Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ларец-реликварий св. Валерии. Франция, Лимож. Около 1175. Дерево, медь, выемчатая эмаль; гравировка, золочение.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Прикладное искусство Западной Европы XI-XV вв (зал № 259). Коллекция памятников прикладного искусства Западной Европы эпохи Средневековья экспонируется в Романовской галерее Малого Эрмитажа. В экспозиции представлены предметы церковной утвари, мебель, шпалеры, витражи, работы эмальеров Лиможа, художественные изделия из керамики, металла, резной кости. Коллекция памятников прикладного искусства Западной Европы эпохи Средневековья экспонируется в Романовской галерее Малого Эрмитажа. В ее составе предметы церковной утвари: ларцы-реликварии, монстранцы, епископские посохи, процессионные кресты, резные костяные пластины со светскими и религиозными сюжетами, вырезанные из слоновой кости фигурки Мадонны с Младенцем. В собрании работ мастеров г. Лимож особое место занимает ларец со сценами из истории о св. Валерии. Уникальна созданная в испано-мавританском стиле керамическая ваза Фортуни (XIV в.). В экспозиции представлены также мебель, шпалеры, витражи, художественные изделия из металла. Ларец-реликварий св. Валерии. Франция, Лимож. Около 1175. Дерево, медь, выемчатая эмаль; гравировка, золочение. Ларец-реликварий служил вместилищем для частицы мощей св. Валерии - покровительницы Аквитании, обезглавленной по приказу герцога Этьена. На лицевой стороне представлена в эпизодах история ее мученической смерти, на обороте - полуфигуры апостолов и сцена поклонения волхвов. Свободная передача движений и элегантные вытянутые силуэты персонажей, внимание к деталям (прическа Валерии, восточное лицо и тюрбан палача), тонкий гравированный орнамент " вермикуле" говорят о незаурядном таланте мастера. Ваза «Фортуни» (керамика, роспись люстром), Малага XIV в. Вазу под названием «Фортуни» Особый интерес представляют получившие мировую известность так называемые альгамбрские вазы, созданные во второй половине 14 в. в Малаге и, по-видимому, предназначенные для украшения Гранадского дворца. Это массивные сосуды яйцевидной формы, сильно суженные книзу, с плоскими, несколько напоминающими крылья ручками. Поверхность ваз покрыта люстровым орнаментом в виде горизонтальных фризов. Мощная пластичность ясных округлых объемов сочетается в альгамбрских вазах с изяществом и мягкостью очертаний. К числу наиболее ранних и художественно совершенных принадлежит так называемая ваза Фортуни, хранящаяся в Эрмитаже. Широкую славу в 15 в. приобрели фаянсовые изделия из Валенсии с их звучным сочетанием темно-синего и золота. В период поздней готики изображения Мадонны делались более живыми и изящными. На первый план выходит тема материнства - это уже не недоступная богиня, а женщина, любующаяся своим Младенцем и готовая понять и простить всех страждущих, стать им заступницей перед своим божественным Сыном. Слоновая кость особенно подходила для таких статуэток, так как светлый цвет материала и тонкость резьбы ассоциировались с чистотой и нежностью этого чудесного образа. Искусные изделия из кости коллекционировали обеспеченные люди Центральной Европы. Многие из них содержали т.н. кунсткамеры (чего не избежал и Петр I), где выставляли свои коллекции для всеобщего обозрения. Точно так же набожные люди, монастыри, церковные казначейства коллекционировали объекты религиозной направленности. Они собирали небольшие скульптуры, особенно изображающие Страсти Христовы, непревзойденный материалом для передачи которых стала слоновая кость. Обязательной деталью убранства домашнего алтаря в богатых городских домах стало вырезанное из кости изображение мадонны с младенцем.
|