![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как исправлять детей
Если бы я рассуждал о детях, неспособных к высокой добродетели, о тех, которые изучали бы искусства механические и рабские, я, возможно, и сказал бы, что их иной раз нужно бить. Но я против того, чтобы бить тех, которые имеют отца и учителя, с усердием стремящихся сделать их добрыми: во-первых, мне кажется это делом злым, находящимся в противоречии с природой и способным сделать души рабскими; далее, когда дети становятся взрослыми, в них иногда ослабевает (из-за этого) чувство естественной любви, если они считают побои оскорблением. Кроме того, душе хорошо настроенной достаточно будет только порицаний, так как отцовское усердие никому не позволит заходить слишком далеко туда, откуда с трудом можно извлечь. По природе наш ум настолько всеобъемлющ и настолько быстро он поворачивается в любую сторону, что не только в течение дня он способен ко многим делам, но иной раз в одно и то же время может выполнять различные действия. … Поэтому не следует желать сначала быть совершенным грамматиком, потом стать наилучшим музыкантом, затем стремиться стать скульптором или архитектором, потому что ты потерял бы уже первую дисциплину, приобретя взамен скуку, потерял бы большую часть времени и сам стал скучным. Посвятить себя многим наилучшим вещам – это и есть та цель, которая заставляет приобретать с наслаждением; сделай для себя обычным многое, воспитай себя всесторонне развитым во многих человеческих делах и как особую награду получишь то, что у тебя не будет надобности терять время на какой-то отдых, но одно искусство станет для тебя отдыхом от другого, и в занятиях ими всеми ты получишь удовольствие. Благородные искусства, о которых усердно заботились наши предки, на протяжении многих веков до такой степени иссякли, что, стыдно сказать, не в состоянии были принести ни славы, ни плодов; затем, с помощью благодати, уменья, благодаря возвышенному и замечательному уму или непрерывному усердию, рождается, как видим, тот, кто возрождает погибшее искусство; затем, сделавшись учителем, он обучает и создает учеников, которые становятся лучшими не потому, что сами по себе добиваются этого, но потому, что обучаются наилучшим учителем, подобно тем, которые перед возрождением искусств, обучаясь у злых (tristi) учителей, становились наихудшими. О литературе и свободных искусствах лучше молчать, чем говорить мало. Эти важнейшие руководительницы и настоящие наставницы любого другого доброго искусства более чем на восемьсот лет были забыты в мире до такой степени, что не нашлось никого, кто бы знал их по-настоящему и мог использовать их красоты хотя бы в наименьшей степени; так что все то, что нашли за это время написанным на бумаге или выбитым на мраморе, можно заслуженно назвать грубым невежеством [с. 133–135].
|