![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О незнатном происхождении
Печатается по: Франческо Петрарка. О средствах против счастливой и несчастливой судьбы // Антология мировой философии: Возрождение. – Минск: АСТ, 2001.
Скорбь: Я рожден незнатными родителями. Рассудок: Может быть, это положение не следует считать неприятным. Пожалуй, желательно родиться неблагородным. Ты должен иметь в виду один из [возможных] жизненных путей [при этом положении]. В самом деле, если ты решил следовать наслаждениям и идти проторенным путем по следам толпы, простительнее станет отклонение от истины из-за отсутствия домашних наставников и не будет горького упрека в том, что ты не походишь на славных родителей, потому что нет у дома твоего никакой славы, а только безвестность. Если же ты выбираешь стезю добродетели, протоптанную редкими путниками, то тем славнее ты станешь, чем из большей безвестности поднимешься. Вся слава будет проистекать из твоих дел, кто помешает? Никакую часть славы не добудет подражание. Ничто не похитят родители, деды и прадеды, советники и учителя. За все, что сделаешь хорошего, один ты пожнешь славу, одного тебя будут восхвалять, одного назовут создателем и основателем рода, чего не случилось бы, если бы ты был рожден благородным. Разве не видишь, каков тебе представился случай беспримерно прославиться: благодаря себе самому сделаться благородным, дать, а не принять благородство. Своим потомкам, чтобы они рождались благородными, ты дашь то, что твои родители не дали тебе… Скорбь: Я рожден неблагородным. Рассудок: Стремись стать благородным. Ведь вначале прикладывают труд, в конце срывают плод, если он созреет: долговечным он быть не может. < …> Скорбь: Я происхожу от неблагородных родителей. Рассудок: А Сократ, Еврипид, Демосфен? У первого из них отец был облицовщик по мрамору, а мать повивальной бабкой – у второго и мать и отец неблагородны, третий происходил не только от жалких, но и сомнительных родителей. Ваш Вергилий вышел из крестьян. И Флакк краснел оттого, что он вольноотпущенник и рожден от продавца с торгов. Оба, однако, достигли выдающейся славы и удостоились дружбы высочайшего государя, перед кем все правители склонили головы, благодаря деяниям которого рождалось все великое, на кого возлагались надежды почти всех смертных, особенно благородных, заслужить только близкое знакомство с которым было высшим стремлением лучших людей. Он сам в льстивых и сладостных письмах настоятельно добивался как чего-то великого дружбы и постоянного общения с этими двумя неблагородными мантуанцем и венузийцем, которых в Рим послала деревня, и мы полагаем, что тогда при дворе было очень много благородных, как часто находятся там бесполезные и невежественные, которым неблагородство тех вполне справедливо казалось благородным и притом завидным. Скорбь: Я происхожу от безвестных родителей. Рассудок: Эти примеры не волнуют душу. Перейду к более существенным. Марк Цицерон, как о нем написано, вышел из всаднического сословия и, будучи низкого происхождения, благодаря славным искусствам и доставляющим честь званиям пришел к консульству, и не знаю, был ли когда-нибудь другой человек консульского достоинства более полезен государству. Скорбь: Предки мои из села и неизвестны. Рассудок: Они, как вижу, этим унижены, а ты теперь стремишься к высшему. Во всяком случае, и Марий – человек из деревни, но поистине муж, как говорит его земляк Цицерон; он долго был землепашцем у марсов, а в Риме семь раз избирался консулом и стяжал выдающуюся славу, с тех пор как дважды освободил Италию от опасности и страха перед рабством, как верно сказал хотя бы тот же самый его соотечественник. И Марк Катон был мужем плебейского рода, и притом долгое время безвестным жителем маленького провинциального города, затем стал славнейшим иноземцем великого города, потом его отличным гражданином, консулом и цензором. Если недостаточно даже этих примеров, может быть, ты подумаешь о царской власти. В самом деле, низкое происхождение не запрещает надеяться достигнуть этой власти за заслуги путем избрания. Полезно вспомнить третьего, четвертого и шестого из римских царей. Тулл Гостилий, как говорят надежные авторы, даже если у других этого о нем не написано, ребенком выросший в деревенской хижине, в юности был пастухом. Тарквиний Приск происходит от иноземного торговца, вдобавок неиталийского происхождения; Сервий Туллий, рожденный то ли рабыней и притом пленной, как считают одни, то ли действительно благородной матерью, заслужил царство в Риме благодаря добродетели. И ты не будешь задаваться вопросом, если понимаешь высказывание Платона: «Всякий царь выходит из рабов, всякий раб из царей». Так смешали долгий век и судьба положение людей. Я умалчиваю о царях других народов, неожиданно вдруг поднятых диадемой вверх от стад и из ничтожнейших ремесленных мастерских. Александр Македонский сделал в Азии царем садовника, и был тот благодаря похвальным деяниям своим не последним. И напротив, я молчу о другом, как опускались с вершин царской власти вплоть до рабства. Так правит фортуна деяниями царей. Однако очень многое может сделать добродетель. Благодаря ей надежно поднимаются к высшим ступеням. Пусть знают правители, что, оставив стезю добродетели, они окажутся в колеблющемся состоянии и им будет угрожать не только упадок, но и крах. Возвращаясь к тебе, спрошу, какое же, в таком случае, несчастливое происхождение у того, у кого не отнята надежда на царствование и на счастье? < …> Скорбь: Я рожден самыми незнатными родителями. Рассудок: Думаю, что ты призываешь меня поговорить о высшей власти. Септимий Север, о котором мы сказали выше, был сам всаднического сословия, Геллий Пертинако – сыном вольноотпущенника, во всяком случае, ничтожным торговцем лесом. И тот и другой стояли во главе империи. …На то, как складывается человеческая судьба, не оказывает большого влияния высокое происхождение. Откуда бы ни происходил человек, либо судьба может наложить руку, либо добродетель. Скорбь: Слишком жалок и низок род. Рассудок: Мы привели примеры, касавшиеся достоинства человеческой власти, выше которого уже не может быть ничего другого. Остается сказать об одном, что заслуживает упоминания не благодаря империи или царству, а благодаря некоему другому, своему собственному, достоинству. … Так же и ты, имеющий низкое происхождение, чтобы возвыситься, направляй свой первый и последний шаг по следу добродетели, никуда не отклоняясь и не останавливаясь. Скорбь: Начало было низким. Рассудок: Оно осталось в прошлом, думай о том, что последует. < …> Скорбь: Род очень низок. Рассудок: Неужели же ты предпочтешь назойливое чванство? Или ты полагаешь, что тебе теперь из-за незнатного происхождения чего-то недостает, если атрий, наполненный закопченными изображениями и разбитыми статуями, и фамильный склеп с множеством полуосыпавшихся надгробных надписей не служат твоему безумию, по причине которого ты мог бы спесиво болтать на площадях о тех, которых ты не знаешь, Скорбь: Я рожден неблагородным. Рассудок: Некоторым казалось, что счастье не только родиться неблагородным, но и жить. Читал ли ты, по крайней мере у Цицерона в «Тускуланских беседах», состоящее из анапестов стихотворение могущественного царя, который хвалит старика и говорит, что тот счастлив, так как незнаменит? Также и неблагородный достигнет своего часа [с. 33–38].
|