Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное развитие после принятия Конституции






С принятием новой Конституции и формированием Феде­рального Собрания закончился период президентского правле­ния. Начался сложный и трудный процесс создания нового кон­ституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти.

Конституция, несомненно, в известной мере упорядочила по­литические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией. Парламент­ская оппозиция, сформированная в Государственной Думе, стала действовать в основном с соблюдением конституционного разде­ления властей, в рамках своей компетенции. Серьезные расхож­дения между Думой и Президентом возникли при принятии Фе­дерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации» от 8 мая 1994 г. Этим Законом были установле­ны основные правовые гарантии депутатов обеих палат при осу­ществлении ими депутатской деятельности. Однако Президент, подписав Закон, обратился к депутатам с письмом, в котором предложил приостановить действие тех норм, которые вступают в противоречие с Конституцией. Он, в частности, отметил, что де­путат не должен рассматриваться как самостоятельное должност­ное лицо государства, гарант прав и свобод избирателей, а в связи с этим иметь право беспрепятственно посещать все органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления, присутст­вовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать пред­приятия, учреждения и организации, воинские части, обществен­ные объединения (ч. 2 ст. 5 Закона). По мнению Президента, противоречат Конституции введенное в Закон право депутатского запроса и ряд других положений. Как видим, разногласия снова возникли на почве неодинакового понимания принципа разделе­ния властей.

В развитие Конституции Федеральное Собрание приняло Фе­деральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., который создал пра­вовые условия для доукомплектования этого органа и возобнов­ления его деятельности. Федеральное Собрание стало планомер­но принимать законы, осуществлять другие полномочия, отне­сенные Конституцией к его компетенции.

В то же время в условиях отсутствия федеральных законов ряд важных вопросов конституционно-правового значения решался указами Президента РФ. Среди них Указ «О порядке опублико­вания и вступления в силу федеральных законов» от 5 апреля 1994 г., Положение о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г., Указ «О структуре федеральных органов ис­полнительной власти» от 10 января 1994 г., Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации от 10 апреля 1994 г., Указ «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» от 3 октября 1994 г. и др.

Становление нового конституционного строя происходило в условиях нарастания политической напряженности, порождав­шейся углублением экономического кризиса и действиями оппо­зиции. Практически сразу же после принятия Конституции ряд политических и других общественных объединений, в том числе и представленных в Государственной Думе, выступил с требова­нием смены Конституции, отставки Президента, досрочных вы­боров и др. Внепарламентская оппозиция открыто ставила цели изменения конституционного строя.

Тем не менее 17 декабря 1995 г. состоялись выборы в Государ­ственную Думу, что позволило конституционным путем впервые передать законодательную власть прежнего состава представи­тельного органа новому. Реальное значение Конституции нашло свое выражение также в проведении 16 июня 1996 г. всеобщих выборов Президента РФ. Выборы, прошедшие в атмосфере ост­рой напряженности, завершились избранием на новый срок Б. Н. Ельцина.

В соответствии с Конституцией и действовавшим Федераль­ным законом «О выборах Президента Российской Федерации» 31 декабря 1999 г. произошли добровольная отставка Президен­та РФ Б. Н. Ельцина и передача президентских полномочий Председателю Правительства РФ В. В. Путину. 26 марта 2000 г. были проведены всеобщие выборы, на которых В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. В 2004 г. он был избран Президентом РФ на второй срок.

Таким образом, к началу XXI в. в стране утвердился конститу­ционный порядок смены власти. Ни разу не были пропущены сроки выборов главы государства и Государственной Думы, в субъектах РФ развернули деятельность главы администраций (президенты, губернаторы) и законодательные собрания. На ос­нове Конституции РФ сложилась новая судебная власть, партий­ная система, местное самоуправление. В отличие от других стран, осуществивших переход от тоталитаризма к демократии, в Рос­сии не были приняты законы о люстрации1. Все это способство­вало укреплению стабильности в обществе, созданию условий для проведения глубоких экономических реформ, улучшающих жизнь народа.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал