Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Й класс. Древнерусская литература конца X–XVII в
Древнерусская литература конца X–XVII в. (обзор). Начало русской литературы: время, авторство, тексты, основные жанры. Жизнь одного из жанров в веках (по выбору учителя). 1. Литература и фольклор: соотношение, влияние. Основные черты складывающейся литературы: анонимность; полезность; прикладной характер, литературный этикет; преимущественно рукописный характер литературы. 2. Литература Киевской Руси XI – начала XII в. Принятие христианства как импульс развития литературы. Переводная литература. Жанровое многообразие. Оригинальные памятники. Летопись как особый жанр. «Повесть временных лет». «Поучение Вл. Мономаха» – первая автобиография в русской литературе. 3. XII–XVI вв. Эпоха феодальной раздробленности. «Слово о полку Игореве» – уникальное сочетание эпического и лирического начал, один из величайших памятников христианского Средневековья. «Слово о погибели Русской земли». Жанр слова в древнерусской литературе. 4. XVI–XVII вв. Переход от средневековой письменности к литературе нового времени. «Домострой» – первая печатная книга на Руси. Перерождение жанра жития в биографию частного человека. «Житие протопопа Аввакума» – житие-автобиография. Теория литературы. Развитие жанров древнерусской литературы (летопись, поучение, слово, житие). Литература XVIII века (обзор) Первая половина XVIII века. Русское просветительство как этап становления самосознания. Русский классицизм, отличие от западного классицизма (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский.). Преобладание высоких жанров, их особенности: эпическая поэма, трагедия, торжественная ода. Соседство «высоких», «низких» и «средних» жанров (оды М.В. Ломоносова, сатиры А. Кантемира, басни А. Сумарокова, комедии Я. Княжнина). Вторая половина XVIII века. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Переход от критики нравов к социальному обличению. Индивидуализированные персонажи-характеры. Первая «истинно общественная комедия» (Гоголь). Соединение сатиры нравов и гражданского пафоса, смешение высокого и низкого стилей в творчестве Г.Р. Державина («Ода к Фелице», «Видение Мурзы», «Водопад»). Лирическое начало в поэзии Г.Р. Державина («Снигирь», «Евгению, жизнь званская»), элемент автобиографии, обращение к простым радостям жизни. Реформа литературного языка. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Соединение сентиментализма (в выборе жанра) и реализма (в выборе содержания). Теория литературы. Классицизм, сентиментализм как литературные направления (углубление понятий). Связь системы жанов с литературным направлением. Индивидуально-авторский стиль как понятие.
|