Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 17. Основные тенденции развития европейской и американской государственности в первой половине XXв.






1.Изменения в европейской государственности в период Первой мировой войны. «Новый курс» Рузвельта.

Итоги первой Мировой войны способствовали складыванию в Европе новой геополитической ситуации, предопределившей тенденции государственного развития на всё XX столетие. В войне участвовало 38 европейских, азиатских, американских и африканских государства, что способствовало формированию нового типа взаимосвязей между ними и складыванию нового мирового сообщества. Во время войны были выработаны новые формы международного согласия в виде надправительственных, наднациональных правовых институтов.

Война сыграла роль катализатора внутренних государственно-политических процессов, ускорив падение полуфеодальных режимов и становление более прогрессивных в одних странах, крушение колониальных империи и генезис национальной независимой государственности в других. Война изменила и национально-правовые уклады многих европейских государств.

Важнейшим последствием первой Мировой войны явились деформации государственно-политических режимов побежденных стран. Многие явления, существовавшие ранее лишь в сфере идеологии, превратились в политическую практику (фашизм, тоталитаризм, социализированное государство). Изменения в западноевропейской государственности были вызваны необходимостью приспособления к условиям военного времени как парламентских республик, так и конституционных монархий, сложившихся на протяжении XIX в. Государственное управление характеризовалось милитаризацией. Военное управление стало доминирующим в общественно-политической сфере. Это обусловило снижение роли парламентских институтов. Перераспределение властных полномочий в пользу правительственных структур проявилось в наделении правительств ряда европейских государств, включая Великобританию и Германию, чрезвычайными полномочиями. В годы войны завершается становление делегированного законодательства не как исключения, а как правила правительственной деятельности. Поэтому правительственные акты превращаются в этот период в основной законодательный источник.

Государственно-политические режимы европейских стран военного времени характеризовались законодательным ограничением политических прав и свобод граждан: свободы передвижения, митингов и собраний. Повсеместно вводится военная цензура.

Ещё одна новая тенденция проявилась в усилении регулирующей роли государства вплоть до перехода к системе прямого распределения. Регулирующая роль государства коснулась и социально-трудовой сферы, где распространились многочисленные ограничения права рабочих на забастовки, митинги и другие формы выражения своего несогласия с политикой администрации предприятия.

Не менее важным итогом войны стал распад крупнейших империй в Европе: России и Австро-Венгрии. Поражения и вызванные войной хозяйственно-экономические трудности обострили национальные конфликты и стимулировали стремление народов к национальной независимости. В результате на территории Европы возникло более 10 новых государственных образований. В конце 1918 г. было провозглашено самоопределение Чехии, Словакии, Сербии и Венгрии. В 1919 г. Австрия конституировалась в отдельное государство в виде президентско-парламентской республики с федеративным устройством. После присоединения Словацких областей к Чехии образовалось Чехословацкое государство. Конституция 1920 г. установила здесь республиканский строй с сильной президентской властью. Этот документ впервые в истории европейского парламентаризма вводил конституционную юстицию в виде Конституционного суда.

В результате геополитического распада Российской империи, вызванного Февральской революции 1917 г., независимость получила Финляндия, которая обладала автономией с 1905 г. Теперь она провозглашалась президентской республикой с однопалатным парламентом и сильной президентской властью. Создание национальной республиканской государственности провозгласили и прибалтийские государства: Латвия, Литва и Эстония.

Война вызвала всплеск революционного движения в Европе. Социализм как идейно-политическое течение и как политическая практика стал важным фактором государственного переустройства и правовых преобразований. Попытка построения социалистического общества в России повлияла и на другие европейские страны, в некоторых из которых были установлены, хотя и кратковременные, советские режимы (Венгерская и Баварская советские республики). Даже после их падения коммунизм приобретает статус международного политического течения, имевшего свои организационные структуры.

Таким образом, влияние первой Мировой войны заключалось в том, что она внесла существенные изменения в государственно-политический облик Европы, допустив отмену некоторых демократических принципов организации власти. Однако это нельзя рассматривать как отход от демократии и нарушение принципов парламентаризма. Эти меры носили временный характер и основывались на соответствующих законодательных актах. Особо значимые изменения произошли в государственности стран побежденного блока.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал