Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа коллоквиума
по проблеме «Тоталитарная альтернатива»
1. Рассмотрите комплекс специфических явлений и противоречий, порожденных процессом ускоренной модернизации в странах «догоняющей модели» (во «втором эшелоне»): → в системе экономического производства, → в системе социальных связей, социальной структуре общества, → в государственно-политической системе, политической культуре общества, → в духовной сфере, массовом сознании. На основе осуществленного анализа, сформулируйте вывод о причинах и исторической природе тоталитарного процесса. 1. Проанализируйте проблему альтернативности в развитии индустриального общества, неизбежности цивилизационного раскола западного общества, ключевые отличия либерального и тоталитарного «проектов», возможность и целесообразность их этической оценки. 2. Проанализируйте особенности основных моделей диктаторских режимов, возникших в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в межвоенный период: → германская модель, → итало-австрийская модель, → иберийская (испано-португальская модель), → восточноевропейская модель (польский, румынский, болгарский, венгерский, финский опыт авторитарного пути «догоняющего развития»). На основе анализа сформулируйте основные отличия данных моделей, в том числе определите степень тождественности классификации тоталитарных политических режимов (как системы политических институтов) и классификации авторитарных моделей «догоняющего развития» (как целостных общественных моделей). Рассмотрите тезис о качественном различии тоталитарного и фашистского обществ, фашистских и «фашизоидных» (военно-авторитарных) диктатур. 3. Рассмотрите общее и специфическое в социально-экономическом, политико-правовом, идеологическом, социокультурном развитии Третьего Рейха и СССР. Выделите черты этих общественных систем, составляющих основу особой тоталитарной модели развития. Соотнесите логику развития этой модели и процесса модернизации, универсального для стран Запада, ответив на вопрос, в какой степени тоталитарное общество являлось альтернативой индустриальной цивилизационной модели. 4. Выясните возможность рецидива тоталитарного процесса в условиях более поздних стадий модернизации, в том числе в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. 5. Рассмотрите основные этапы формирования теории тоталитаризма, особенности политической, социологической, социо-психологической трактовок происхождения и природы тоталитарного процесса. Вычлените основные положения, характерные для современной отечественной историографии истории тоталитаризма. Проанализируйте законодательство фашистской Германии. Из общей массы законов гитлеровской Германии выделите те акты и положения, которые свидетельствовали о принципиальном изменении формы государства, его политического режима, способов и методов осуществления государственной власти при фактически полной ликвидации демократических принципов и институтов Веймарской конституции 1919 г. Обратите внимание на особенность государственно-правового развития Германии после ее военного поражения в мае 1945 г., состоявшую в том, что будущая форма политической самоорганизации немецкого народа определялась не им самим, а странами-победительницами.Воспользуйтесь хрестоматией и проанализируйте основные положения Потсдамской конференции 1945 г.Попытайтесь самостоятельно выявить причины перекосов в реализации положений Потсдамской конференции и охарактеризовать последующий ход событий, приведший к созданию двух независимых германских государств: ФРГ и ГДР. Установите последовательность событий, которые привели к окончательному расколу Германии и дальнейшему обособлению. Тщательно исследуйте вопрос о разработке, принятии и общей характеристике Основного закона ФРГ 1949 г. Определите принципы, которые легли в основу данного документа. Следует также определиться с: 1) формой государственного устройства; 2) формой правления; 3) организацией государственной власти. При этом обратите внимание на правовые новеллы и последующее развитие Боннской конституции 1949 г.
|