Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новейшее время: 1918 год—наши дни.
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории. В истории на этом основании выделяются формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая (коммунистическая). Это формационный подход. В его основе лежит эволюционная концепция развития история, впервые обоснованная американским этнографом Л.Г.Морганом в работе «Первобытное общество». Позже она была использована Фридрихом Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Такая концепция периодизации, разработанная на примере европейской истории, как конструкция исторического развития схематична, и при всей убедительности не может объяснить исторического развития в мире. Наряду с ней существует и применяется в основном зарубежными школами другая периодизация, цивилизационная, которая, казалось бы, учитывает всё многообразие процесса исторического развития в разных регионах Земли, но и она имеет недостатки. Ключевым в нём является понятие цивилизации, которых великое множество. Например, цивилизация как синоним культуры (Тойнби) или цивилизация как ступень исторического развития (Энгельс, Морган, Тоффлер). В соответствии с ней, вся история делится на три стадии: доиндустриальная (аграрная, традиционная) – IV-III тыс. до н.э.-60-80-е годы XVIII века, индустриальная (техногенная, машинная) – середина XIX века – последняя треть XX века, постиндустриальная (информационная) – последняя треть XX века – наши дни. В философско-социологической литературе предлагается несколько концепций исторического процесса. Уже в философии Древнего мира сложились концепции линейного и циклического характера истории. Ставился вопрос: что несет с собой история – улучшение жизни людей или умножение страданий и несчастья? Этот вопрос был связан с тем, что понимать под счастьем и несчастьем, к чему нужно стремиться и чему сопротивляться в общественной жизни. Живший на рубеже VIII–VII вв. до н.э. поэт Гесиод с прискорбием говорил, что история прошла пять веков. Первый – золотой; люди отличались высокой моралью, были благочестивы, жили легко и беспечно. Затем наступил серебряный век – стало хуже во всех отношениях, и т.д. Наконец, наступил самый плохой, современный, железный век. Все идет к худшему; растут насилие, зло, несправедливость. Достойные люди разоряются, недостойные богатеют, честных притесняют, бесчестные находятся у кормила власти. Гесиод стоит на точке зрения исторического регресса. Наряду с концепцией регресса в философии Древнего мира была концепция прогрессивного развития общества. В античной философии ее придерживались Демокрит, Платон, Аристотель. Особым вариантом этой концепции была позиция христианской философии, которая понимала историю как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека (провиденциализм). О наличии в истории единой траектории линейного прогресса в философии Нового времени и наших дней говорили многие философы, связывая этот прогресс с развитием материального производства (К. Маркс, О. Тоффлер, Р. Арон, Д. Белл и др.). Концепция линейной направленности исторического процесса включает в себя два варианта – пессимистический и оптимистический. Была предложена идея кругооборота мирового процесса (например, в Ведах в индийской философии, у стоиков – в античной, Экклезиаста в Библии). Согласно этой концепции, история идет по восходящей траектории, затем переходит на нисходящую, потом снова идет по восходящей и т.д. Часто эта идея была следствием цикличного существования мира. Можно присмотреться еще к позиции христианской философии истории. Здесь, с одной стороны, выражен пессимизм – сожаление о безвозвратной потере рая, а с другой – взгляд на историю как движения к будущему спасению, приходу мессии. Концепция провиденциализма существует до наших дней. Ж. Маритен, например, исходит из того, что ход истории реализует Божественный замысел. Идея прогресса была самой популярной и захватывающей идеей философии истории XIX в. Прогресс понимался как плавное эволюционное развитие. Эта концепция иногда перерастала в фатализм, когда говорилось о «законе эволюции», перед которым люди бессильны. Наряду с концепцией исторического прогресса в иррационалистических вариантах философии приводится идея регресса. Так, Ницше утверждает: «Можно доказать, что все ведущее к нам, было упадком, человек, и как раз самый мудрый, – высшее заблуждение природы и выражение ее самопротиворечивости (самое страдающее существо): путь природы, приведший к настоящему, – падение». Однако Ницше непоследователен. Он говорит также о цикличности истории, о «вечном возвращении». Некоторые социологи вместо понятий «развитие», «прогресс», «эволюция» употребляют понятие «изменение», которое имеет преимущество перед первым, поскольку не указывает, в каком направлении идет исторический процесс. Некоторые историки, акцентируя неповторимость каждой эпохи, считают ошибочным вообще говорить о прогрессе. Выигрывая в одном, люди теряют в другом; имеем авиацию, но нет Шекспира. Решение вопроса о направленности исторического процесса часто связывают с вопросом о том, есть ли смысл, конечная цель истории, и с вопросом о критериях общественного прогресса. Предлагаются различные решения вопроса о смысле истории, исторического процесса. С христианской точки зрения смысл истории был предзадан Богом. История выглядит как испытания падшего человечества, идет она от наказания к прощению в будущей потусторонней жизни. В гегелевской концепции смысл истории предзадан стремлением абсолютной идеи к самопознанию в ходе исторического процесса. С точки зрения марксизма не имеет смысла говорить об общественном прогрессе вне и помимо деятельности людей, о каком-то автоматическом прогрессе, который сам собой ведет человечество к какой-то от века поставленной цели. Еще раз сформулируем позицию марксизма. Люди сами творят свою историю, но творят ее в соответствии с возможностями, определяемыми объективными, независимыми от воли и сознания людей законами. Социальные законы определяют в общих чертах тенденции развития общества, а конкретный ход исторических событий – результат взаимодействия многих факторов. Общественный прогресс – не какая-то однозначная траектория развития общества. В рамках общей направленности хода истории можно видеть и эпохи реакции, и катастрофы, ведущие к упадку и даже гибели народов и цивилизаций. Но это не противоречит идее прогресса. В социологии предлагалось много критериев прогресса. Среди них – производительность труда, обилие материальных благ, свобода личности, развитие морали и т.д. При характеристике критериев общественного прогресса нужно учитывать, что общество состоит из ряда сфер и поэтому целесообразно ставить вопрос о критериях прогресса в каждой из этих сфер. А в каждой из этих сфер есть свои подсистемы, имеющие свои критерии прогресса. Если подходить к проблеме критериев общественного прогресса с точки зрения материалистического понимания истории, то основной критерий надо искать там, где находятся базисные факторы – в области материального производства, экономической сфере. Речь идет о развитии производительных сил, степени соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Развитие материального производства приводит к увеличению количества произведенного продукта для расширения потребностей человека и изменения способов их удовлетворения. И возрастание уровня потребностей является следующим важным критерием общественного прогресса. Но этого мало. Общественный прогресс является действительно прогрессом, когда он связан с прогрессом человека. Общественный прогресс состоит в том, чтобы сделать как можно более свободными максимум людей, чтобы они могли жить и развиваться, могли полностью реализовать свой духовный потенциал. Именно для этой цели необходимо развитие производства, рост производства материальных благ. Если же производство не ведется с этой целью, то само по себе его развитие не может быть критерием прогресса. Общественный прогресс связан с развитием свободы человека; не зря говорится, что мера свободы – это мера прогресса. Общественный прогресс связан и с развитием политической свободы, демократии, гуманистических начал и т.д. Общественный прогресс характеризуется комплексом критериев. Каждый отдельно взятый критерий – необходим, но недостаточен. Лишь весь комплекс этих критериев позволяет адекватно оценить характер эволюции общества. В каждом обществе, в каждую историческую эпоху могут преобладать прогрессивные или регрессивные тенденции. А есть ли какая-то общая для всего человечества магистральная линия развития? Есть ли «всемирная история»? Можно отметить основные точки зрения. По одной из них (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер) такой единой истории нет, а есть различные, неповторимые, замкнутые, самостоятельно развивающиеся культуры, каждая из которых может достигнуть высокого уровня культуры, цивилизации. Но нельзя считать, что они одновременно находятся на одинаковом уровне развития. Сегодня есть культуры, которые находятся на низком уровне развития, к примеру, в джунглях, на некоторых островах; населяющие их племена находятся на уровне первобытнообщинного строя. По другой точке зрения все общества проходят одну магистральную линию развития. Эта линия трактуется или как смена общественно-исторических (экономических) формаций (Маркс), или как прохождение триады: доиндустриальное («традиционное») общество – индустриальное – постиндустриальное (Д. Белл); или триада: аграрная цивилизация – индустриальная цивилизация – цивилизация «третьей волны» (О. Тоффлер). Последняя должна быть экологической, демократической и опираться на «мягкие технологии». В истории общества есть сочетание общего и отдельного, особенного. С одной стороны, мы видим конкретный процесс развития отдельных стран, народов. Специфика их развития зависит от природной силы, особенностей образа жизни, состояния духовной культуры, облика лидеров и т.д. С другой стороны, существуют общие тенденции, направления развития. Но почему существует общее в историческом процессе? Это можно объяснить тем, что исторический процесс – это история людей, разумных существ, которые живут своим трудом, связаны системой общественных отношений. Люди могут не знать друг друга, могут быть разделены океанами или огромными пространствами материков, но если они свои трудом добывают средства жизни, стремятся использовать природные богатств, развивать свои потребности и удовлетворять их, то их жизнедеятельность складывается в единый исторический процесс. Исторический процесс и однонаправлен (если говорить об его общей тенденции) и многовариантен (если речь идет о конкретной стране, народе). Но многовариантность не является безграничной, она включена в рамки общей тенденции истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Россия в системе мировых цивилизаций. Всемирная история изучает и представляет весь долгий и сложный путь, пройденный человечеством с древнейших времен до наших дней. История России является частью всемирной истории. Объектом изучения нашей отечественной истории является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и в настоящее время входят в состав российского государства. История России не может не быть одновременно и русской историей или историей русского народа, который составляет 80% населения Российской Федерации. Русский человек с его характером, традициями, менталитетом стал творцом самобытной российской (русской) цивилизации, главной фигурой российской жизни и истории. Невозможно изучить историю одного государства и понять глубинный смысл происходивших в нём явлений не изучив в совокупности историю других государств и весь мировой исторический процесс в целом. История государства Российского и зарубежных на протяжении всего мирового исторического процесса «эволюционирует» т.е. выбирает наиболее устойчивые формы правления, соответствующие потребностям (экономическим, духовным и т.д.) людей в данный конкретный исторический период. Россия как часть Европы прошла путь развития от родоплеменного строя до феодального (крепостное право) и вплоть до 20 века Россия как и множество стран западной и восточной Европы не знала другой формы правления кроме как монархии (лат. monarchia от др.-греч. μ ο ν α ρ χ ί α — «единовластие»: μ ό ν ο ς — «одиночный, единый» и ἀ ρ χ ή — «управление, власть») — формы правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству. Начиная с реформ Петра I (1695—1725 гг.) Россия становится Империей и начинает процветать, создаётся академия наук в Санкт-Петербурге, осуществлена реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Создается морская академия и военный флот. В целом в данный период Россия поднимает свой статус в Европейском сообществе. Помимо некоторых общих тенденций развития государства Российского и других государств, опыт которых, безусловно, принимался во внимание нашими руководителями государства на всем протяжении истории, имелись и отличия в развитии России. Отличия эти были не только связанны с государственным строем, религией, но и с развитием культуры, науки, общественных отношений. Говоря об особенностях исторического развития в целом присущим России за весь период её существования и вплоть до наших дней можно кратко выделить такие как: 1. Российская Империя, СССР и её преемница Российская Федерация - самые большие государства по площади (около 17 098 246 км²), 1/6 часть земной суши. 2. Этнический состав населения России очень велик, огромное количество различных народов проживают на территории России и примерно такое же количество разнообразных культур, верований и.т.д. 3. На исторической шкале времени государство Древняя Русь сформировалось гораздо позже (примерно 9 век н.э.) чем многие государства восточной и западной Европы. Соответственно формирование письменности, развитие культуры и общественных отношений было в «зачаточном виде» на данный период. 4. Огромное количество природных ресурсов, которое вызывало и вызывает «определенный интерес» у многих стран. 5. Климатические особенности: суровые зимы, непродолжительное лето и т.д. Особенности истории России: 1) Многовековое давление на русский народ. Давление это было внешним – природным и человеческим. Наши предки занимали огромное пространство на территории Европы и Азии. Консервация народных общин, выработка чувства коллективизма. 2) Враждебное окружение территорий, где жили наши предки. На земли восточных славян постоянно взирали враги. Кто только не нападал на русскую землю: гунны, хазары, авары, печенеги, половцы, татары, литовцы, шведы, французы, немцы и другие. За период 1055-1462 годов на Русь совершено 245 нашествий (об этом свидетельствуют исследования русского историка С.М.Соловьёва). Русское общество находилось в постоянной боевой готовности. Таким образом. на Руси сложились особые отношения – служебные (служба до самой смерти). И войны эти скрепляли коллективное начало в русском обществе, закаляли боевой дух, воспитывали чувство товарищества. 3) Русь, а позднее Российское государство находилось на распутье, между Западом и Востоком. В IV-VI веках н.э. произошло Великое переселение народов. В это время произошло множество вражеских нашествий. Первый сильный натиск произошёл с востока, а позднее с запада, так как народы этих стран нуждались в новых территориях. 4) В ходе освоения геополитического пространства происходит колонизация новых территорий. В связи с этим необходимо было оборонять новые территории от врагов, осваивать и заселять её. 5) На первом месте стоял не только закон, но и справедливость. Основа государства – самодержавная власть, которая сильно отличалась и от западного абсолютизма, и от восточного деспотизма. Русский царь являлся защитником всех слабых, всех нуждающихся в помощи и защите.
|