путник, заблудившийся в незнакомой местности и от усталости едва волочащий ноги. Целью защитных механизмов является устранение опасности. ”[***, сс. 25 - 26]

Нельзя оспаривать, что им это удается; сомнительно, сможет ли Эго на протяжении всего своего времени развития полностью отказаться от них, вместе с тем нельзя отрицать и то, что они сами могут стать опасностью. Иногда оказывается, что Эго платит им слишком большую цену за услуги. Необходимые для них динамические затраты и ограничения Эго, почти всегда вызываемые защитными механизмами, представляют собой тяжелые нагрузки на психическую экономию. Кроме того, эти механизмы, оказав помощь Эго в тяжелые годы его развития, не снимают свои заслоны.

Окрепшее Эго взрослого человека продолжает обороняться от опасностей, которых больше нет в реальности, оно даже чувствует себя обязанным выискивать в реальности такие ситуации, которые хотя бы приблизительно могли заменить первоначальную опасность, чтобы оправдать привычные способы реакций. Итак, нетрудно понять, как защитные механизмы, все более и более отчуждаясь от внешнего мира и ослабляя на протяжении долгого времени Эго, подготавливают вспышку невроза, благоприятствуя ей.

“Каждый человек пользуется только определенным набором защитных механизмов. Кроме того, нам известно, что различие между унаследованными и приобретенными свойствами не может расходиться до противоположностей; а в унаследованном важной частью является, конечно же, приобретенное предками. Когда мы говорим об " архаическом наследии", мы обычно думаем только об Ид и, по-видимому, предполагаем, что Эго еще не существовало в начале собственной жизни. Но не следует упускать из виду, что изначально Ид и Эго были едины; мы не впадаем в мистическую переоценку наследственности, считая правдоподобным, что в еще не существующем Эго уже заложено дальнейшее проявление направлений его развития, тенденций и реакций. Психологические особенности семей, рас и наций и даже их отношение к анализу не дают никакого объяснения. Более того, аналитический опыт сформировал у нас убеждение, что даже определенные психологические содержания, такие как символика, не имеют других источников, помимо наследственного переноса, различные же исследования психологии народов вплотную подводят нас к тому, что существует еще и другие, столь же специализированные остатки раннечеловеческого развития в архаическом развитии.”[там же, с.20-30]

“Эго также выполняет с самого начала жизни (ее постнатального периода) некоторые фундаментальные функции; поэтому Эго использует процессы расщепления и подавления инстинктивных желаний как некие защиты против тревоги преследования, которая переживается Эго с самого рождения. Объектные отношения, которые формируются под влиянием либидо и агрессии, любви и ненависти, пропитанные, с одной стороны, тревогой преследования, а с другой – ее естественным следствием – вновь обретенной уверенностью во всемогуществе, происходящей от идеализации объекта. Интроекция и проекция, тесно связанные с фантазматической жизнью ребенка и со всеми его эмоциями, и, следовательно, интернализованные хорошие и плохие объекты, которые инициируют развитие Супер-Эго.”[там же, с.75]

С точки зрения этнопсихологии в учении Фрейда о защитных механизмах самым важным является то, что психический аппарат не выносит неудовольствия, он вынужден избегать неудовольствия любой ценой, а если восприятие реальности вызывает неудовольствие, то оно – т.е. истина – приносится в жертву. Это объясняет самую главную функцию этнической картины мира как неспецифического защитного механизма: защищать человека от реального психологически дискомфортного внешнего мира и создавать такой его образ, в котором человек бы мог безбоязненно действовать. Этническая картина мира всегда представляет мир в искаженном свете, “приносит в жертву истину” ради того, чтобы человек чувствовал себя в мире более комфортно.

 

***З.Фрейд. Конечный и бесконечный анализ. В кн. Психоанализ в развитии. (З.Фрейд, Ш.Ференци, М.Кляйн, Е.Гаддини, П.Фонда). Екатеринбург: Деловая книга, 1998.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал