Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления влияния китайской культуры на страны АТР






Китайская культура была заимствована многими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона: странами Восточной Азии (Кореей, Японией) и Юго-Восточной Азии (Вьетнамом, Таиландом и др.). Эти страны образуют ареал распространения буддо-конфуцианской цивилизации, где Китай выполнял роль доминирующего центра, а остальные – роль культурной периферии. При этом китайское наследие усваивалось в разном объеме, творчески перерабатывалось, обновлялось и каждая из культур сохраняла или создавала собственные уникальные феномены.

Основные направления китайского влияния:

Во-первых, китайская модель государственности. Это централизованное имперское государство с сакральной властью правителя, наличием развитого бюрократического аппарата, формирующегося на основе экзаменов. В Китае престиж гражданской службы был выше, чем военной, бюрократия являлась также одновременно жреческим сословием и интеллигенцией.

Во-вторых, китайская иероглифическая письменность. Китайское иероглифическое письмо рассматривалось прежде всего как священный язык, имеющий сакральное значение как посредник между Небом и земным миром, владение письмом позволяло проводить магические процедуры, гадание и т.п. Китайская письменность была государственным официальным языком не только для множества говорящих на разных диалектах народов Китая, но и во всех странах ареала – в Корее, Вьетнаме, Японии и др. Таким образом, письменный язык выступал как средство политического, экономического и культурного общения.

В-третьих, наряду с письменностью были заимствованы религиозные учения: конфуцианство, даосизм и буддизм (в махаянском варианте) – «Три учения». Так страны АТР унаследовали религию, в которой мирно уживаются «Три учения», ценности которых зачастую прямо противоположны. При этом конфуцианство выполняет роль государственной и социальной идеологии, даосизм выступает как мистическое учение и обслуживает повседневные интересы, буддизм взял на себя роль носителя новых ценностей, выводящих человека за пределы семьи, клана, государства, повседневной и земной жизни.

В-четвертых, вместе с письменностью заимствовались также литература и искусство во всем их жанровом и сюжетном разнообразии. С литературой были тесно связаны каллиграфия и живопись, которые образовывали общий эстетический комплекс пейзажных поэзии, живописи, искусства мини-садов. Эстетическим абсолютом выступает Природа, изображаются «горы и воды», «цветы и птицы». Присущие высокой культуре сюжеты разрабатывались и в прикладном искусстве, особенно в изображениях на шелке, фарфоре, лаковых изделиях.

В-пятых, перенималась бытовая культура. В результате заимствования из Китая или в результате проживания в сходных природно-климатических условиях все страны буддо-конфуцианской цивилизации объединяют сходные условия повседневной жизни и быта. Рис называют «растением цивилизации» для дальневосточного ареала, также как пшеницу – для Средиземноморья или кукурузу (маис) – для Центральной и Латинской Америки. Возделывание риса определяет образ жизни и характер жителей Дальнего Востока – терпение, трудолюбие, высокую плотность населения, коллективизм, тесные социальные контакты. В одежде китайцев статусные различия преобладают над половыми (и женщины, и мужчины носят халат и штаны). Сходный тип жилища – малой площади, с легкими перегородками, с крышей на столбах, с загнутыми углами кровли.

Таким образом, китайская модель культуры заимствовалась странами АТР как целостный комплекс, включающий государственное устройство и организацию правящего класса, религиозные вероучения, письменность, литературу и искусство, бытовую культуру.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал