Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и формы кредита
Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности. В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы, основные из которых - это коммерческий и банковский кредит. Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый предприятиями, объединениями и другими хозяйственными субъектами друг другу. Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме, прежде всего, путем отсрочки платежа. В большинстве случаев коммерческий кредит оформляется векселем. Банковский кредит - это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предпринимателям, предприятиям, организациям и т. п.) в виде денежных ссуд. Банковские кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Эти кредиты могут обслуживать не только обращение товаров, но и накопление капитала. Рассмотрим другие распространенные формы кредита. Потребительский кредит предоставляется частным лицам на срок до 3 лет при покупке, прежде всего, потребительских товаров длительного пользования. Он реализуется или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели. За использование потребительским кредитом взимается, как правило, высокий реальный процент. Ипотечный кредит предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий). Инструментом предоставления таких ссуд служат ипотечные облигации, выпускаемые банками и предприятиями. Ипотечный кредит используется для обновления основных фондов в сельском хозяйстве, финансирования жилищного строительства и т. п. Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес - кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти. Государство использует данную форму кредита прежде всего для покрытия дефицита государственного бюджета. Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Международный кредит предоставляется в товарной или денежной (валютной) форме. Кредиторами и заемщиками являются банки, частные фирмы, государства, международные и региональные организации.
Тема 11. «Экономический рост» Экономический рост — увеличение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства. В условиях высокоразвитой экономики оптимальной (наилучшей) целью экономического роста является увеличение национального дохода в расчете на душу населения. Национальный доход суммирует все основные виды доходов граждан (заработную плату, прибыль, процент и ренту), а поэтому рост национального дохода в расчете на каждого жителя (при прочих неизменных условиях) означает повышение благосостояния всех членов общества. Рост благосостояния во многом зависит от темпов увеличения объема национального дохода, которые, как показывает исторический опыт, должны быть достаточными для достижения оптимальной цели и стабильными. В связи с этим должна проявляться постоянная забота об увеличении производства за счет инвестиций, о поддержании необходимой доли накопления в составе национального дохода, а также о непрерывном научно-техническом прогрессе. Важное значение для успешного экономического роста имеет правильное сочетание экстенсивного и интенсивного расширенного воспроизводства. Нормальное развитие общества требует постоянного воспроизводства потребляемых благ, т.е. надо постоянно возобновлять блага для удовлетворения как личных потребностей человека, нуждающегося в продуктах питания, одежде, жилье, бытовой технике, образовании, индустрии отдыха и т.д., так и потребностей производства, которому нужны сырье, оборудование, технология. Источниками экономического роста являются факторы: предложения, спроса, распределения. К факторам предложения относятся: количество и качество природных ресурсов; количество и качество трудовых ресурсов; объем основного капитала; технология; НТР.Факторы спроса определяются уровнями совокупных расходов домашних хозяйств (населения), фирм (производства) и государства. Факторы распределения означают наиболее целесообразное использование всех ресурсов и наиболее эффективное их применение непосредственно в производстве. Показателем экономического роста служит увеличение реального ВНП (валового национального продукта) или ЧНП (чистого национального продукта) в целом или на душу населения. Следует различать простое и расширенное воспроизводство. Простое воспроизводство означает возобновление производства в неизменных масштабах, т.е. из года в год количество производимых благ не меняется, остается величиной постоянной. В конечном счете, если простое воспроизводство носит затяжной характер, происходят ухудшение качества и снижение уровня жизни населения, поскольку сокращаются величины ВНП и ЧНП на душу населения. Следовательно, простое воспроизводство не характерно для общества. К тому же рост численности населения и действие объективного закона возвышения потребностей требуют постоянного расширения производства благ. Расширенному воспроизводству свойственны увеличение масштабов производства благ, рост экономического потенциала общества. Расширенное воспроизводство воплощается в экономическом росте, означающем количественное увеличение и качественное совершенствование собственно производства и производимых благ, что ведет к росту ВНП и ЧНП на душу населения. В результате происходит повышение качества и уровня жизни населения. Наиболее простое определение и исчисление экономического роста связано с важнейшим показателем национальных счетов - ВВП (или ВНП) в реальном, т. е. очищенном от инфляции, выражении. Экономический рост - это скорость изменения объема реального ВВП (или ВНП) за определенный период времени. Темпы экономического роста вычисляются в темпах прироста реального ВВП или ВНП в процентном выражении и обычно подсчитываются за год. Однако, в зависимости от характера исследования, этот показатель можно рассчитать за месяц, квартал, десятилетие, т.е. за какой угодно целесообразный период времени. Под темпами прироста ВВП понимается отношение разницы между реальным ВВП в рассматриваемом и в предыдущем периодах к реальному ВВП в предыдущем периоде:
% = %, где - объем реального ВВП в рассматриваемом периоде, а - объем реального ВВП в предыдущем периоде. Экономический рост является динамическим совокупным показателем и характеризует состояние экономики страны в целом во временном аспекте. Подобный показатель можно рассчитать и для отдельных секторов экономики, отрасли, предприятия. Однако в макроэкономическом анализе мы рассматриваем изменение объема производства в масштабах всей страны. Показатель экономического роста далеко не всегда бывает величиной положительной. В статистических справочниках можно увидеть нулевые темпы экономического роста и даже отрицательные. Так, на протяжении всей первой половины 1990-х гг. в России наблюдался экономический спад, т. е. темпы роста были отрицательными. Однако темпы Конечно же, показатель реального ВВП не может идеально точно измерять темпы экономического роста и определять состояние экономики. Представим себе, что население страны растет быстрее, чем увеличивается реальный ВВП. Можно ли считать, что в подобной ситуации наблюдается положительный экономический рост? Для более точного определения состояния экономики, особенно для межстрановых сопоставлений, рассчитывается динамика реального ВВП на душу населения На практике используют многообразные и более сложные способы Существуют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный экономический рост означает простое наращивание, как правило, в уже сложившихся пропорциях (соотношениях) всех факторов производства: орудий труда (фабрик, заводов, оборудования), предметов труда (сырьевых ресурсов) и работников. Для экстенсивного роста показательны: технический застой, консервация существующей структуры производства, его затратный характер и ограниченность ресурсов. В условиях устойчивого спроса экстенсивный рост не меняет прогрессивно структуру народнохозяйственных пропорций, а гипертрофированно увеличивает масштабы уже сложившейся структуры. В этом случае экономика может развиваться высокими темпами в течение определенного периода, но каждый процент прироста обходится дороже и дороже, возрастают затраты всех ресурсов на единицу производимой продукции, т.е. усиливается затратный характер экстенсивного роста. Высокие темпы сопровождаются увеличением ограниченности всех ресурсов и прежде всего природных. На первых этапах обострения сырьевой проблемы эта преграда преодолевается за счет освоения отдаленных, труднодоступных сырьевых ресурсов, что удорожает добычу ресурсов и сами ресурсы, создает транспортные проблемы и удорожает конечную продукцию. Происходит общее снижение эффективности национальной экономики, что выражается в снижении производительности труда, падении фондоотдачи (выпуска продукции с единицы оборудования) и росте материалоемкости (рост расходов сырьевых ресурсов на единицу выпускаемой продукции). Рано или поздно ограниченность ресурсов ставит заслон дальнейшему экономическому росту, наступает кризис. Например, чтобы получить урожай в 100 ц, требуется участок земли размером 2 га, 5 сельскохозяйственных машин и 5 работников. Чтобы удвоить урожай при экстенсивном росте, требуется удвоить все ресурсы, и соответственно для урожая в 300 ц требуется в 3 раза больше земли, машин, людей. Естественно, возникает проблема с ресурсами, и прежде всего не хватает земли. Итак, экстенсивный рост имеет пределы. Их преодоление требует переориентации развития на энерго-, материало- и фондосберегающие направления, т.е. перевод экономики на интенсивный экономический рост. Интенсивный экономический рост основан на применении прогрессивной (ресурсосберегающей) техники и технологии, достижений науки, научно-технической и экономической информации, росте квалификации работников. В результате возрастает эффективность экономики, в т.ч. повышаются производительность труда, ресурсосбережение, качество продукции. В целом улучшается использование имеющейся материальной базы. Интенсивный экономический рост позволяет преодолеть пределы и ограничения экстенсивного развития. Различают следующие виды интенсивного роста: трудосберегающий, капиталосберегающий и всесторонний. Трудосберегающая интенсификация означает замену работников техникой. Капиталосберегающая интенсификация предполагает применение более эффективной техники и безотходной технологии (полное использование сырьевых ресурсов). Всесторонняя интенсификация предполагает использование всех форм ресурсосбережения, обеспечивает качественное обновление процесса расширенного воспроизводства, носит антизатратный характер, формирует прогрессивную структуру экономики, постоянно модернизируя ее. Переход от экстенсивного к интенсивному экономическому росту может пойти по одному из двух вариантов. Один вариант предполагает гладкий, безболезненный переход с одновременным наращиванием ВНП и ЧНП. Другой вариант не обеспечивает прироста общественного продукта, поскольку экономика находится в условиях перестройки, когда снижаются темпы экономического роста, качество и уровень жизни. По завершении структурной перестройки экономика наращивает темпы роста. Длительность перехода от одного типа экономического роста к другому зависит от проводимой в стране экономической политики, от расстановки политических сил в обществе и степени создания и поддержания населением - членами общества необходимости этого перехода.
Раздел IV. «Международные аспекты экономической теории» Тема 12. «Международные экономические отношения» Международная экономика представляет собой особый раздел экономической теории. Предметом ее изучения является обмен между странами в сфере товаров и услуг, финансовые потоки и перемещение факторов производства. Развитие мировых экономических связей испытывает на себе воздействие целого ряда специфических факторов. Во-первых, в мировом хозяйстве экономические связи складываются между суверенными государствами, и поэтому они, как правило, гораздо в большей степени подвержены государственному контролю, причем в каждой стране складывается своя особая система экономического регулирования. Во-вторых, в рамках мирового хозяйства не существует единой денежной системы, и в международных экономических отношениях используются валюты разных стран. Наконец, в-третьих, ресурсы на международном уровне гораздо менее мобильны, чем внутри страны, что существенно меняет механизмы конкуренции, принципы ценообразования и т. д. В современных условиях усиливающаяся взаимозависимость национальных экономик оказывает все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны. Учет этого обстоятельства является необходимым условием проведения эффективной государственной экономической политики. Всемирное хозяйство представляет собой совокупность национальных экономик, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Связи и взаимозависимости государств динамично развиваются. Государства, несмотря на значительные противоречия между национальными экономическими интересами, которые не могут в настоящее время быть ликвидированы процессами глобализации и экономической интеграции, все же образуют достаточно целостную мировую экономическую систему. Национальные хозяйства объединяются в единое мировое хозяйство на основе международного разделения труда, представляющего собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которая поступает в международный обмен. Международное разделение труда является объективной основой международной торговли товарами и услугами, развития и углубления производственного, научно-технического и иного сотрудничества между странами, имеющими различный экономический потенциал и уровень развития. Ведущей формой международных экономических отношений по-прежнему остается международная торговля. При помощи внешней торговли происходит опосредование других форм внешнеэкономических отношений: международного движения капиталов и рабочей силы. В современном мире тесно взаимодействуют рынки факторов производства: товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Все они образуют единый мировой рынок. Обмен между государствами, или международная торговля, представляет собой оплачиваемый совокупный товарооборот между странами мира. Первоначально объектом международной торговли были товары, но со временем в сфере международного обмена появились и разнообразные услуги. Таким образом, в настоящее время международная торговля стала сочетанием форм, методов, средств обмена товарами и услугами между странами. В течение XX в. произошли глубокие изменения в структуре мировой торговли. Если в первой половине XX в. 2/3 мирового товарооборота составляли сырье, продовольствие, топливо, то в конце века на них приходилось около одной четвертой товарооборота. Возросла доля продукции обрабатывающей промышленности с одной трети до трех четвертей мирового объема, причем к середине 1990 гг. около трети всей мировой торговли составляли машины и оборудование. Товарная структура мировой торговли испытала на себе влияние научно-технической революции и углубления международного разделения труда. С насыщением рынка потребительскими товарами, новой техникой и технологией стал расти спрос на услуги производственного и потребительского назначения, включая ремонтно-строительные, научные, технологические продукты, которые стали все разнообразнее: от транспортных, инжиниринговых, консалтинговых до обмена патентами и лицензиями, «ноу-хау», лизинга, услуг коммуникативного финансово-кредитного характера. Торговля услугами, особенно производственного характера, в свою очередь стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения. Благодаря международному обмену научно-техническими знаниями, новейшими технологиями и другими видами услуг научно-технического назначения они постепенно превратились в стремительно развивающиеся, относительно самостоятельные секторы мировой экономики. Одной из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются международные валютные отношения. Они возникли при использовании денег в мирохозяйственных связях и являются экономическими отношениями особого вида. В международных валютных отношениях денежной единице страны противостоят денежные единицы других стран. Существуют национальная и мировая валютные системы. Обе эти системы основаны на проявлении сущности денег как всеобщего эквивалента и являются одной из функций денег (наряду с такими их функциями, как мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ, средство платежа) — мировых денег. Со стороны реализации своих функций мировые деньги выступают, как: а) всеобщее платежное средство в расчетах по международным балансам (в основном по платежному балансу); б) международное покупательное средство; в) средство материализации международного общественного богатства. Валютная система — это форма организации денежных отношений, включающая внутреннее кредитно-денежное обращение (национальная валютная система), закрепленная национальным законодательством, и сферу международных расчетов. Национальная валютная система состоит из таких основных элементов, как национальная валюта, официальные золотые и валютные резервы, валютный паритет и режим валютного курса, условия обратимости валют, порядок международных расчетов страны и др. Мировая валютная система предполагает функционирование валютных отношений на базе интернационализации хозяйственных Валюты разных стран при экспортно-импортных и других операциях обмениваются на валютных рынках. Валютные рынки — это финансовые рынки, через которые осуществляются операции с иностранной валютой по ее купле-продаже на основе спроса-предложения. Основными участниками торговых сделок являются крупные коммерческие банки, которые через свои отделения во многих городах мира постоянно проводят свои валютные операции. Мировые валютные рынки находятся в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио и других городах. На них происходят сделки с самыми часто встречающимися и признанными валютами. Роль этих рынков в международных связях трудно переоценить. Так, только на валютном рынке Нью-Йорка объем международных финансовых сделок ежедневно составляет 1, 3 млрд. дол. На региональных рынках совершаются операции с наиболее распространенными в данном регионе валютами. Существует, например, рынок азиатских долларов в Сингапуре и Сянгане. На национальных рынках валюта продается по определенному курсу. За осуществление операций по обмену валюты банк получает прибыль (маржу) как разницу между курсом покупателя (той ценой, по которой банк за национальную валюту покупает иностранную) и курсом продавца (который определяется при продаже иностранной валюты за национальную). Валютные рынки похожи на рынки совершенной конкуренции. Необычными являются лишь последствия, к которым могут привести в некоторых случаях операции на этом рынке, от которых зависит экономическое состояние и уровень жизни населения различных стран. Появление валютных рынков связано с торговлей между странами и необходимостью в результате обменивать одну валюту на другую, соотносить их друг с другом, определяя цены на товары и услуги.
Раздел V. «Теоретические проблемы перехода к рыночной экономике» Тема 13. «Особенности переходной экономики России»
На рубеже 1980-х и 1990-х гг. почти во всех социалистических странах сменился политический строй. Перед новыми общественными силами, пришедшими к власти, встала задача проведения глубоких реформ, направленных на преобразование социалистических стран в демократические государства с рыночной экономикой. Точкой отсчета демократических и рыночных реформ в России принято считать начало 1992 г, когда новое российское правительство после подавления августовского путча 1991 г. и распада СССР приступило к радикальным преобразованиям общественно-политического устройства и экономики нашей страны. Время от начала преобразований политико-экономической системы бывших социалистических стран до формирования устойчивых и эффективных институтов демократического общества и рыночной экономики называют переходным периодом. Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов.Этот отрезок времени часто называют еще периодом постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформации. Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе - в политическом и государственно-административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. Постсоциалистическую трансформацию переживают Россия, другие страны СНГ, прибалтийские государства и страны Восточной Европы, включая балканские государства. Таким образом, постсоциалистическая трансформация охватывает почти всю территорию бывшего СССР и возглавляемого им социалистического лагеря. От постсоциалистической трансформации следует отличать посттоталитарную трансформацию - реформы в Китае и Вьетнаме, которые предусматривают контролируемое расширение роли рынка в экономике при сохранении власти коммунистических партий и других общественно-политических атрибутов социализма. За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения двух типов: - институциональные, выражающиеся в возникновении и укреплении рыночных институтов экономической деятельности; - вещественно-структурные, нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х гг., резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП. Реформы, таким образом, привели к прогрессу с точки зрения институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики. Такое сочетание не противоречит идее о том, что институциональная трансформация предопределяет вещественно-структурные перемены в экономике. Очевидно, что эффект в виде роста экономики проявляется не сразу после того, как сложилась новая система институтов. Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация. Приватизация - это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам. Как процесс изменения отношений собственности, приватизация привела к изменению самой природы российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов. Независимость участников рынка от государства - очень важный признак рыночной экономики. О том, насколько ярко проявляется этот признак в России, можно судить по огромному влиянию крупных компаний и банков на положение дел в экономике, с которым вынуждено считаться и государство. Значение приватизации состоит еще и в том, что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник - это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции. Наконец, приватизация преследует и фискальные цели, т. е. пополнение бюджета за счет продажи государственной собственности. Приватизация началась в 1992 г. До середины 1994 г. она осуществлялась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплатно раздаваемые всем гражданам. Платная приватизация растянулась бы на долгие годы. Между тем в условиях острой политической борьбы первой половины 1990-х гг. было очень важно быстро изменить структуру собственности, чтобы не допустить возврата к старой экономической системе. Приватизация большинства предприятий проходила по одной из трех моделей. Первая модель предусматривала передачу работникам (трудовому коллективу) 25% привилегированных акций, льготную продажу работникам 10% обыкновенных акций и возможность приобретения менеджерами еще 5% обыкновенных акций. По второй модели работники имели право приобрести 51% акций. Согласно третьей модели, группа менеджеров получала 30% акций предприятия после выполнения определенных обязательств перед государственными органами приватизации по инвестированию в предприятие, избавлению его от безнадежной задолженности и т. п. На 70-75% предприятий трудовые коллективы выбрали вторую модель, которую еще называют «инсайдерской». Инсайдеры - члены трудового коллектива или администрации предприятия, реализующие права собственности во время приватизации и после нее.Таким образом, формальными собственниками большинства приватизированных предприятий стали его работники, включая администрацию. В результате ваучерной приватизации к середине 1994 г. примерно 60% бывших государственных предприятий перешли в собственность трудовых коллективов, новосозданных акционерных обществ, инвестиционных фондов, других негосударственных организаций, а также граждан. В процессе приватизации благодаря обращению акций и других цен-ных бумаг стал формироваться фондовый рынок - один из важнейших элементов рыночной системы. К числу серьезных недостатков российской схемы приватизации относится отсутствие притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов - в госбюджет. Высокие темпы приватизации и несовершенство ее правовой базы обусловили запутанность и противоречивость отношений собственности на предприятиях - сосуществование нескольких владельцев крупных пакетов акций, каждый из которых имеет собственные интересы. В результате оказалось парализовано корпоративное управление - совокупность механизмов и процедур реализации акционерами своих прав собственности. В 1995 г. правительство объявило о начале «денежного» этапа приватизации, предусматривающего продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Программа «денежной» приватизации реализовалась с большим трудом в связи с явным недостатком желающих купить государственную собственность. Поэтому в 1995-1996 гг. приватизация осуществлялась главным образом в форме залоговых аукционов. Их суть состоит в том, что банки давали кредит правительству под залог государственной собственности. Банки получили государственное имущество в так называемое «доверительное управление», а в дальнейшем, как правило, превратились в собственников этого имущества. Укрепление финансовых возможностей негосударственного сектора позволило правительству в 1997 г. отказаться от залоговых аукционов и перейти непосредственно к продаже предприятий. При этом в целях увеличения поступлений от приватизации и борьбы с коррупцией правительство попыталось обеспечить подлинную конкурсность продаж, но добилось в этом только частичного успеха. Тем не менее, доходы бюджета существенно увеличились благодаря высокой стоимости и инвестиционной привлекательности объектов, выставляемых на торги. Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности. Если раньше все материальные богатства страны, за небольшим исключением, принадлежали государству, то теперь основной стала частная собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципальная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие. Вплоть до середины 1998 г. другим бесспорным успехом реформ считалась финансовая стабилизация. Это нашло выражение прежде всего в преодолении гиперинфляции 1992-1993 гг. и снижении индекса потребительских цен до 11% в 1997 г. Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита давало надежду на то, что промышленные предприятия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций. Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. Иными словами, правительству закрыт доступ к «печатному станку». Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении. Только в первой половине 1997 г, когда рост цен снизился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая выпуск денег в обращение, что сыграло заметную роль в оживлении производства. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998 г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплеску инфляции на 30% в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-финансовой системы. Самый неблагоприятный ход реформ - в сфере реального производства. Как уже говорилось, по сравнению с началом 1990-х гг. объем производства сократился более чем в два раза. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике. За годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше - отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей промышленности называют «утяжелением» экономической структуры. Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развития российской экономики в 1999-2003 гг. можно отнести следующее: • девальвация российского рубля почти в 3 раза после финансового кризиса 1998 г. привела к эффекту импортозамещения, дала толчок экономическому росту ряда отраслей отечественной промышленности, не выдерживавших ранее конкуренции с импортными товарами. Годовые темпы прироста ВВП, в соответствии с уточненными в 2003 году данными Госкомстата, составили: 1999 г. - 6, 4%, 2000 г. - 10%, 2001 г. -5, 1%, 2002 г. - 4, 7%. По уточненной оценке, прирост ВВП в 2003 г. составил 7, 3%. • важнейшим фактором экономического роста в указанные годы стал рост совокупного спроса. Так, вклад спроса, предъявляемого домашними хозяйствами, в экономический рост за 2001 г. составил 50%; в 2003 г. вклад нефтедобывающей отрасли в темпы прироста составил около 30%, оставшиеся 70% прироста обеспечивались ростом внутреннего совокупного спроса. • благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, прежде всего, рост цен на нефть, достигавший в отдельные периоды рекордной отметки 36 долл. за баррель, позволили увеличить доходную часть государственного бюджета и свести его в 2000-2003 гг. с профицитом, чего не наблюдалось за все предшествующие годы реформ. Однако многие проблемы российской экономики по-прежнему ждут своего решения. Прежде всего, следует отметить, что инфляция остается весьма высокой. Неопределенность, создаваемая неустойчивыми и непредсказуемыми темпами инфляции, препятствуют осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов, подрывают доверие субъектов рынка к правительству и его мероприятиям.
|