Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек, его права и свободы — высшая ценность






Гуманизм — своеобразный суперпринцип всего конституци­онного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свиде­тельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек — государство», при котором государство бе­рется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а чело­век превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему «осчастливливанию». Этот подход нивелировал лю­дей, перекрывал пути к раскрытию всего потенциала человече­ской личности. Государство не только не считало себя обязан­ным охранять права и свободы человека, но ущемляло и отверга­ло их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общест­венным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.

Новая российская государственность радикально меняет отно­шения личности и государства. Не человек создан для государст­ва, а государство для человека — таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Кон­ституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на инди­видуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимае­мый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека, привести к цар­ству серости и посредственности. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права — содействовать проявлению энергии каждого человека.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определя­ется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные ин­тересы. Такое понимание соотношения человека, общества и го­сударства подчеркивает гуманистическую сущность конституци­онного строя.

Выражение «высшая ценность» — это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституцион­ный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обяза­тельное правило для всех членов общества, как облеченных, так и не облеченных властью. Последующие главы Конституции, и особенно гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», подчи­нены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы чело­века и гражданина «определяют смысл, содержание и примене­ние законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосуди­ем». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государст­венного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного во­проса приоритет должен отдаваться правам и свободам.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гра­жданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах все­го объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воз­держиваться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и администра­тивных органов по восстановлению нарушенного права или не­допущению такого нарушения, а также создание соответствую­щих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не на­носило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень труд­но, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать челове­ка, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного ли­ца в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только граждан­ство предоставляет права в сфере осуществления государствен­ной власти (например, право избирать и быть избранным в орга­ны государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляет­ся гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превраща­ет институт гражданства в важную часть проблемы «человек — государство» и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя.

В тоталитарный период человек рассматривался как принад­лежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей культуры, за выступления в защиту демократии. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трактуемым патриотизмом, вследствие чего зачастую становились невозможными воссоединение семей, из­менение гражданства, выезд за границу.

Ныне положение радикально изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин РФ не может быть лишен сво­его гражданства или права изменить его. Разумеется, в опреде­ленных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федераль­ном законе. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных осно­ваний. Такие основания необходимы и для приобретения граж­данства — государственные органы не должны иметь право без­основательно отказывать людям в их желании принять россий­ское гражданство.

К основам конституционного строя относится также закреп­ленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от ос­нований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и раз­личие между гражданством по рождению и гражданством приоб­ретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, преду­смотренные ее Конституцией.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал