Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ларец-реликварий св. Валерии. Франция, Лимож. Около 1175. Дерево, медь, выемчатая эмаль; гравировка, золочение.






Прикладное искусство Западной Европы XI-XV вв (зал № 259).

Коллекция памятников прикладного искусства Западной Европы эпохи Средневековья экспонируется в Романовской галерее Малого Эрмитажа. В экспозиции представлены предметы церковной утвари, мебель, шпалеры, витражи, работы эмальеров Лиможа, художественные изделия из керамики, металла, резной кости. Коллекция памятников прикладного искусства Западной Европы эпохи Средневековья экспонируется в Романовской галерее Малого Эрмитажа. В ее составе предметы церковной утвари: ларцы-реликварии, монстранцы, епископские посохи, процессионные кресты, резные костяные пластины со светскими и религиозными сюжетами, вырезанные из слоновой кости фигурки Мадонны с Младенцем. В собрании работ мастеров г. Лимож особое место занимает ларец со сценами из истории о св. Валерии. Уникальна созданная в испано-мавританском стиле керамическая ваза Фортуни (XIV в.). В экспозиции представлены также мебель, шпалеры, витражи, художественные изделия из металла.

Ларец-реликварий св. Валерии. Франция, Лимож. Около 1175. Дерево, медь, выемчатая эмаль; гравировка, золочение.

Ларец-реликварий служил вместилищем для частицы мощей св. Валерии - покровительницы Аквитании, обезглавленной по приказу герцога Этьена. На лицевой стороне представлена в эпизодах история ее мученической смерти, на обороте - полуфигуры апостолов и сцена поклонения волхвов. Свободная передача движений и элегантные вытянутые силуэты персонажей, внимание к деталям (прическа Валерии, восточное лицо и тюрбан палача), тонкий гравированный орнамент " вермикуле" говорят о незаурядном таланте мастера.

Ваза «Фортуни» (керамика, роспись люстром), Малага XIV в.

Вазу под названием «Фортуни»
Сохранили руки Фатимы –
Так задумал древний каллиграф,
Время доказало – он был прав;
Плоть от плоти, дочь Пророка Фатима,
Ты от боли исцелить могла,
Но могла ли исцелить ты от любви?
Дух испанской вазы, дай ответ…
И в ответ я услыхала – «нет…».

Особый интерес представляют получившие мировую известность так называемые альгамбрские вазы, созданные во второй половине 14 в. в Малаге и, по-видимому, предназначенные для украшения Гранадского дворца. Это массивные сосуды яйцевидной формы, сильно суженные книзу, с плоскими, несколько напоминающими крылья ручками. Поверхность ваз покрыта люстровым орнаментом в виде горизонтальных фризов. Мощная пластичность ясных округлых объемов сочетается в альгамбрских вазах с изяществом и мягкостью очертаний. К числу наиболее ранних и художественно совершенных принадлежит так называемая ваза Фортуни, хранящаяся в Эрмитаже. Широкую славу в 15 в. приобрели фаянсовые изделия из Валенсии с их звучным сочетанием темно-синего и золота.

В период поздней готики изображения Мадонны делались более живыми и изящными. На первый план выходит тема материнства - это уже не недоступная богиня, а женщина, любующаяся своим Младенцем и готовая понять и простить всех страждущих, стать им заступницей перед своим божественным Сыном. Слоновая кость особенно подходила для таких статуэток, так как светлый цвет материала и тонкость резьбы ассоциировались с чистотой и нежностью этого чудесного образа.
Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства.
Для резьбы в широком смысле этого слова может использоваться практически любая кость.
Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.), Трубчатая берцовая кость крупных копытных - цевка (верблюд, корова, лошадь), Бивень (мамонт или слон), Зуб кашалота, Клык моржа, Рог носорога, Рог нарвала.
амый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта. Трубчатое строение цевки сильно ограничивает ее использование для скульптурной резьбы. Впрочем, из-за своей дешевизны в настоящее время ее широко используют многие резчики. В России преимущественно используется коровья цевка, в странах Азии – цевка верблюда.
Часто цевку используют для имитации или подделки бивня мамонта. Впрочем, бивень очень легко отличить. Обычно он желтоватого или коричневатого, неоднородного цвета с годовыми кольцами, как на спиле ствола дерева. Трещины на такой кости – обычное явление и не являются значительным дефектом, потому что бивень легко впитывает влагу из воздуха. Кроме того, на изделиях из бивня мамонта часто сохраняются следы внешнего слоя бивня – так называемой «корки», похожей на древесную кору. Цевка всегда однородного ярко-белого цвета, на ней нет прожилок, ее легко отличить по характерной цилиндрической пустотелой форме, либо изделие сборное и склеено из пластин. Главное же отличие – это «сетка» на поперечном срезе. Она образована сетью тонких каналов с нервными волокнами. На бивне слона тоже можно заметить такую сетку, но она выглядит по-другому – линии пересекаются под более тупым углом.
Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% - ввозимый из России ископаемый бивень мамонта. Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента.
Золотой век резьбы по кости пришелся на 1230 – 1380 гг., когда расширение ее поставок в Европу способствовало ее удешевлению и доступности. Сценами из популярных романов, подвиги Ланселота и многие другие сюжеты украшали зеркала, гребенки, шкатулки из слоновой кости. Скульптуры из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями.

Искусные изделия из кости коллекционировали обеспеченные люди Центральной Европы. Многие из них содержали т.н. кунсткамеры (чего не избежал и Петр I), где выставляли свои коллекции для всеобщего обозрения. Точно так же набожные люди, монастыри, церковные казначейства коллекционировали объекты религиозной направленности. Они собирали небольшие скульптуры, особенно изображающие Страсти Христовы, непревзойденный материалом для передачи которых стала слоновая кость. Обязательной деталью убранства домашнего алтаря в богатых городских домах стало вырезанное из кости изображение мадонны с младенцем.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал