Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Размещение населения по территориальному признаку.
3. Существование материального обеспечения в форме налогов или других сборов. Наличие трёх этих признаков говорит о существовании государства, но эти признаки возникали не вместе, а в длительном процессе. У славян государство образовывалось для защиты от внешней опасности – образовывались племенные союзы (но было господствующее племя). Изначально власть существовала в родоплеменной оболочке. Х век – арабский географ Масуди сообщает о власти одного племени над другими, племена разделились на кланы и избрали своих вождей, но такого рода объединения недолговечны, пока существует угроза. Историки пришли к выводу, что Масуди говорил о VI веке, когда славяне воевали с аварами. Из житий мы узнаем, что союзы носили как оборонительный, так и наступательный характер. Со временем эти союзы – постоянные (также узнаем от арабов). В районе Киева по их данным было государственное образование Куякия, на Северо-Западе – Славия. Сведения Арабов есть и в ПВЛ (у многих племен были «правления» - княжения). Важно отметить, что союз на Северо-Западе был полиэтническим (славяне и финно-угры). Опасные народы – хазары и варяги – это и есть 2 очага государственности (на северо-западе и на юге). Начало возникновения государства у руссов относят к VI веку. Возникновение постоянных племенных союзов диктовалась необходимость защиты от врагов. На юге главным врагом были кочевники, например, хазары, печенеги, которые иногда проигрывали, а иногда побеждали и накладывали дань на покорённые племена. На севере главным врагом были викинги (норманны), сначала племена платили им дань, а затем образовали союз и «изгнали варягов за море, и не дали им дани и стали сами собой владеть». Но вскоре выяснилось, что без внешней сдерживающей силы не получается жить в мире и согласии, «и восстал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». В борьбе за лидерство не смог никто одержать решающей победы, и тогда было принято решения отправить посланников к варягам, чтобы пришёл князь «править и володеть». В 862 году на призыв откликнулись три брата (возможно пришёл только Рюрик) – Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик сел в Старой Ладоге, потом в Новгороде, Синеус в Белоозере, а Трувор в Изборске. В конце ХV века появилась следующая теория – Рюрик был призван из Пруссии. Прус – царь Пруссии – был родственником Августа, следовательно, русские князья – родственники римских императоров. Можно предположить, что данная теория была создана для подъема авторитета русских князей (теория создана московскими идеологами). Данная версия присутствовала в истории весь XVI век, а в XVII веке в этой версии усомнились иностранцы. Петр Петрей, путешественник, 2 раза был на Руси, отступил от прусской версии и предположил, что варяги вышли из Швеции. Он описал это в своей книге «История великого княжества Московского». Политический смысл его теории – притязания на землю. В середине XVIII века российские академики Байер, Миллер и Шлецер сформулировали норманскую, или варяжскую теорию происхождения древнерусского государства. Они считают, что государство было создано пришедшими на Русь скандинавами, которых на Западе называли норманны, а на Руси – варяги. Основателем династии они считают Рюрика Новгородского (862-879 гг.). Год основания государства – 862 г., когда Рюрик был приглашен в Ладогу (Новгород). Рюрик пришел на Русь с братьями – Трувором (Белоозеро) и Синеусом (Изборск). Правда, позже норманнисты признали, что братья – вымышленные персонажи – итог неверного перевода летописца. Название «Русь» норманнисты выводят от названия народа, пришедшего с Рюриком. Данная теория вызвала множество споров, против утверждений Миллера выступил М.В.Ломоносов, создав антинорманскую теорию. Ломоносов отрицал роль варягов в образовании государства, связывал его с именем Кия – главы полян. Ломоносов ссылался на то, что слово «Русь» имеет славянское происхождение, у восточных славян были органы управления – народное собрание, были князья. Мировые историки согласились с норманнской теорией. Споры по поводу теории не прекращаются до сих пор. Фашистские войска, когда готовили почву для нападения на СССР, поднимали норманнскую теорию, в СССР в это время поднималась антинорманнская теория. Было ли призвание варягов или нет, вот в чём вопрос? Точка зрения И.Я. Фроянова: новгородские вожди пригласили варяжскую дружину с князем для помощи в войне за власть, но в ходе войны произошёл переворот, местный князь погиб, на его место сел варяжский конунг – Рюрик. В то время власть давалась победителю. Новгородская летопись рассказывает нам о Вадиме Храбром, который бросил вызов Рюрику, но потерпел поражение (Рюрик убил Вадима в личном поединке, лишившись вождя, восставшие покорились). Существует легенда о призвании варягов на Русь. Суть легенды – северо-западные племена сошлись на совет и «реша сами в себе», что надо найти князя, который бы правил ими и владел по праву. Племена пошли за море к варягам, и предложили им править собой: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжить и володеть нами». Старейший, Рюрик, сел в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор в Изборске. В советской историографии существуют три подхода к известиям летописи о призвании варягов. Одни исследователи считают их в основе своей исторически достоверными. Другие — полностью отрицают возможность видеть в этих известиях отражение реальных фактов, полагая, что летописный рассказ есть легенда, сочиненная много позже описываемых в ней событий в пылу идеологических и политических страстей, волновавших древнерусское общество конца XI — начала XII века. Третьи, наконец, улавливают в «предании о Рюрике» отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех, что поведаны летописцем. Кроме того, они говорят и об использовании этого предания в идейно-политической борьбе на грани XI и XII столетий. Последняя точка зрения представляется более конструктивной, чем остальные. В легенде восхваляется Новгород, принижается роль Киева. Призвание варягов произошло, по-видимому, потому что Рюрик, возможно, был противником тех насильников, которых славянские племена изгнали, у него не было предпочтений, он был ближе к богам, так как пришел с другой территории. Двое дружинников Рюрика – Аскольд и Дир отделились от основной части дружины и ушли на юг, наткнулись на маленький городок Киев и стали там княжить. Они узнали, что Киев был основан тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом. Об этом подробно рассказывает легенда об основании Киева, в которой говориться, что город был назван Киевом, в честь старшего брата Кия. По легенде Кий сидел на горе, которая называлась Боричев, Щек сидел на горе Щековица, а Хорив сидел на горе Хоревица. Киев был построен на холмах, так что мы можем видеть правдоподобность этой легенды. Она также рассказывает о том, что Кий ходил в Константинополь и был принят византийским императором. В конце концов три брата и сестра их Лыбедь скончались в Киеве. Таким образом, мы видим, что образовались два центра государственности – на северо-западе (Новгород) и на юге (Киев). В советское время выдвигалось множество разных версий о том, где зародилась государственность. До революции считали, что Киев был очагом государственности, но после революции всё больше стали склоняться к версии, что государственность возникла в Новгороде. Сейчас многие историки полагают, что государственность зародилась одновременно и на северо-западе и на юге. В 879 году умер Рюрик, ему наследовал сын Игорь, который не мог править по малолетству, тогда власть перешла к Олегу (879-912 гг.). Историки выдвигают несколько версий прихода к власти Олега: Первая версия – Рюрик, умирая, завещал престол Игорю, а Олега назначает регентом по малолетству сына. Вторая версия – Олег узурпировал трон, так как Игорь начала полноправно княжить лишь после смерти Олега. Третья версия – Олег был назначен первым правителем (тоже был родственником Рюрика), а Игорь вторым правителем. Олег был старшим, поэтому получил право княжить первым. Олег замыслил грандиозный поход на Киев, взял Смоленск и Любец, посадил там своих людей. Однако появление в южном регионе в 882 г родственника Рюрика - Олега стало дополнительным стимулом к объединению. Олег с дружиной подошёл к Киеву, но брать его штурмом не хотел и решил пойти на хитрость. Он спрятал своих воинов в ладьях, а сам с немногочисленным отрядом отправил послание Аскольду и Диру, что мол варяжские купцы хотят поприветствовать князей как друзей и соотечественников. Ничего не подозревая те пришли на корабль, их окружили, Олег сказал: «вы не князья и не роду княжеского, а он князь», - и показал им Игоря. Аскольда и Дира зарубили мечами. После этого Олег въехал в Киев и взойдя на один из холмов простёр руку над Днепром со словами: «Се будет мать городам русским». Многие осуждали Олега, что он создал столицу на окраине своей страны, тогда как разумно было иметь столицу посередине страны. Но не таков был князь Олег, править для него означало воевать. В 907 году Олег совершил грандиозный поход на Византию. Он собрал огромнейшее войско из разных племен, в том числе и варягов, около 2000 кораблей по 40 человек в каждом – сообщает летопись. Во время похода имели место жертвоприношения, дабы обеспечить успех (Олега называли «Вещим», т.е. мудрым, поговаривали, что он умел «договариваться» с языческими богами). Согласно ПВЛ, Олег, подойдя к Царьграду, начал воевать с греками (грабил и сжигал пригороды), и многих из них убил, но греки не сдавались. Более того, греки перегородили гавань цепью и заперлись в городе. И Олег решил взять не город, а бухту, в которой стояли корабли греков. Причём атаковать решил не с моря, а с суши. Тогда Олег приказал поставить корабли на колеса (по одной версии — это красивая легенда, так же, как и щит, который князь прибил ко вратам Царьграда), и на парусах так отправиться к городу. Греки испугались и запросили мира. Олег потребовал Дань – по 12 гривен на уключину (ключ: военная единица, воин в ладье, символ дома, т.е. ключ понимается равным человеком), + уклады на города, + довольствие русским послам («слюбное»), + шестимесячное содержание купцам («месячина») + право мыться без помех, + снабдить отправляющихся назад русских едой и снастями. Заключая договор, Олег выступает как победитель и диктует византийцам свои условия. Если ключ равен человеку, то Олег берёт дани больше, чем в первый раз и дополнительно берёт уклады. Если ключ не равен человеку, то Олег взял дани меньше, чем в первый раз, но может взять больше укладов. Первый раз дань платит Константинополь, а во второй раз вся Византийская империя. 2 сентября 911 года был подписан более детальный договор. Правда, некоторые исследователи считают, что был только один договор – 911 года. Некоторые исследователи полагают, что договор 907 года был, а другие полагают, что это выжимка из договора 911 года, ибо текст договора 907 года не соответствует формулировке мирного договора, а скорее имеет формулировку записи. Мнение Фроянова – было 2 договора – 907 и 911 гг. В договоре 911 года более детально и конкретно прописаны главы об убийстве, краже, разбое, насилии. В отдельных главах оговорены условия возвращения пленных. Олег скончался в 912 году от укуса змеи. Легенда говорит, что волхвы предсказали ему смерть от любимого коня. Олег приказал удалить от него коня, а через четыре года узнал, что конь умер. Он решил взглянуть на кости коня, поднявшись на гору он наступил на череп, а из него выползла змея и ужалила князя. Через несколько дней он умер. Существует две версии о смерти Олега: скандинавская и русская. О месте погребения князя до сих пор идут споры. Одни говорят, что Олега сожгли в ладье по скандинавскому обычаю. Другие говорят, что его похоронили на горе Щековица в Киеве (Олегова могила). Третьи полагают, что тело Олега было расчленено и по отдельным частям похоронено в разных землях, ибо у варягов так хоронили хороших конунгов. После смерти Олега начал княжить Игорь (912-945 гг.). Ему пришлось сразу же подавить восстание древлян – он возложил на них дань больше олеговой (до этого дань брали с древлян «по чёрной кунице с дыму»). На Русь пришли печенеги, в 920 г. Игорь воевал с ними. Византия перестала платить дань Руси и в 941 г. Игорь с большим войском отправился в поход на греков. О качественном составе войска нам ничего не известно. Летопись просто сообщает, что отправилось 10000 кораблей. Скорее всего, это просто означает, что были собраны крупные силы, только и всего, а не точное количество кораблей. Болгары тут же известили византийцев о предстоящем походе русских, и те, по идее, должны были бы подготовиться к отражению нападения. Получилось несколько иначе. Маршрут для похода на Царьград описан довольно странный. Вначале русские опустошили Вифинию, затем Пафлагонию, Никомидию и Суд, но тут с востока прибыли большие силы византийцев и окружили русских. Русские вышли против греков с оружием, но были побеждены. К вечеру они отошли в свой лагерь, ночью сели на свои ладьи и отчалили. На море их уже ожидал сильный флот, который применил против русских так называемый «греческий огонь» (нефтяная смесь). Скорее всего, силы русских были сильно преувеличены летописцем, и это был обычный бандитский набег не очень большого отряда. Однако, не все войны бежали с Игорем в Киев, некоторые продолжали грабить византийское побережье. Византийский император Роман Лакапин бросил флот и армию против русских, многих взял в плен и казнил в Константинополе. Сразу же после возвращения Игорь стал собирать силы для нового похода на Царьград и послал приглашение для участия в походе заморским варягам. Значит, в этом походе варяги не участвовали? В 944 году Игорь собрал, наконец, значительные силы: «... варягов, русь, и полян, и славян, и кривичей, и тиверцев, и нанял печенегов, и заложников у них взял...» и пошёл на греков. Русские отправились в поход двумя колоннами: на кораблях и конным ходом по суше. Поэтому, когда император Роман получил от херсонесцев и болгар сообщения о новом походе русских, он послал к ним послов с предложениями о дани: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани». Игорь согласился на мирный договор, но он был менее выгодным (отмена беспошлинной торговли, прекращение уплаты укладов, устанавливается контроль над водным пространством между русскими и византийцами, разрешение киевского князя на посещение Византии и Константинополь и т.д.). После заключения договора 944 года в Киеве было не спокойно. Пришло войско Свенельда, которое вернулось из прикаспийского похода с рабами и награбленным добром. Более того, после того, как Свенельд подчинил уличей, он по договорённости с князем Игорем был главным сборщиком дани со всех западных русских земель. Войны Игоря возмутились, что они ходят бедными, тогда как войны Свенельда сходив в полюдье купаются в роскоши. Это побудило Игоря пойти за данью к древлянам. Взяв дань один раз, воины князя взяли дань второй раз, что было против обычая, но Игорь решил взять дань в третий раз, он отпустил большую часть дружины и вернулся к древлянам с малой дружиной. Он и подумать не мог, что племя, однажды покорённое им, посмеет восстать. Древляне порубили дружинников, а Игоря взяли в плен. Вразумить его не смогли и тогда казнили его, привязав к верхушкам двух деревьев. Князь был разорван надвое. Поляне были главным лидером в союзе племён, и, убив князя Игоря, древляне показывают своим богам, что они являются главными. После гибели Игоря, древляне решают забрать всё имущество у полян, выдать Ольгу (945-962 гг.) замуж за своего князя Мала. Древляне отправили к полянам посольство. Жена Игоря Ольга приняла послов древлян, которые принуждали её выйти замуж за князя Мала. О её личности ходят многочисленные споры, одни полагают, что Ольга происходила из Пскова. Другие полагают, что Ольга происходила из Болгарии, но Ольга – имя скандинавское, а не славянское. Есть сведения, что отец Ольги варяг, а мать славянка. Ольга сказала пришедшим послам от древлян: «мужа мне моего не воскресить», т.е. говорит она как правительница. Первым послам она сказала, чтобы те просили с утра нести их в ладье. Своим людям приказала вырыть яму на заднем дворе. В итоге древляне были сброшены живьём в яму. Ольга почувствовала уверенность в собственных силах, послала за вторым посольством древлян своих людей. Второе посольство было заживо сожжено в бане. Затем Ольга встретила большое посольство и устроила пир, древляне упились мёда, а после того, как заснули, княгиня приказала своим людям рубить их. Все эти кровавые мести не что иное, как жертвы языческим богам и месть за мужа. Вскоре, поляне собрали огромное войско и двинулись на древлянскую столицу – город Искоростень, который был разграблен и сожжён. Многие древляне погибли, другие были проданы в рабство. Ольга также хотела обезопасить сына от полюдья (сбора дани князем лично), в результате была проведена реформа. Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда - на целое племя или государство). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников - вассальные государства. В частности, так часто поступало Древнеримское государство. Состояние данничества – это позорное состояние, при котором покорённые племена или народы платят дань победителям. Дань платят, для того, чтобы не было войны, если не будет дани, будет война. На Руси с древнейших времён князья ходили по весне в полюдье. Полюдье – способ сбора дани, при котором князь отправляется объезжать свои земли, собирать дань и вершить суд. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев. Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. По легенде Ольга отомстила древлянам и регламентировала сбор дани: полюдье было отменено, заменено повозом. Теперь дань собиралась в погостах (места и округа для сбора дани, как правило, крупные деревни), за сбор отвечали старцы градские (чиновники). Из погостов дань шла в Киев. Устанавливались также уроки (размер дани и сама дань в Древней Руси). Ольга разграничила государственные и собственные доходы, часть дани шла князю на дипломатические и дворцовые расходы, а другая часть дани шла Киеву на содержание дружины, строительство храмов, хозяйственных построек и т.д. Существует летописный текст «Установление Ольгой уставов и уроков (946-947 гг.)». По поводу этого текста существовали дискуссии. В 1937 году советский историк Юшков написал книгу об административной реформе княгини Ольга (установление чёткого размера дани). Юшков и его сторонники поддерживали версию проведения Ольгой административной реформы. В 1980-1990-е годы И.Я. Фроянов выдвинул другую версию, по которой Ольга не вводила ничего нового, а лишь вернулась к старому порядку сбора дани (нормированный сбор дани был и ранее). Святослав вырос и активизировал военную политику Руси. В 964 году он собрал войско и пошёл на вятичей, освободил их от власти хазар и подчинил Киеву. В 965 году Святослав в решающей битве разгромил войско хазарского кагана и захватил Саркел и Итиль. На этом моменте заканчивается независимость Хазарского каганата. Некоторое время хазары пытались вернуться к власти, но в 985 году совершил новый поход на Хазарию и наложил дань на неё. Земли кагана попали под власть Руси (Тмутараканское княжество), Волжской Булгарии (Поволжье) и Алании (Северный Кавказ). Святослав (962-972 гг.) продолжил политику предшественников. В 927 году Византия заключила мир с Болгарией, признавая её независимость (и государственную, и церковную). Болгария стала грозной соперницей Византии, однако вскоре Болгария распалась на 2 государства. Византия этим воспользовалась, пытаясь завлечь князя Святослава. Они обещали ему щедрые дары, и даже выдали «несколько пуд золота». Весной 968 года русские пошли на Дунай, болгары были начисто разбиты русскими войсками. Святослав стал князем Переяславца, не подозревая, что Киеву грозит опасность. Византия была встревожена успехами Руси и решила объединиться с Болгарией. Силы противников Святослава начали укрепляться. Греки натравили на Русь печенегов, которые в 969 г. дошли до Киева и осадили его. Только дипломатические таланты Ольги и Претича позволили избежать длительной осады. Вскоре подоспела русская рать, войны во главе с киевским воеводой Претичем обменялись подарками с печенежским ханом, а завидев и всю рать Святослава печенеги убежали. «В Киеве Святославу не сиделось», он отправился на Дунай, оставив в столице сына Ярополка, в древлянской земле Олега, а в Новгороде - Владимира. Успехи сменились неудачами. В решающей битве у города Доростол было много потерь с обеих сторон, и Святослав решил временно помириться с греками. Был заключен мирный договор 971 г., князь Святослав встретился с императором Иоанном Цимисхием. Греки отпустили русских домой со всем награбленным добром, но болгарские земли остались за Византией. Святослав не мог нормально вернуться домой в Киев. Воевода Свенельд советовал Святославу идти на конях, а не на ладьях, но тот не послушал его и решил зазимовать в Белобережье. По весне Святослав двинулся к днепровским порогам, где на него напал хан печенежский Куря, который убил Святослава и сделал чащу из его черепа (печенежский хан полагал, что так к нему может перейти воинская доблесть и удача противника). Практически все русские войны были перебиты. Возникла дискуссия по следующему вопросу: кто подослал Курю? Л.Н.Гумилёв полагал, что Курю подослали киевские христиане, так как не были довольны князем Святославом и боялись репрессий, после возвращения князя из похода. Другие исследователи полагают, что Курю подослали греки или Куря сам пришёл из степи в надежде ограбить русских. После гибели Святослава, начинается первые усобицы князей в русской истории. Ярополк Святославич (972-980 гг.) пошёл походом в древлянскую землю на своего брата Олега. Новгородский князь Владимир узнав это, уехал к варягам, где прожил несколько лет, как полагалось воину – в пирах и военных походах. Через несколько лет он вернулся во главе огромной варяжской дружины, сместил наместников Ярополка в Новгороде. Затем собрал войско и пошёл на Киев, но неожиданно для всех свернул на Полоцк, захватил его, убил князя Рогволда и его сыновей, а его дочь Рогнеду изнасиловал и объявил своей женой. Весть о том, как Владимир отомстил Полоцку за унижение, перепугала киевлян. Новгородским серебром Владимир подкупил киевского воеводу Блуда. Ярополк был заманен в терем и убит двумя варягами по приказу Владимира. Жену Ярополка Владимир изнасиловал в том же тереме, где был убит Ярополк. Время правления Владимира – во многом переломное для всей истории Киевской Руси. Именно в его княжение окончательно сформировался мощный восточнославянский племенной союз с центром в Киеве. Владимир решил две важнейшие задачи – завершил объединение восточнославянских племен, и провел Крещение Руси. Однако необходимо отметить, что одной из целей Крещения было усиление авторитета княжеской власти и, следовательно, объединение племен во главе с Киевом. Но остановить распад было уже невозможно. Из союза племен рождалась народность, началась новая эпоха в истории России – Русь Раздробленная. Владимир Святославич подчинил ятвягов, радимичей, захватил червенские города, с которых также пошла дань. В княжение Владимира Святославича создался мощный племенной союз во главе с Киевом. Это объединение шло с установлением даннических отношений (прообраз налоговой системы), но едва союз был сформирован, начался процесс его распада. Конец X-начало XI веков условно характеризуют как период распада родоплеменного общества и начало формирования общества, построенного на территориальных принципах. На смену родоплеменным отношениям приходит народность – этническое единство, основанное на территориальном принципе. Признаки народности: 1. Языковая общность. Она проявлялась в: 1 – полногласие (глава – голова), 2 – смена начальных звуков (езеро – озеро), 3 – смена к/л на ц/з (квезда - звезда), 4 - появление новых слов, среди которых есть слова ирано-тюркского и финно-угорского происхождения. Выделилось 3 языковых группы – северная, средняя и южная. 1 – смычное «Г» (как у нас), цоканье (печка – пецка), дзеканье, смена «Ш» на «С» (наши – наси). 2 – аканье (безуд о=а, смена предлога «В» на «У»), 3 – оканье, фрикативная г., но всё это не было осуществлено. 2. Помимо введения христианства и образования древнерусского общества, происходят изменения в социальной среде: на смену роду приходит семья, появляются бедные (неимущие) люди. Князь Владимир проявлял большую заботу о бедных. Люди, вышедшие из родовых коллективов стали называться изгоями. В это время возникает своё собственно (туземное) рабство: люди обращались в рабство за долги, самопродажа в рабство. Раньше соплеменников нельзя было склонять в рабство, рабом мог стать только пленник (обычное право запрещало склонять соплеменников в рабство). Х-XI вв. – развитие литературного языка. Также среди признаков народности необходимо отметить единство территории, материальной и духовной культуры, религиозное единство, единство психологического склада (свободолюбие, социальная мобильность, воинственность, мужество, выносливость, гостеприимство). 4. Весьма интересные признаки мы наблюдаем в сфере политической: вече (народное собрание на Руси) как институт власти ослабевает, а княжеская власть усиливается. Начинается борьба между вечем и князем. Некоторые элементы власти и вовсе уходят с исторической сцены или сменяются другими, так старцы градские уже не фигурируют в XI веке, жрецы после принятия христианства сменяются священнослужителями. Усиливается княжеская власть и изменяются его функции: военный и административный руководитель (роль его заключается в законодательном творчестве, что зафиксировано в «Русской Правде»). «Русская Правда» появляется в начале XI века во время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Есть также сведения, что в это время появляется много беглых рабов. Особенности раннего феодализма. Феодальные отношения на Руси начали зарождаться при правлении князя Владимира, но сильное развитие произошло только при Ярославе Мудром. С начала X в. до середины XI столетия Русь превратилась в сильное государство, которое объединило Среднее Поднепровье во главе с Киевом, Северо-Западную Русь во главе с Новгородом. Многие восточнославянские земли были освобождены из-под власти хазар. «Червенские города» также закрепились за Русью. Государственная власть Руси способствовала развитию ремесла, торговых связей внутри страны и с другими государствами, строительству новых городских центров, освоению пахотных земель. Постепенно происходило совершенствование устройства власти. В XI в. киевские князья стали единовластными правителями всей страны. Племенные старейшины превратились в бояр и стали называться высшим слоем дружинного строя. Младшая дружина в свою очередь состояла из людей знатных родов. Они выполняли поручения князя в управлении государством, сборе даней и податей, в области дипломатических отношений. Киевский князь пользовался огромной властью. Он руководил армией, занимался вопросами, связанными с организацией обороны и ведения войны, управлял судопроизводством. Его незаменимыми помощниками являлись воеводы. Княжеская власть выражала интересы всего общества. Она поддерживала порядок в стране, защищала права собственности, судила за уголовные преступления. Но в первую очередь великий князь защищал привилегии слоев, которые были наиболее близки ему, а именно – церковного духовенства, купечества, боярства, дружины. Во времена правления Ярослава Мудрого все большее значение начинала играть земля. Приобретение земельных участков приносило не только огромные доходы, но и усиление политической власти. Дань – это первая известная форма зависимости работающего населения от государства. Все облагаемые ею княжества стали называться данническими. Главным объектом обложения выступали земля и ее хозяин. Так государство утверждало свою верховную собственность на все завоеванные и присоединенные к Киеву княжества. Вскоре началось появления богатых землевладельцев и нищенствующих людей. Это время получило название «период военной демократии». Все чаще земли присваивали себе представители княжеской семьи, которые пользовались своим влиянием. Они строили дворы, охотничьи дома, организовывали собственное хозяйство, превращали рядовых свободных общинников в зависимых работников. Возникновение таких владений явилось предпосылкой к зарождению земельной собственности и появлению зависимых людей, которые живут и работают у своего господина. Представители слоев, приближенных к княжеской власти, начали присваивать себе не только населенные крестьянами земли, но и пустующие участки, которые за короткий промежуток времени можно было превратить в крупные процветающие хозяйства. Как же происходило зарождение феодальной иерархии? Право на сбор дани предоставлялось местным князьям и боярам, что явилось средством их обогащения. Позднее вассалы великого князя передавали определенную часть участков с правом сбора с них дани своим вассалам из числа собственных дружинников. Слово «феод» означало наследственное владение землей, которое господин жаловал своему вассалу за различную службу. На Руси в X–XI вв. зарождается система отношений между сеньором и вассалом. Вскоре появилось новое понятие «вотчина», означающее земельное владение, принадлежащее человеку на правах полной наследственной собственности. Только великий князь мог отнять вотчину или пожаловать. Со временем высшие иерархи церкви и младшие дружинники стали иметь собственные владения. Огромные пространства, заселенные крестьянами-смердами, торговцами, ремесленниками, находились под властью главы государства. Каковы же были основные черты феодального хозяйства? Во-первых, это вассальная подчиненность. Во-вторых, зависимость от труда крестьян. Жители деревень трудились на земле своего господина и обязаны были платить за это зерном, медом, пушниной. Еще одной особенностью феодального хозяйства являются повинности и общегосударственные поборы. В связи с неблагоприятными погодными условиями крестьяне теряли свое хозяйство и за взятые у господина в долг деньги должны были выполнять сельские работы. Их называли рядовичами. Крестьяне не моги уйти от господина ранее, чем выполнят договор. В XI–XII вв. появилось большое количество холопов: если у человека не было денег, он мог себя продать в холопы; он превращался в холопа, если женился на холопке. В состав холопов попадали проворовавшиеся «рядовичи», пленники. Холопы исполняли работы по дому, в поле. Церковь только к концу XI – началу XII вв. смогла смягчить бесправное положение холопов. Изменения в становлении новых общественных отношений повлияли и на развитие городской жизни. Все большую силу набирали города, расположенные на торговых путях. В них всегда оседали купцы и ремесленники, стремящиеся заработать на продаже своего товара. Князь и его дружина жили в городах, которые являлись политическими и экономическими центрами. Эти города не только занимали выгодные военно-стратегические позиции, но и сосредотачивали в себе религиозную жизнь. Они являлись центрами культуры, где развивалось искусство, строились библиотеки. Города на Руси возникли раньше, чем в Швеции, Венгрии, Польше, Норвегии. IX–X вв. – это период укрепления и развития экономики восточнославянских земель, становления государственности. В начале XI в. насчитывалось уже около тридцати крупных городов, площадь которых была свыше 2, 5 га. Среди них выделялись Киев, Смоленск, Новгород, Ростов, Суздаль, Чернигов и др. Они являлись княжескими резиденциями и имели сложную систему укреплений. Во всех городах были княжеские дворцы, административные здания. Здесь собирались торговые пошлины, стояли дворы знати. В каждом городском центре имелись главные соборы: в Новгороде – Софийский собор, в Киеве – Десятинная церковь, в Чернигове – храм Спаса. Службу в них вели архиепископы и епископы. Большое количество других церквей строилось боярами, купцами, ремесленниками на собственные деньги. Население городских центров было очень разнообразно – от богатых купцов до мелких торговцев – разносчиков. Военные люди были неотъемлемой частью общественной жизни древнерусских городов. Ядром армии являлась дружина, представляющая собой наиболее мощную и хорошо вооруженную часть княжеского войска. Эти воины передвигались на конях, дрались рядом со своим князем. Они были вооружены саблями или копьями. Когда населению грозила опасность, великий князь призывал к военной деятельности смердов и ремесленников, которые образовывали полк. Сельские жители воевали под командованием тысяцкого. Полк был вооружен копьями, луками, боевыми топорами. Во время похода впереди ехал князь, затем – дружина, а после – полк. За ними тянулся обоз, в котором находились оружие и съестные припасы. Битва обычно начиналась с поединка богатырей. Во время сражения «чело» выступало центром надежных воинов, которые могут устоять под ударами вражеской конницы. Справа и слева находились княжеская дружина, конные воины. Они должны были окружить противника и нанести решающий удар.
|