Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итальянское Возрождение.Флорентийская республика






Итальянское Возрождение представляет классический тип возрожденческой культуры, который пытались копировать в других европейских странах, но который нигде точно повторен не был. Этому есть ряд причин экономического и политического характера.

В Италии раньше, чем где-либо появляются элементы раннекапиталистических отношений - уже в XIV- XV в. Экономическое могущество Италии основывается на торговле и банковском капитале. Французский историк школы " Анналов" Ф. Бродель среди причин, приведших к быстрому росту торгового могущества Италии, указывает на возрождение торговых путей по Средиземному морю в связи с крестовыми походами рыцарей. Находившиеся на побережье или имевшие выход к морю города-порты: Венеция, Флоренция, Генуя - стали быстро развиваться и богатеть с установлением торговых связей между христианским и арабо-исламским миром.

Венецианские корабли, груженные сукнами местного производства, пряностями с Востока и другими товарами, регулярно отправлялись в различные порты. Венеция была главным поставщиком пряностей, которые особо ценили в Европе.

Генуэзская знать занималась преимущественно финансовой деятельностью, извлекая из нее более половины своих доходов. Генуя стала полноправной хозяйкой общеевропейской финансовой биржи - Безансонских ярмарок, проводившихся в различных европейских городах. Кроме того, только генуэзские купцы обладали монопольным правом скупать все товары на территории Северной Африки.

Крупнейшим финансовым магнатом Италии и всей Европы была Флоренция. Торгово-банковские дома Флоренции выступали кредиторами для многих европейских государей. Флоренция одна в Европе имела в обращении золотую монету – флорин.

Развитие на базе городов торгового и финансового капитала приводило их к дальнейшему политическому обособлению. Дело в том, что Италия в эпоху Возрождения была политически раздроблена и не представляла собой единого национального государства. Решающую роль играли Неаполитанское королевство, Миланское герцогство, Папское государство, Флорентийская и Венецианская республики. Более мелкими государствами были республика Генуя, герцогство Савойское, Мантуанское и др.

Как уже отмечалось, Возрождение представляло собой тип городской элитарной культуры, и Италия не стала исключением, именно в городах-республиках Возрождение достигает своих вершин. Здесь формируется новый человек, не похожий своим обликом, своим мироощущением на средневековую «персону».

Итальянское Возрождение принято делить на несколько этапов.

1.Проторенессанс (XIII - XIV вв.), когда характерные черты эпохи только зарождаются.

2.Раннее Возрождение (XIV в.) - указанные тенденции набирают силу.

3.Высокое Возрождение (XVI в.) - время расцвета идей и принципов эпохи, а также канун последующего затем кризиса культуры.

Итальянское Возрождение дало миру величайших поэтов (Данте Алигьери, Франческо Петрарку, Джованни Бокаччо) и гуманистов (Леонардо Бруни, Пико делла Мирандолу, Марсилио Фичино). Произведения живописцев и скульпторов - Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти - преобразили итальянскую культуру и облик итальянских городов.

Признанным центром Раннего и Высокого Возрождения в Италии стала Флорентийская республика (рис.46).

Итальянские города-республики имели особую систему управления. Это были либо коммуны, либо сеньории (рис. 47). Власть в городе принадлежала Совету ста. В Совет входили влиятельные и богатые люди города из старейшин ремесленных цехов, глав купеческих гильдий и т. д. Но парадоксальность ситуации состояла в том, что, обычно власть в городе захватывал один человек, опираясь при этом не на наследственные феодальные права, а исключительно на собственную предприимчивость, смелость, умение привлекать или устрашать людей.

Не имея формально должности, дающей ему право властвовать, такой человек был в современной интерпретации неформальным лидером, и значит он должен был быть незаурядной, оригинальной и выдающейся личностью. С именем такого человека - Лоренцо Медичи, которого современники прозвали Лоренцо Великолепный, и связан расцвет Возрождения во Флоренции. Весь XY в. прошел под властью правления семьи Медичи в городе (файл 19).

Лоренцо Медичи, как и его дед Козимо Медичи, не имел никаких официальных прерогатив и не занимал ключевых государственных должностей, оставаясь частным лицом. Его могущество строилось на поддержке банковско-торговой олигархии (сам Лоренцо стоял во главе банковского дома Медичи), на искусно подогреваемой популярности, связанной с заслугами перед городом, на замечательных дипломатических способностях.

 

Изо дня в день Лоренцо должен был поддерживать систему личных связей, чтобы удержаться у власти. Хотя Лоренцо, ведя переговоры от имени Флоренции, представал в глазах папы или европейского короля именно государем, внутри города он занимал положение только гражданина.

На примере Лоренцо Великолепного рассмотрим особенности образа или представления о человеческой индивидуальности, сложившиеся на почве итальянского Возрождения.

Фактически Лоренцо Медичи в течение двадцати лет был руководителем Флоренции в эпоху ее расцвета и поражал Европу своими государственными талантами. Но еще примечательнее тот факт, что незаурядность Лоренцо проявилась не только на почве политики. Свое заслуженное прозвище - Великолепный - Лоренцо получил за сочетание в его натуре политического дара с подлинно художественными способностями и поэтическим талантом. Он обладал прекрасной гуманистической выучкой, полученной им в одной из гуманистических Академий, был знатоком и собирателем античности, замечательным поэтом. Многие историки называли Лоренцо гением, в то же время пытаясь понять, как уживались в одном человеке расчетливость политика и мечтательность поэта, трезвый холодный ум банкира и склонность к романтическим любовным приключениям. Сам Лоренцо писал в своих сонетах, что ему ничего не нужно, кроме желанной донны (рис.48).

Приведем одно из суждений о Лоренцо Великолепном его соотечественника Н. Макиавелли: " В обсуждении тех или иных вопросов он бывал красноречив и богат доводами, в решениях благоразумен, в осуществлении решений быстр и смел. А между тем он был весьма склонен к любовным наслаждениям, играм и забавам. Видя, как он одновременно ведет жизнь и легкомысленную, и полную забот, можно было подумать, что в нем немыслимым образом сочетаются две разные натуры" [1, с. 107-108].

Каждая эпоха создает свой тип, свой идеал образцового человека. Культура итальянского Возрождения видит свой идеал, свой образец для подражания в человеке, которого трудно определить через одно доминирующее качество. Сравним: в Античности идеал достигается служением Отечеству и выполнением гражданского долга, в Cредневековье - служением Богу. Итальянское Возрождение создает идеал человека, в котором трудно найти стержень, пластический центр его натуры. Отсюда и возникает фраза Н. Макиавелли о немыслимом сочетании в одном человеке двух разных натур, что абсолютно справедливо и по отношению к самому Макиавелли, и ко многим другим выдающимся людям этой эпохи.

Это и есть идеал для подражания - отсутствие единообразия. Достоинство человека выражалось через его разнообразие, неповторимость, оригинальность. Попутно заметим, что на Востоке, в Китае, охарактеризовать человека как оригинального значит оскорбить его.

Более всего Возрождение не любит похожесть одного человека на другого, не признает узкой профессиональной специализированности, что было типично в Средневековье. Человек эпохи Ренессанса - это человек неимоверных возможностей. Его зачастую определяли как титана.

Не случайно появление людей, одаренных и проявлявших себя столь разносторонне: одновременно и скульптор, и живописец, и поэт, и философ - это было культурно-психологической установкой эпохи. Леонардо да Винчи в рекомендательном письме герцогу Миланскому пишет о себе, что он - инженер, изобретатель, математик, философ, поэт и только в последнюю очередь указывает, что он еще может заниматься и живописью [2, с. 339].

Философским обоснованием идеального образа ренессансного человека стал принцип «варьета», что в переводе с итальянского и означает разнообразие.

Напомним еще раз, что активное деятельное постижение человеком мира через внимательное «всматривание» в окружающую природу путем раздвижения границ мира до пределов Нового Света становится одной из мировоззренческих установок людей Возрождения. Вглядевшись пристальней в привычное окружение, человек обнаружил необычайное разнообразие всего, что сушествовало рядом. Это было так ново, что целые страницы книг заняты перечислением различных видов животных, растений и т.п. Основное кредо разнообразия можно кратко сформулировать так: как нет двух одинаковых деревьев и нет двух одинаковых цветов, так нет и двух одинаковых людей.

Именно с идеей разнообразия –«варьеты» - связано особое привилегированное положение живописи в эпоху Возрождения. Человеческий глаз не знает себе равных среди других органов чувств в обнаружении разнообразия. Взгляд охватывает одновременно множество разных вещей, от небес до земли, и по этой причине только живопись дает возможность показать разнообразие мира. Только живопись позволяет точно и верно запечатлеть красоту мира.

Возрождение в выборе своего жизненного кредо следовало античному принципу: нужно жить естественно, подражая природе. А поскольку природа разнообразна, то и человек должен быть разнообразен.

Принцип «варьета» реализовался в Возрождении в трех аспектах.

Первое - существует природная «варьета». Вся природа разнообразна. Нет двух одинаковых деревьев, двух одинаковых цветов, двух одинаковых птиц, насекомых, зверей и т. д. до бесконечности. И только глаз способен ухватить и передать это разнообразие.

Второе - существует также и социальная «варьета». В противовес средневековым принципам социального неравенства и иерархичности сословий, проявлявшимся через идею родовитости и благородного происхождения (есть сословия «лучше» - рыцари, аристократы и сословия «хуже» - купцы, крестьяне), социальная варьета утверждала, что нет человека «хуже» или «лучше» по своему происхождению, а все общество должно состоять просто из разных людей, к которым неприменим принцип оценочности.

И третье - человек должен обязательно обладать индивидуальной " варьетой". Каждый сочетает в себе разнообразие способностей и такое же разнообразие черт характера. Возрождение формирует идеал универсального человека - Homo universale, проявляющего свой талант в разных сферах жизни. Именно по этой причине в таком человеке трудно было выделить доминанту, найти стержень личности. Такой человек не мог быть постоянным, неизменным, к нему нельзя было применить понятие " герой", он сочетал в себе высокое и низменное, героическое и подлое, духовное и прагматическое. Вероятно, в реальной жизни трудно было следовать указанному принципу. Скорее, это был идеал, образец для подражания, возможно полностью никогда и недостижимый.

Исходя из индивидуальной " варьеты", можно объяснить возникшую в Возрождении огромную популярность портретного жанра в живописи. Художники стремились передать неповторимость, оригинальность человека своей эпохи.

И все же идеал, образец для подражания удалось воплотить и реализовать в жизни выдающимся людям эпохи, чьи имена остались в истории, и кого мы сейчас называем титанами - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Лоренцо Великолепный.

Таким образом, идея разнообразия человека разрушила средневековую типичность, одинаковость и вывела обособленно-индивидуальное в человеке с положения вторичного, случайного в положение главной социо-культурной установки эпохи Возрождения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал