![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Марсилио Фичино
Печатается по: Марсилио Фичино. О моральных добродетелях // Антология мировой философии: Возрождение. – Минск: АСТ, 2001.
Mapcилиo Фичино приветствует Антонио Каниджани Поскольку ты меня часто просил составить какое-нибудь короткое сочинение о моральных добродетелях, в особенности же в похвалу великолепия (magnificentia), я подумал, что мне будет удобнее это сделать, начав, как предписывал философам Платон, с определения. …по мнению Платона, основа правильного суждения заключена в самой вещи, из которой и выводится ее определение. Итак, говоря по порядку, невинность есть чистота души, постоянная и простая, никому не приносящая вреда ни по собственному, ни по внешнему побуждению. …Невинность порождает справедливость, некую склонность человеческой воли, как говорят стоики, воздавать каждому должное. Ведь уже тем, что мы не хотим никому вредить, мы и воздаем каждому. Основа же справедливости – верность, т. е. постоянство и истинность в словах и делах. Ведь никто никому не может воздать должное, если он не исполняет обещанное, а это достигается с помощью верности. Последняя же вместе сосправедливостью проистекает из невинности. За справедливостью следуют щедрость и великолепие. Ведь когда та склонность ума, к действию которой мы отнесли справедливость, возрастает и дает людям не только то, что предписывают законы, но также то, что предписывает чувство человечности, тогда из этого источника проистекают благодеяние, щедрость, великолепие. Эти добродетели между собой различаются тем, что первая помогает советом, участием, словом, делом, способностями; другие же две больше связаны с денежными делами. И разница между щедростью и великолепием в том, что щедрость есть добродетель, все же сохраняющая умеренность в обычных частных тратах, а великолепие, о чем говорит само имя, проявляется в больших общественных расходах. Дружба есть присущая уму склонность выказывать любовь к другим из-за добродетели. Она проистекает из всех добродетелей, и главным образом из тех, которые направлены на других. Из всех добродетелей самая важная – великолепие; поэтому надлежит ее рассматривать первой, так как, если другие касаются только незначительных дел, хотя и не исключаются дела более крупные, великолепие заключается или в общественных, или в выдающихся, или даже в божественных делах. Кроме того, если добродетелям свойственно сохранять общность человеческого рода, конечно, важнейшей из них будет великолепие, заботящееся не только о частном, но даже и много больше об общественном благополучии. Ведь оно проявляется в общественных расходах и таким образом помогает и государствам и народам.
Печатается по: Марсилио Фичино. В чем состоит счастье, какие оно имеет ступени, о его вечности // Возрождение. – Минск: АСТ, 2001.
Марсилио Фичино приветствует великодушного Лоренцо Медичи После нашего недавнего и подробного обсуждения в Кареджи разных аспектов счастья, ведомые разумом к цели, мы в конечном итоге пришли к одному и тому же заключению. < …> Есть три вида блага, т. е. блага Фортуны, тела и души. Блага Фортуны – то богатство, почести, известность и власть. Богатство не является высшим благом, как полагал Мидас, ибо не его самое ищут, но удобства души и тела. < …> Блага тела – это сила, здоровье и красота. Сила и здоровье не являются высшим благом, как полагал Милан Кротонский, ибо всякая малость наносит нам ущерб. Нет его и в красоте, столь прославляемой Гериллом, так как еще не было человека, который мог бы удовлетвориться только тем, что он красив, и красота скорее благо для других, чем для того, кому она принадлежит. Блага души делятся на блага неразумной и разумной частей души. К благам неразумной относятся восприимчивость и наслаждение чувств. Аристипп думал, что в этих двух вещах заключено высшее благо, мы же считаем, что счастье не пребывает ни в одной из них. На самом деле оно не может заключаться в восприимчивости чувств, как потому, что в этом нас превосходят многие звери, так и потому, что оно приносит нам не только наслаждение, но и часто вызывает отвращение. В наслаждении чувств его также нет, ибо этому наслаждению всегда предшествует страстное желание, его сопровождает сомнение и за ним следует раскаяние. Далее, некоторые хорошие качества разумной части души называются естественными благами, как-то: острый ум, память, смелая и готовая к действию воля. Но не в них заключается счастье, так как для того, кто хорошо их использует, они хороши, а кто плохо – плохи. Есть и другие качества разумной части души, называемые приобретенными благами, – моральные и созерцательные добродетели. Заключается ли счастье в нравах, как полагали стоики и киники? Конечно нет, ибо действия моральных добродетелей, каковыми являются умеренность и выносливость, сопряжены с трудностями и тяготами. Цель же, к которой мы стремимся, находится не в тяготах, но в покое, так как мы занимаемся делами, чтобы потом спокойно отдохнуть, и воюем мы, чтобы жить в мире. Сверх того, добрые нравы никогда не приобретают ради них самих, но лишь как средство для очищения и успокоения души. И спокойствие не является пределом счастья, как думали эпикурейцы, поскольку спокойствие души дается для созерцания истины, подобно тому как чистота воздуха соотносится с лучом солнца. Теперь – находится ли это блаженство в созерцательных добродетелях, такой, например, как созерцание истины? Разумеется, да. Но одно дело – созерцание вещей, так сказать, поднебесных, другое – небесных, третье – наднебесных. Демокрит ставил целью созерцание поднебесных вещей; Анаксагор не хотел останавливаться на этом, так как вещи небесные более достойны созерцания, чем поднебесные. Но он решил удовлетвориться созерцанием вещей небесных, ибо, по его словам, он рожден был для созерцания неба, и утверждал, что небо – его родина. Аристотель это отверг, так как рассмотрение вещей наднебесных казалось ему намного более достойным. Он думал, что блаженство состоит в высшей деятельности высшей потенции по отношению к высшей цели. Но ведь одно, согласно этим философам, может предпринять душа, связанная с телом, и совсем другое – душа, не связанная с телом. Аристотель полагал, что человек в первом состоянии счастлив. …Согласно Платону, истинное блаженство принадлежит душе, отделенной от тела и созерцающей божественные вещи. К ним относятся ангелы и Бог. < …> Итак, высшее благо – Бог, а блаженство – в наслаждении Богом, а наслаждаемся мы посредством воли, так как она нас ведет к Богу, и мы, любя Его и радуясь Ему, поднимаемся до Него и обращаемся к Нему. Различные души наслаждаются различными добродетелями и идеями Бога, причем каждая душа наслаждается главным образом той добродетелью, которую больше других в этой жизни любит, насколько в ее силах, ей подражая. …И если душа, будучи вовлечена в движение тела, избирает счастье, свободное от всякого изменения, то она его достигнет значительно полнее, когда она будет выше движения; и не смогут низшие части души отвлекать высшие от их состояния, ибо они уступят высшим навсегда с того момента, как душа обратится к бесконечному существованию Бога. Если же душа покинет это состояние, то или она не знает, что делает, и в этом случае она не может быть блаженной, поскольку она невежественна; или же она понимает это, и в этом случае она также не может быть блаженной, так как она слаба и боязлива. Итак, всегда наслаждается Богом тот, кто однажды Им наслаждался.
|