Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый уровень освоения материала (тест)






1. Северное Возрождение связано с:

1) первой промышленной революцией в Англии;

2) Реформацией;

3) буржуазной революцией в Нидерландах.

2. Северное Возрождение – это:

1) копирование Итальянского Возрождения;

2) специфическое культурное явление.

3. Руководителем Реформации был:

1) Т. Мор;

2) Э. Роттердамский;

3) Мартин Лютер.

4. Гуманизм и Реформация – это:

1) родственные по своему содержанию явления;

2) радикально чуждые явления;

3) одно и то же.

5. Автором немецкого перевода Библии является:

1) У. Тиндал;

2) Т. Мор;

3) М. Лютер.

6. Гуманизм XIV– XVI вв. – это:

1) движение за новую светскую культуру;

2) антикатолическое движение;

3) человеколюбие.

 

Второй уровень освоения материала

Контрольные вопросы

1. Что означает термин " Северное Возрождение"?

2. Каковы хронологические рамки Северного Возрождения?

3. Перечислите специфические особенности северного гуманизма? Назовите некоторых его представителей.

4. Почему родиной Реформации стала Германия?

5. Каково соотношение Возрождения и Реформации в странах Северного Возрождения?

Библиографический список

 

1.Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. – М., 1973.

2. Вебер М. Избр. произведения. – М., 1990.

3. Всемирная история. В 24 т. / А.Н. Бадан, И.Е. Войнич, Н. Волчек и др. Т. 10. – Минск, 1996.

4. История Европы с древнейших времён до наших дней. В 8 т. / Л.Т. Мильская, В.И. Гутенбург, М.А. Барг и др. Т. 3. – М., 1993.

5. Культура Возрождения и Реформации. – М., 1986.

6. Мартин Лютер. О рабстве воли / Роттердамский Э. Философские произведения. – М., 1987. – С. 290 – 545.

7. Мор Т. Утопия. – М., 1978.

8. Роттердамский Э. Похвала глупости. – М., 1983.

9. Роттердамский Э. Философские произведения. – М., 1987.

10. Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991.


Заключение

Первая часть учебного пособия «Культурология» раскрывает не все вопросы учебного курса. Она позволяет получить представление только по ряду вопросов:

· о структуре культурологии как научной дисциплины;

· о научных теориях, становление которых составило теоретический фундамент для изучения культуры;

· о внутреннем строении «пространства» культуры и ее функциях в обществе;

· о различных видах культурных изменений;

· о наличии разных типов культуры.

Наиболее полно в этой части представлен традиционный тип культуры, начиная с Архаики и заканчивая Средневековьем.

В содержании разделов, посвященных «картинам мира» можно обнаружить много схожих идей. Например, в главе «Культура архаических обществ» и «Культура Древней Руси» или в «Древних цивилизациях» и описании китайской картины мира. Эти совпадения не случайны, а скорее закономерны, они показывают схожесть разных культур, принадлежащих к одному типу. Материалы лекций иллюстрируют принцип: единое многообразно.

В главах, посвященных культуре России и культурам стран АТР, показан процесс культурного заимствования на примере Византии и Руси, Китая и сопредельных Кореи и Японии.

Культурное заимствование представлено не как «слепое» копирование первоначальной культурной матрицы, а как процесс трансформации и адаптирования к сложившейся традиции. Эта закономерность актуальна и для современной ситуации.

Учебное пособие (1 часть) заканчивается изложением культур переходного типа: от традиционного к современному, индустриальному. Возрождение и Реформация создают нетрадиционную картину мира и новое мировосприятие, дающее начало современной цивилизации.

Современная цивилизация, отличающаяся небывалой динамичностью, формирует научную картину мира, новые виды коммуникаций, культурный феномен «вестернизации» и массовой культуры.

Общественная оценка и научный анализ этих явлений неоднозначен.

Рассмотрению индустриальной культуры и процессов модернизации будет посвящена 2 часть пособия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………….3

 

Раздел 1. Теория культуры.

 

1. Введение в культурологию……………………………………………….5

1.1.Структура и состав культурологического знания. Фундаментальная культурология и прикладная культурология……………………………5

1.2. Предмет и объект культурологии. Методы исследования………………9

1.3. Понятие культуры…………………………………………………………10

 

2. Теории культуры: становление и развитие…………………………….11

2.1. Становление философии культуры……………………………………….12

2.2.Социология культуры……………………………………………………...17

2.3.Психология культуры…………………………………………………..….19

2.4. Научные школы социальной и культурной антропологии……………..22

2.5. Семиотика культуры………………………………………………………28

 

3. Культура как система ……………………………………………………..34

3.1. Морфология культуры…………………………………………………….34

3.2. Функции культуры………………………………………………………...35

3.3. Динамика культуры……………………………………………………..…36

3.4. Типология культуры……………………………………………………….37

 

Раздел 2. Традиционный тип культуры

 

4. Культура архаических обществ …………………………………………..41

4.1. Проблема антропогенеза и культурогенеза………………………………42

4.2. Архаическое сознание и его особенности………………………………..45

4.3. Понятие «картины мира». Архаическая картина мира…………………..50

4.4. Мифы и особенности мифологического мировосприятия………………54

4.5.Бесписьменный код архаической культуры………………………………59

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал