Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование и развитие трудового и социального законодательства в Европе и США.
В 1948 г. социально-экономические права были признаны на международном уровне, что отразилось в тексте Всеобщей декларации прав человека. Они были детализированы в последующих документах европейского сообщества. К послевоенному периоду относится формирование " третьего поколения" прав человека: на здоровую окружающую среду, на достойный уровень жизни, на пользование природными национальными богатствами и многие другие. Важнейшей задачей социального законодательства является поддержание социальной стабильности и гражданского мира посредством предотвращения потенциальных социальных конфликтов. Необходимость социальной интеграции для эффективного эволюционного развития общества воплотилась в концепции солидаризма. Её положения закреплены в новейших конституциях европейских стран. Принципиальной новацией стало закрепление понятия социального государства, что предполагает государственную поддержку определенных слоев населения. Основой современной социальной политики является распределение бремени социальных проблем между личностью и государством. В начале 20 века стала формироваться как самостоятельная отрасль трудовое право. Первоначально трудовые отношения регулировались путем подписания договора (соглашения) между наемным работником и работодателем. Государство практически не вмешивалось в отношения, возникавшие между рабочими и предпринимателем. В 20-30 г. под давлением рабочего движения и под влиянием распространившейся социал-демократической доктрины создается система социального страхования, отличавшаяся тогда примитивизмом. Страховки предусматривались только на случай болезни, нетрудоспособности и инвалидности. В рамках этой тенденции в США были приняты законы Вагнера (1935 г.) и Тафта-Хартли (1947 г.). Они регламентировали содержание коллективных трудовых договоров, правовой статус профсоюзов, продолжительность рабочего дня, предусматривали меры по охране труда женщин и подростков. Значительная демократизация трудового законодательства наблюдалась в послевоенный период, когда принимаются законы об уравнении оплаты труда женщин и мужчин, о профсоюзах, о профессиональном обучении, о компенсациях. Быстрыми темпами развивается социальное обеспечение, важнейшим элементом которого стало пенсионное законодательство. Оно претерпело эволюцию от установления пенсий в случае получения производственных травм или увечий до всеобщего пенсионного обеспечения. Интересно проследить основные этапы становления американского социального законодательства, так как наблюдаются существенные различия между предметом социального законодательства в Европе и США. В англосаксонском праве приоритетное значение имеют личные и политические права. В европейском континентальном праве традиционно большее внимание уделяется социально-экономическим правам. В юридической литературе обоснованно констатируется факт неприсоединения США к ряду важнейших международных пактов по правам человека. Это связано не с пренебрежением американского права к общечеловеческим ценностям, а с тем обстоятельством, что интерпретация социальных законов Верховным судом США привела к превращению социальных прав в фундаментальное право страны. В США на рубеже 19-20 веков большинство законодательных предложений, предусматривавших позитивную реализацию социально-экономических прав, было отвергнуто как несоответствующих конституции. В стране господствовало представление о том, что реализация социально-экономических прав зависит не от принятия новых законов, а от уровня экономического развития. Следовательно, гарантии не имеют юридического характера и не могут обеспечиваться средствами судебной защиты. Американская концепция прав человека отрицала социальные права. Поскольку невозможно их точно определить и создать эффективный механизм защиты. Американскими юристами и политиками утверждалось, что права и свободы в американской традиции – это сферы деятельности индивида, свободные от вмешательства государства. В большей степени права человека рассматривались как естественное и субъективное право. Однако уже тогда этот подход стал пересматриваться. Профсоюзы приобрели легальный статус, принимается закон об охране окружающей среды, неограниченная ранее свобода предпринимательской деятельности ставится под контроль общества. Постепенно приходит осознание того, что конфликт между экономикой и правом существует. Это стало отправной точкой развития социального законодательства в США. 3.Национальные системы уголовного права: тенденции развития. Развитие уголовного права в 20 столетии было вызвано изменившимися общественно-политическими и экономическими условиями, демократизацией, появлением новых форм собственности, усложнением процессуальных норм и др. Во многих европейских странах основной тенденцией развития уголовного права стала его дальнейшая систематизация. В результате были разработаны новейшие уголовные кодексы – УК ФРГ 1975 г., Примерный УК США, УК Франции 1994 г., УК Испании 1995 г. В каждой из этих стран сложилась своя концепция наказуемого поведения, собственные дефиниции преступления, принципы трактовки таких вопросов, как самооборона, крайняя необходимость, невменяемость, неосторожность и соучастие. Изменилась структура предусмотренных законом преступлений. На первое место по тяжести вышли преступления против личности. Многие законодательные акты предусматривают преступления против человечества: геноцид, депортация, массовые казни без суда и следствия, репрессии, пытки и акты жестокости и др. Современный закон предусматривает уголовную ответственность за проявление сексуальной агрессии, проведение биомедицинских экспериментов над человеком без его согласия, за посягательство на его частную жизнь. Важной новацией стало введение уголовной ответственности юридических лиц: предпринимательских объединений и территориальных единиц. Современное уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за терроризм, производство и сбыт наркотиков, компьютерные преступления и др. Существенные изменения произошли и в уголовном праве англосаксонской системы. В Англии отменяется существовавшее веками традиционное деление на фелонии и мисдиминоры. На территории США оно было сохранено, но вводится новая классификация преступлений. Одна из основных тенденций заключалась в либерализации карательной системы, в основе которой лежало стремление законодателя к гуманизации и оптиматизации. В центре внимания юридической и политической общественности стоит проблема применения смертной казни. Во многих европейских странах в 60-е гг. произошла фактическая отмена смертной казни. В США в 1967 г. был установлен мораторий на применение смертной казни, а некоторые штаты приняли закон об её отмене. Верховный суд страны предусматривает возможность применения этой меры наказания при совершении тяжкого убийства. Но присяжные должны иметь возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением. На современном этапе смертная казнь предусмотрена законодательствами 36 американских штатов, а также федеральным законом при совершении тяжких государственных, воинских, уголовных преступлений. Современная система наказаний ориентирована на защиту интересов общества и социальную адаптацию преступников. Значительному реформированию подверглась судебная система и уголовный процесс. В качестве гарантии от судебного произвола рассматривается суд присяжных. В США его статус закреплен 7 поправкой к конституции. Важным элементом судебной системы суд присяжных рассматривается и в Англии. Подбор присяжных становится централизованным, отменяется имущественный ценз, снижается возрастной ценз. Во Франции допускается участие в суде не 12, а 9 присяжных заседателей, и не обязательно их единогласное решение. В Англии суд присяжных рассматривает исключительно уголовные дела. Функционирование суда присяжных остается одной из наиболее спорных проблем в современной юриспруденции. Одни настаивают на необходимости его применения как гарантии от судебного произвола, ссылаясь при этом на национальные традиции. Другие подчеркивают низкий профессиональный уровень принятых им решений, а также длительность судебного разбирательства и большие финансовые затраты. Показателем уровня демократизма современной уголовно-процессуальной системы являются предварительная санкция суда на арест подозреваемого, обыски и другие следственные действия, подразделение доказательств на допустимые и недопустимые (полученные незаконным путем), а также право на защиту и презумпция невиновности. Важным аспектом сближения уголовного законодательства является заключение международно-правовых конвенций по борьбе с уголовными преступлениями. Они создаются в целях борьбы с международными преступлениями (угонами воздушных судов, фальшивомонетничеством, наркобизнесом и др.). Государства-участники подобной конвенции обязуются предусмотреть в своём национальном уголовном законодательстве соответствующие уголовно-правовые нормы. Таким образом, однотипные меры начинают функционировать в законодательстве стран романо-германского, англосаксонского и мусульманского права. Несмотря на относительно общие закономерности и тенденции развития современного уголовного права, сохраняются значительные расхождения как концептуального характера. Так и национально-правового. В концептуальном плане существует множество спорных проблем, касающихся теории уголовно-процессуального и практики применения этих норм. Современные исследователи подчеркивают, что несмотря на то, что мир соткан их локализованных систем уголовной юстиции, начинают усиливаться и противоположные тенденции. 3. Методические рекомендации по выполнению домашнего задания по курсу «ИГПЗС» бакалаврами заочной формы обучения
|