Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
XIX век. Вторая половина
50–60-е годы. Содержание новой эпохи (падение крепостного права, серия реформ, развитие капиталистической экономики, процесс формирования гражданского общества, появление разночинцев). Кризис русского общества, возникновение народнического движения. Оживление журналистской деятельности и журнальной полемики. Журнал «Современник». Становление беллетристики: «физиологический очерк» и проза Н.В. Успенского, Н.Г. Помяловского. Кризис русского общества и состояние литературы. Критика общества: Г.И. Успенский «Нравы Растеряевой улицы». А.Н. Островский. Развитие русской драмы. «Пьесы жизни» – «Гроза», «Лес». Драматургический конфликт в пьесах Островского. «Гроза» в оценке критики. (Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А.А. Григорьев «После " Грозы" Островского. Письма к И.С. Тургеневу».) Тема человеческой одержимости («Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты»). Разнообразие человеческих характеров в пьесах А.Н. Островского. Н.С. Лесков. Произведения из народной жизни (введение в сферу художественного изображения новых пластов – быт духовенства, мещанства, российской провинции и т.д.); интерес к необычному, парадоксальному, курьезно-анекдотическому, различные формы сказа («Левша», «Тупейный художник», «Очарованный странник»). И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества писателя. Тема духовной гибели в романе «Обломов». Роман «Обломов» – канонический роман 60-х годов. Место романа в трилогии. Система образов. Типические характеры героев Гончарова: «лишний человек» – деловой человек. Двойственная сущность героев. Женские характеры и судьбы. Литературная критика о романе и его главном герое (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина», А.В. Дружинин «" Обломов"», роман Гончарова). Очерки «Фрегат " Паллада"». И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества писателя. «Записки охотника». Развитие жанра романа в творчестве И.С. Тургенева. Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (обзор). Роман «Отцы и дети» – о новом герое. Повествователь и герой. Герой нового типа. Художественные особенности романа. Психологизм романа И.С. Тургенева. Литературная критика о романе и его главном герое. Неоднозначное восприятие романа и образа Базарова русской литературной критикой (Д.И. Писарев, А.И. Герцен). Цикл «Стихотворения в прозе». Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» – роман о «новых людях». Система образов в романе, особенности композиции. Форма отражения в романе социальных идеалов Чернышевского (элементы утопии). Пути развития поэзии 2-й половины XIX века. Пафос демократизма и гражданственности в русской поэзии и лирика «чистого искусства» (Поэты «Искры», А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Я.П. Полонский, А.Н. Майков, А.К. Толстой). Сложность и противоречивость лирического героя А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Тема любви и природы в творчестве Фета («Это утро, радость эта...», «Майская ночь...», «Сияла ночь...», «Шепот, робкое дыханье...» и др.). Философские мотивы в поэзии Ф.И. Тютчева. («Silentium», «Природа-сфинкс...», «Не то, что мните вы, природа», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...» и др.). Проникновенный характер лирики А.К. Толстого. Тема родины, ее истории в творчестве поэта. Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества поэта. Гражданские мотивы лирики Некрасова («В дороге», «Поэт и гражданин», «Элегия» и др.). Традиции народного песенного творчества. Художественное своеобразие поэзии (лиризм, взволнованность, искренность чувств, обличительный пафос). Поэмы «Коробейники», «Мороз Красный нос»: народная жизнь в «большой литературе», слияние мира автора с миром героев «из народа». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – народная эпопея, соединение новаторства с традициями былинной, песенной, сказочной поэтики; элементы предания, утопии, притчи. Двойственность современного облика народа, свойственные народной психологии формы поведения и их контрасты: терпение и протест; спор о смысле жизни; динамика поиска ответа. М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Влияние личной судьбы на творчество писателя. «Сказки». Художественное своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. «История одного города» – сатирическая история России. Типы градоначальников. Своеобразие жанра произведения. Протест против бесправия, покорности народа. Ф.М. Достоевский. Достоевский как художник и мыслитель. Очерк жизни и творчества писателя. Ранняя проза. Новаторская форма романа «Униженные и оскорбленные» (синтез мотивов и приемов философской, психологической, социальной и «бульварной» прозы). Романы «Бесы», «Идиот» (обзор). «Преступление и наказание»: образ героя и его «идеологические» отношения с миром. Система образов в романе. Многоплановость социально-психологического колорита в романе. Полифония, диалогизм романа Достоевского. Роман в оценке русской критики (Н.Н. Страхов «Преступление и наказание»). Л.Н. Толстой. Личность писателя. Литературная и общественная деятельность. Идейные искания и их отражение в творчестве писателя. «Севастопольские рассказы». «Война и мир»: искусство «диалектики души», связь частной жизни и судьбы народов, реальные исторические события и духовные искания вымышленных героев. Отражение философской концепции Толстого в романе. «Анна Каренина». Интерес к духовным проблемам личности, трагизм ситуации разлада с другими. История любви на фоне жизни русского общества, интерес к «биологии» в человеке, естественное и духовное, принципиальная новизна поэтики. Усиление социального начала в реализме Л.Н. Толстого (на примере романа «Воскресение»). 80–90-е годы XIX века. Полоса политической реакции. Отказ общественного сознания от революционных народнических иллюзий. Эволюция народнической литературы в сторону летописной объективности изображения народной жизни (Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Г. Гарин-Михайловский). Проза В.М. Гаршина («Красный цветок») и В.Г. Короленко (поэтизация трагического героизма, аллегоризм, монологизм). Типы людей «из народа» и интеллигентской среды – «Чудная». Объективное художественное исследование жизни и поэзия надежд и устремленности в будущее в «Сне Макара». А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Ранние юмористические рассказы: лаконизм языка, емкость художественной детали. Рассказы и повести о российском обществе: охват всех слоев и срезов социальной структуры российского общества – от крестьян, помещиков («Мужики», «В овраге») до различных слоев интеллигенции («Попрыгунья», «Студент», «Ионыч», трилогия – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О лбви», «Палата № 6», «Дом с мезанином», «Дама с собачкой»). Новые формы совмещени объективного и субъективного, существенного и второстепенного, характерного и случайного. Драматургия: «Три сестры», «Вишневый сад». Новая структура драматического действия. Отказ от оценочной иерархии. Лиризм и психологизм пьес Чехова. Теория литературы. Развитие жанров реалистической литературы (роман, рассказ, сказка, стихотворение в прозе, поэма). Психологизм, диалогизм, полифония, лиризм как способы изображения внутреннего мира героев. Развитие драмы как литературного рода. Драматургический конфликт.
Приложение
ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ элективного курса «Учусь работать с книгой и текстом»* (8–9-й классы)
* Программа подготовлена совместно с О.В. Чиндиловой.
Наполнение школьного компонента учебного плана в условиях предпрофильного обучения определяет, как правило, специфика конкретного образовательного учреждения. Однако в современных условиях представляется общезначимым выделение такого межпредметного курса, который призван обеспечить овладение учащимися способами читательской деятельности. Научить школьника самостоятельно работать с книгой, добывать знания, находить в тексте информацию любого уровня (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) и использовать ее – такова цель данного курса. Способами читательской деятельности учащиеся, которые занимаются по нашему непрерывному курсу с 1-го класса, овладевают уже в начальной школе. В соответствии с нашей программой «Чтение и начальное литературное образование» (1–4), которая рекомендована МО РФ, в течение 4-х лет у учащихся формируется правильный тип читательской деятельности в соответствии с определенной технологией (авт. профессор Н.Н. Светловская). Суть ее в том, что они учатся самостоятельно осваивать литературное произведение до начала чтения, во время чтения и после чтения: предполагать содержание текста по имени автора, заглавию, иллюстрации и ключевым словам, самостоятельно читать текст про себя в режиме «медленного чтения» и «диалога с автором» (задавать вопросы автору по ходу чтения, искать ответы на них, проводить самоконтроль), анализировать текст на доступном уровне, формулировать основную мысль, самостоятельно делить текст на части, составлять план, пересказывать и т.д. и т.п. Таким образом, элективный курс «Учусь работать с книгой и текстом» для тех «наших» учащихся, которые его выберут, подержит и углубит все эти читательские умения. Значимость владения рациональными способами чтения и работы с книгой для успешного обучения современных школьников и их дальнейшей социализации очевидна. Однако практика свидетельствует, что лишь небольшая часть учащихся умеет читать и работать с книгой осмысленно. Высокий уровень читательской культуры предполагает сформированность следующих познавательных умений: 1) выделять в тексте главное; 2) использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты и др.); 3) выделять в тексте связи между явлениями; 4) пользоваться справочной литературой; 5) привлекать в процессе чтения дополнительные источники; 6) формулировать в ходе чтения гипотезы, намечать пути их проверки; 7) производить анализ, синтез, обобщение на материале изучаемого текста. Формирование функционально грамотного читателя предполагает целенаправленное обучение навыкам работы с учебной и художественной литературой. Очевидно, что данный курс можно предложить как учащимся основной, так и старшей ступени обучения (в зависимости от возможностей учебного плана и образовательной программы школы). Количество часов и практическое наполнение курса также должны определяться образовательным учреждением самостоятельно. Каждая тема программы может быть рассмотрена на различных художественных текстах, которые учитель выбирает по своему усмотрению. Вместе с тем авторы предлагают в качестве рекомендаций определенные тексты, они указаны в скобках. Тематика занятий. На пути к книге. Поиск книги в библиотеке. Систематический и алфавитный каталоги. Библиография. Картотеки. Заполнение требований на книгу. Начало работы с книгой. Аппарат книги. Выходные данные книги, ее справочный аппарат. Предисловие и послесловие. Примечания, комментарии, указатель имен, списки сокращений, списки использованной литературы и пр. Назначение аннотации, ее структура, содержание. (8-й кл. – на материале учебной хрестоматии «Дом без стен», 9-й кл. – на материале учебника «История твоей литературы».) Устройство книги. Обложка. Виды обложек. Суперобложка. Титульный лист. Назначение форзаца. Роль фронтисписа и иллюстраций в книге. Виды печатных произведений. Печатный материал. (8-й кл. – разные издания трагедий Шекспира, 9-й кл. – разные издания «Слова о полку Игореве»). Работа с книгой до чтения. Заголовок и подзаголовок. Посвящение. Заголовок. Анализ заголовка. Виды заголовков: заголовок-тема, заголовок-основная мысль, заголовок-символ, заголовок-жанр. Заголовок и авторская позиция. Заголовок и содержание книги. Способы формулирования заголовков. (8-й кл. – название учебной хрестоматии «Дом без стен», 9-й кл. – название учебника «История твоей литературы»; названия произведений, включенных в данные учебники.) Эпиграф. Роль эпиграфа в художественном и научном тексте. Эпиграф и главная мысль. Прямое и иносказательное выражение главной мысли в эпиграфе. Осмысление эпиграфа до и после чтения. Эпиграфы оценочные, эмоциональные, проблемные. (8-й кл. – А.С. Пушкин «Капитанская дочка», 9-й кл. – А.С. Пушкин «Евгений Онегин» и др.) Источники поиска эпиграфов, отбор эпиграфа. Работа читателя. Постановка вопросов при чтении. Нахождение прямых и скрытых вопросов в тексте. Прогнозирование содержания. Выделение в тексте непонятного. Постановка вопросов. Построение цепочки вопросов как путь к постижению текста. Классификация вопросов по направленности. Вопросы внешние (кому-то) и внутренние (самому себе). Вопросы оценочные, обобщающие, причинно-следственные и др. (8-й кл. – Н.В. Гоголь «Шинель», 9-й кл. – Н.В. Гоголь «Мёртвые души» и др.). Работа читателя после чтения. Осмысление текста. Виды текстовой информации. Читательская установка. Блокировка понимания. Фактуальная информация. Подтекст и концепт, прямой и иносказательный способы их выражения. Многоступенчатость понимания текста. Роль в процессе осмысления читательского воображения. Воображение, воссоздающее и творческое. Пометки и записи при чтении. (8-й кл. – А.П. Чехов «Крыжовник», 9-й кл. – А.П. Чехов «Человек в футляре» и др.). Обработка текстовой информации. План. Деление текста на смысловые части и абзацы. Виды планов. Детализация. План как опора для воспроизведения текста. (8-й кл. – Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», (9-й кл. – Л.Н. Толстой «После бала» и др.). Тезисы. Выделение в тексте существенно значимой информации. Обоснование и доказательства – основные требования к формулируемым тезисам. Простые и сложные тезисы. Тематическая запись. Основные тезисы (главные выводы). Тезисное изложение научного текста. (9-й кл. – Ю.Н. Тынянов «Сюжет «Горе от ума» и др.). Конспект. Назначение конспекта. Виды конспектов: план-конспект, текстуальный конспект, свободный конспект, тематический конспект. Приемы сокращения текста. Хронологический конспект как особый вид записей. Опорный конспект как возможность отразить информацию в схеме. Знаки, символы, условные сокращения. Использование графики и цвета для классификации материла по уровню значимости. (9-й кл. – В.Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина» и др.). Цитирование. Способы цитирования. Виды цитат. Правильное пользование цитатным материалом с точки зрения собственного высказывания. (9-й кл. – В.Г. Белинский «Стихотворения М. Лермонтова» и др.). Выписки. Выделение в тексте наиболее существенного. Работа с карточками. Оформление записей. Условные обозначения, система сокращений. (9-й кл. – И.А. Гончаров «Мильон терзаний» и др.).
|