Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционная комиссия






Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На I Съезде на­родных депутатов (22 июня 1990 г.) была образована Конститу­ционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин (тогда Председатель Верховного Совета РФ). В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, нацио­нальных автономий (102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро, уже через четыре месяца проект но­вой Конституции был не только подготовлен, но и опубликован для широкого обсуждения. Однако такая быстрота отнюдь не свидетельствовала о наличии политического консенсуса по во­просам содержания Основного закона. Напротив, пробудившие­ся общественные круги стали выдвигать один за другим альтер­нативные проекты и различные поправки к тексту. Проект Кон­ституционной комиссии рассматривался на V Съезде народных депутатов (октябрь 1991 г.), затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Наконец, VI Съезд народных депута­тов (апрель 1992 г.) одобрил общую концепцию конституцион­ной реформы и основные положения проекта, до этого одобрен­ного Верховным Советом. Верховному Совету и Конституцион­ной комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов.

Однако ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII (март 1993 г.), ни IX (апрель 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоя­нии принять Конституцию вследствие острых противоречий меж­ду законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Консти­туции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституци­онную реформу на основе полномочий, предоставленных дейст­вующей Конституцией самому Съезду народных депутатов.

Возникавшие разногласия практически не затрагивали поло­жений о правах и свободах человека и гражданина, но приобре­тали острый характер по ключевым вопросам разделения полно­мочий двух властей. Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интере­сы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнитель­ной власти. Обстановку разразившегося глубокого экономиче­ского кризиса использовали левые силы, все решительнее проти­водействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действиями Президента. Со своей стороны Президент все решительнее ста­вил вопросы о необходимости укрепления исполнительной вла­сти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционной комиссии посте­пенно заходила в тупик.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положе­ния о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопро­сах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трак­товался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохра­нялась все та же советская форма правления.

Выдвигая по политическим соображениям идею парламента­ризма, но игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парла­мента в системе высших органов государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте. Явно в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет при­обретал право не только принимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства, которые могли назначаться Президентом исключительно с согла­сия Верховного Совета, были не только Председатель и его за­местители, но также министры экономики, финансов, внутрен­них дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно представлять отчет Верховному Со­вету. Эти и ряд других положений существенно ограничивали пра­ва Президента и исполнительной власти, закладывали своеобраз­ную мину под отношения двух властей.

Решившись на принятие Конституции на основе своего про­екта, оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату созыва Съезда народных депутатов (17 ноября 1993 г.) и начало подготовку к его проведению. В самом Верхов­ном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Пре­зидента от власти, что планировалось осуществить на предстоя­щем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения демократических реформ. Оппо­зицию не остановило даже то, что в ходе референдума, проведен­ного 25 апреля 1993 г., большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал