Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Й класс (68 часа). Введение (1 ч). Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы
Введение (1 ч). Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель. Раздел 1. Я и мое детство (15 ч). Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, ее отражение в литературе. Традиции автобиографической литературы. Для текстуального изучения. А.И. Герцен «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы. Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности. М. Горький «Детство» (главы). Автобиографическое повествование. История детской души в повести М. Горького. С. Есенин «Письмо матери». Для обзорного изучения. М.И. Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы. Ш. Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары. Лирическая исповедь. Стихи-воспоминания о детстве: И. Бунин «Детство», К. Симонов «Тринадцать лет...», А. Тарковский «Белый день», М. Цветаева «В субботу», С. Есенин «Мой путь». Теория литературы. Художественная автобиографическая литература. Мемуарная литература. Объективное и субъективное в литературе. Автор и его герой. Понятие о литературной традиции. Раздел 2. Я и я… (16 ч). Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике. Для текстуального изучения. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери. А. Грин «Алые паруса» (в сокращении). Вера в прекрасное и мечта о счастье. Сотворение чуда для любимого человека. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести. Для обзорного изучения. А.С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный…». Философские размышления о предназначении человека. В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (главы). Истинная слепота и духовное прозрение героя. Л.А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя. К.Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент). Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни. А. Франк «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны. «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки». Стихи: Н. Огарев «Хандра», Ю. Левитанский «Диалог у новогодней елки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике. Теория литературы. Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма. Раздел 3. Я и другие (12 ч). Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте. Для текстуального изучения. В.М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку. А.Г. Алексин «Безумная Евдокия» (в сокращении). Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности». В.Г. Распутин «Уроки французского». Проблема пробуждения совести и проблема памяти в рассказе. О’Генри «Дары волхвов». Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа. Для обзорного изучения. В.К. Железников «Чучело» (главы). Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: А. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...», Р. Киплинг «Заповедь», Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», А. Яшин «Спешите делать добрые дела», Б. Окуджава «Прощание с новогодней елкой». Теория литературы. Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя. Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (18 ч). Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе. Для текстуального изучения. М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова. Особенности композиции рассказа. Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир. Ч.Т. Айтматов «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя. К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле. Для текстуального и обзорного изучения. Стихи о вечном и преходящем: А.С. Пушкин «Зимнее утро», Ю. Левитанский «Падают листья...», В. Высоцкий «Я не люблю», А. Вознесенский «Сага», Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...». Сонеты В. Шекспира, стихи о любви: А.С. Пушкин «Ты и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Признание», М.Ю. Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает...», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски», А.К. Толстой «Средь шумного бала...», Ф.И. Тютчев «Я встретил вас...», А. Ахматова «Песенка», М. Цветаева «Как правая и левая рука...», «Наконец-то встретила...», В. Багрицкий «Ты помнишь дачу...», М. Петровых «Назначь мне свиданье...», М. Светлов «Все ювелирные магазины – они твои...», Д. Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил..., В. Высоцкий «Баллада о любви». Теория литературы. Композиция. Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле. Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии. Обобщение (1 ч). Развитие речи. 1) Творческий пересказ. 2) Рецензия. 3) Сочинение–характеристика литературного героя. Сочинение на морально-этическую тему. 4) Сочинение в форме дневника, интервью. Сочинение автобиографического характера. Сочинение–стилизация. Чтение и изучение произведений – 63 ч. Развитие речи – 5 ч.
Данная страница нарушает авторские права?
|