Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль Прусской монархии в объединении Германии. Конституционная Хартия Пруссии 1850 г.






Союзные акты сохраняли неприкосновенным историческое внутреннее устройство германских государств. Единственным новшеством было указание на скорейшее введение во всех государствах-членах союза «земско-сословного устройства». Под этим понималось учреждение представительных совещательных органов, которые бы соучаствовали в управлении вместе с монархом. Права этих представительств должны были по представлениям прогрессивной общественности закрепляться на конституционном уровне. Таким образом, наполеоновские войны в Европе, разгром наполеоновской монархии и союзные акты способствовали преобразованию абсолютистских монархий в конституционные.

Период 1815-1848 гг. принято называть «предмартовским». Он ознаменовался проведением серии социально-политических прогрессивных мероприятий. В германских государствах были ликвидированы остатки крепостничества, окончательно разрушен цеховой строй в городе, восстановлено городское самоуправление. Было проведено частичное выравнивание правового статуса и ликвидированы наиболее архаичные привилегии дворян. Возросло общественное значение новых социальных сил, противостоявших дворянству и абсолютизму. На протяжении предмартовского периода в 24 германских государствах были установлены конституционные монархии, что в значительной степени предопределило вызревание предпосылок для объединения германских государств. Самая первая конституция была принята в Нассау в 1814 г. ещё до оформления Германского союза. Но в основном процесс перехода от абсолютизма к конституционному строю в Германии начался с 1816 г. Одними из первых конституционные преобразования провели крупные монархии Южной Герман, где были наиболее отчетливо выражены социально-политические и экономические стремления к обновлению: Бавария, Баден, Гессен. Важнейшим источником германского конституционализма «предмартовского периода» стала Конституционная хартия Франции 1814 г. Под влиянием французских революционных событий 1830 г. новая волна конституционализма охватила и восточные германские государства: Саксонию и Брауншвейг.

Важнейшей особенностью германских конституций стал их октроированный характер. Все они были дарованы монархом, что обусловило ограниченный, консервативный характер этих документов. Наследственные монархи сохранили за собой значительные государственные полномочия. В большинстве конституций сословный строй сохранялся только в качестве формальных категорий гражданства. Закреплялась ликвидация крепостного права. Дворянство лишалось вотчинных прав и особой юрисдикции. Однако в ряде государств конституционно за дворянством признавались некоторые личные и имущественные привилегии, в том числе особые права на участие в политическом представительстве.

Представительные органы по различным конституциям обладали разными полномочиями и структурой. В северогерманских государствах было закреплено существование старых «земских чинов» в виде исторических ландтагов. Составлялись они в основном из дворянства, а их полномочия сводились к подаче петиций монарху. В некоторых небольших государствах однопалатному ландтагу было полностью передано право утверждения бюджета. Согласно конституции Гессена ландтаг считался даже «равноправным фактором» государственного управления наравне с монархом. Представительству было предоставлено право контроля за деятельностью министров и даже за истолкованием законов. Ландтаги были как одно-, так и двухпалатными. Разделение проводилось посословно (как, например, в Ганновере). Преимущество закреплялось за дворянами и городскими верхами. Члены верхних палат назначались в основном монархом, места эти передавались по наследству. Представительно-выборными органами были только нижние палаты. Избирательное право носило цензовый характер.

Большинство конституций германских государств закрепили создание местного самоуправления – на основе передачи полномочий общегосударственного характера выборным местным собраниям и окружным советникам, бургомистрам. Полномочия этих органов касались социальных вопросов, образования, попечения о церкви, низшей полиции.

Важной юридической чертой октроированных конституций было закрепление в них гражданских прав и свобод. Они узаконили равенство перед законом, свободу вероисповедания, свободу слова, мнений, печати, собственности и профессиональных занятий. В Баденской конституции 1818 г. в особом порядке оговаривались обязанности государства по охране прав граждан. В Саксонской конституции 1831 г. кроме общераспространенных прав и свобод, были провозглашены также свобода выбора профессии и занятия, право гражданина на выход из подданства, а также право каждого гражданина на обжалование действий правительственных учреждений. Наиболее консервативной была сфера политических прав, что стало одной из причин неудовлетворенности либеральной общественности проведенными преобразованиями.

Необходимость создания единого германского государства стала особенно заметна в середине 19 в., когда завершился промышленный переворот, который начался в условиях политической раздробленности. Достижение государственного единства Германии стало важнейшей задачей буржуазно-демократической революции 1848 г. Капиталистическое развитие требовало уничтожения феодальных порядков, утверждения национального единства. Дальнейшей модернизации способствовали настроения практически всех слоев немецкого общества. Либеральная буржуазия отстаивала идею создания федеральной конституционной монархии с либеральным режимом под эгидой одного из крупнейших германских государств, Пруссии или Австрии. Мелкобуржуазная демократия отвергла гегемонизм Австрии и Пруссии, сосредоточив главное внимание на требованиях неограниченной свободы ассоциаций, вооружения народа, полной свободы слова и печати, уничтожения всех привилегий дворянства, ликвидации феодальных отношений в деревне.

Апогеем германской революции стало мартовское восстание в столице Пруссии Берлине в 1848 г. Король Пруссии Фридрих-Вильгельм 4, объявивший ещё в 1847 г. о созыве объединенного ландтага, стремясь погасить революцию, подписал в марте 1848 г. серию указов в духе требований демократической общественности. Он признал необходимость конституционной монархии, создал новое либеральное правительство, провозгласил свободу личности, союзов, собраний, печати.

Поражение революции привело к отказу от многих демократических нововведений. Ландтаг был разогнан, демократические клубы распущены, собрания и митинги запрещены, гражданское ополчение разоружено. Несмотря на поражение демократических сил, итоги революции были значительны. Были приняты прогрессивные законы о концессиях, о горной промышленности. В 1850 г. были введены в действие нормативные акты о выкупе крестьянами земли, которые либо отменяли прежние феодальные повинности, либо переводили их в разряд капиталистической ренты.

В Пруссии в 1850 г. была принята Конституция, позволившая создать первые буржуазные оппозиционные партии, использовать ландтаг в качестве публичной трибуны открытой критики правительства. Не случайно прусское правительство в 1851 г. приняло Закон об осадном положении, на основании которого король получил право вводить в стране режим военного правления, если внутренняя или внешнеполитическая обстановка создавали угрозу существующему правопорядку в стране.

Конституция Пруссии декларировала права и свободы, перечень которых был более обширным, чем в прежних германских конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность частной собственности, жилища, свободы, свобода собраний, союзов, слова. Подробная регламентация прав и свобод должна была быть осуществлена текущим законодательством, которое так и осталось неразработанным. Эти пробелы заполнялись правительственными распоряжениями. Значительное место в Конституции отводилось вопросам образования. Провозглашалась свобода науки и преподавания, бесплатное обучение в публичных начальных школах. Конституция предписывала строгий государственный надзор за школами с целью пресечения всякого вольнодумства. Учителя публичных школ наделялись правами и обязанностями государственных чиновников.

Политика прусского правительства в сфере образования преследовала цели создания эффективно действующего бюрократического аппарата. Особое внимание в конституции уделялось армии. Верховным главнокомандующим являлся король. Основной закон государства закреплял всеобщую воинскую повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, использовать армию для подавления внутренних беспорядков.

Последующие разделы Конституции посвящались высшим органам государственной власти. Государственный строй напоминал предшествовавшие октроированные германские конституции. Личность короля провозглашалась неприкосновенной. В его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства и премьер-министра, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и заключать мир, заключать международные договоры. Отношения короля и парламента исходили из формулы «законодательная власть должна осуществляться совместно королем и обеими палатами». Предусматривалось и право короля на создание особых распоряжений, когда этого требовали интересы государственной безопасности. Королю вверялся контроль над двухпалатным ландтагом. Король имел право его досрочного роспуска. Но выборы в новый представительный орган должны были состояться в 60-дневный срок, а созыв палат – в 90-дневный срок.

Конституция Пруссии формально предусматривала строгую государственную финансово-налоговую дисциплину, требовала ежегодного утверждения законом бюджета, взимания налогов, податей, займов только на основе законов, обязательного одобрения палатами всех расходов, установленных бюджетом, отчета правительства по использованию бюджетных средств. Эти статьи, принципиально отличающиеся от соответствующих статей баденской Конституции, свидетельствовали о более высоком уровне конституционной разработки одного из важнейших требований всех буржуазных революций.

Особенностью конституции стал и способ формирования нижней палаты парламента. Все избиратели нижней палаты делились на три курии по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов. Каждый разряд выбирал третью часть выборщиков, которые в свою очередь выбирали нижнюю палату парламента. Получалось, что имущие слои, составлявшие 3% населения, выбирали такое же количество депутатов, сколько остальное население (то есть 70% избирателей третьей курии). Несмотря на массовое движение за отмену этой избирательной системы, она просуществовала в Пруссии до 1918 г.

Конституция не предусматривала иных гарантий её соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и государственными чиновниками присяги верности и повиновения королю и Конституции. Ни король, ни армия не присягали на соблюдение Конституции.

Франкфуртская Конституция Германской империи 1849 г. В апреле 1848 г. собрание представителей местных ландтагов, или предпарламент, выступило с инициативой созыва общегерманского парламента во Фракфурте-на-Майне. Избранное на основе двухстепенной избирательной системы общегерманское Национальное собрание открыло свои заседания в мае 1848 г., когда революционное движение пошло на спад. Собрание состояло в основном из представителей либеральной буржуазии и умеренной мелкобуржуазной демократии. Основная политическая задача этих кругов состояла в принятии Конституции объединенной на федеральной основе Германии с закреплением в ней широкого перечня демократических прав и свобод. Конституция была опубликована в 1849 г., когда наметилась консолидация контрреволюционных сил.

Конституция 1849 г. стала важным этапом в истории германского конституционализма. Она представляла собой разработку правовых основ такой модели федерального устройства, которая в большей степени соответствовала историческим и политическим условиям страны, стоящей на пороге объединения. Документ открывался разделом, который регламентировал статус и характер взаимоотношений федерации и её субъектов.

В Германскую федерацию должны были входить государства и территории Германского союза. При этом субъекты федерации должны были сохранить свою независимость, поскольку она не ограничивалась имперской конституцией. Раздел 2 Конституции посвящался «имперской власти», перечню многочисленных полномочий общефедеральных органов, призванных нейтрализовать сепаратистские тенденции.

Перед имперскими властями была поставлена задача создания единой дипломатической службы и проведения единой внешней политики. Только имперская власть должна была впредь назначать посланников и консулов, заключать международные договоры. Отдельные немецкие государства имели право заключения договоров с другими немецкими государствами, а со всеми иными государствами – только по ограниченному кругу вопросов, главным образом частного права. При этом любой договор подлежал утверждению империи.

В этом же разделе регламентировалась военная власть империи. Ей принадлежало право войны и мира, распоряжения всеми вооруженными силами объединенной Германии, издания законов, касающихся военной организации, назначения в случае войны высшего имперского командования, а также исключительное право содержания военно-морского флота.

Далее документ закреплял конституционные основы создания единого экономического пространства. Только за имперской властью признавалось право издавать законы, касающиеся таможенного, почтово-телеграфного дела и выпуска бумажных денег. Имперская власть должна была ввести единую таможенную монету, единство меры и веса для всей Германии.

Конституция вводила единое гражданство и предусматривала необходимость создания единого правового пространства. Она оговаривала обязанность империи издавать общие уложения гражданского, торгового, уголовного права. Имперские законы стояли выше законов отдельных государств.

Система органов государственной власти не была четко прописана в тексте документа. Во главе государства должен был стоять один из крупнейших монархов Германии (Австрии или Пруссии). Он должен был олицетворять общенациональное единство. Император должен был осуществлять свою власть через назначаемых им министров, которые несли ответственность за деятельность монарха перед рейхстагом посредством контрассигнации его распоряжений. Порядок ответственности правительства должен был регламентироваться специальным имперским законом.

За императором закреплялось право законодательной инициативы, право созыва и роспуска народной палаты, публикации имперских законов. Но издание, отмена, изменение законов требовали обязательного постановления рейхстага. Документ тщательно регламентировал контрольные полномочия рейхстага за кредитно-финансовой сферой, принятием бюджета.

Любой закон должен был приниматься обеими палатами рейхстага: палатой государств и палатой народов, и утверждаться правительством.

Раздел 6 Конституции посвящался правам и свободам граждан. К правовым гарантиям соблюдения свобод относились равенство перед законом и судом всех германских граждан, неприкосновенность личности, жилища, свобода слова, печати, собраний, суд присяжных, несменяемость судей.

3. Государственный строй Германской империи (II Рейха) по Конституции 1871 г.: исторические условия разработки, особенности принципа федерализма, органы государственной власти.

В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной степени воспроизвела Конституцию Северо-Германского союза. За южно-германскими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво, а также на управление почтой и телеграфом. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили модель федеративно-административного политического устройства, которая была разработана их франкфуртскими предшественниками. Документ передал федеральному собранию законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства. Устанавливался приоритет общеимперского законодательства перед законами отдельных германских земель.

Германская федерация получила название «союза неравных». Представительство субъектов в рейхсрате было неравным. Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии и 3 вольных города), самой крепкой по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло её господствующее положение в федерации. Чтобы заблокировать любое предложение, достаточно было 14 голосов, в то время, как Пруссии принадлежало 17. Таким образом, ни одно законодательное изменение не могло быть принято при несогласии Пруссии. В Союзном совете были представлены не народы субъектов, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов.

Президентство в союзе закреплялось за Прусским королем, которого стали называть германским императором. Он обладал по Конституции обширными полномочиями: являлся главой исполнительной власти, назначал должностных лиц империи, включая канцлера. Он созывал, закрывал и распускал Союзный совет и рейхстаг. Ему принадлежало право разработки и публикации имперских законов и право надзора за их исполнением. С согласия Союзного совета он объявлял войну, заключал международные договоры, проводил экзекуции в отношении государств, не выполнявших свои союзные обязанности. Важнейшей фигурой в политической системе был имперский канцлер. Он был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов.

Конституция Германии 1871 г. не знала принципа «ответственного правительства». На исполнительную власть не возлагалось никакой ответственности. Почти самодержавная власть германского императора сдерживалась правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрассигнатурой канцлера. Канцлер должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах, но сместить его с должности мог только император.

Конституция не провозглашала принципа народного суверенитета, который бы противоречил консервативным представлениям правящих кругов Германии о политической власти монарха. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.

Нижняя палата парламента – рейхстаг – создавалась на основе всеобщего избирательного права. Он находился под контролем императора и обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Формально всеобщее избирательное право базировалось на высоком возрастном цензе в 25 лет. Демократизм нижней палаты значительно ограничивался тем обстоятельством, что депутаты не получали жалования от государства.

В конституции не было раздела о правах и свободах граждан. Вместе с тем обширная глава посвящалась военным вопросам империи.

Таким образом, Конституция Германии 1871 г. подвела итог многолетнему объединительному процессу, окончательно ликвидировав остатки феодальной раздробленности. Теперь в Германии были созданы благоприятные возможности для развития капиталистической экономики и институтов гражданского общества. Вместе с тем германский конституционализм отличался рядом особенностей. Государственно-политическая система характеризовалась крайней консервативностью и низким уровнем демократизма, что предопределило трансформацию германской государственности в конце 19-начале 20 вв.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал