Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Александр Пыжиков 37 страница






 

Статья 190. Вновь избранный Правительственный Совет СССР представляет Верховного Народному Совету СССР заявление о программе своей деятельности.

 

Статья 191. Правительственный Совет СССР:

1) организует и обеспечивает исполнение законов СССР и актов Президиума Верховного Народного Совета СССР;

2) обеспечивает централизованное плановое руководство народным хозяйством, проведение единой государственной политики в области развития науки и технического прогресса;

3) принимает меры по дальнейшему развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, других отраслей народного хозяйства, социально-культурного строительства;

4) обеспечивает неуклонный рост народного благосостояния;

5) организует выполнение государственного плана развития народного хозяйства СССР и исполнение государственного бюджета СССР; вносит, с последующим утверждением Верховным Народным Советом СССР, частичные изменения в Государственный план развития народного хозяйства СССР и в Государственный бюджет СССР в связи с достижениями технического прогресса, открытием новых естественных богатств, изменениями международной обстановки и иными непредвиденными обстоятельствами;

6) утверждает по представлению Правительственных Советов союзных республик образование межреспубликанских органов государственного управления союзных республик, направляет и координирует деятельность этих органов, определяет порядок их взаимоотношений с органами государственного управления союзных республик;

7) руководит кредитно-денежной системой;

8) проводит единую политику цен;

9) осуществляет руководство в области организации и оплаты труда;

10) обеспечивает охрану социалистической собственности, соблюдение государственной дисциплины, прав и интересов граждан и общественных организаций;

11) устанавливает единую систему мер и весов;

12) принимает меры по укреплению общественного порядка и государственной безопасности;

13) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами;

14) руководит внешней торговлей, экономическим, научно-техническим и культурным сотрудничеством с зарубежными странами;

15) обеспечивает обороноспособность страны, осуществляет руководство строительством Вооруженных Сил СССР.

Правительственный Совет СССР может принять к своему разрешению любой вопрос, отнесенный к ведению подчиненных ему государственных органов СССР.

 

Статья 192. При осуществлении своих полномочий Правительственный Совет СССР может образовать из своего состава постоянные и временные органы.

 

Статья 193. Правительственный Совет СССР в случае необходимости образует специальные органы управления по отдельным вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

 

Статья 194. Правительственный Совет СССР на основе и во исполнение законов СССР и других актов Верховного Народного Совета СССР, а также декретов и указов Президиума Верховного Народного Совета СССР издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории всех союзных республик.

 

Статья 195. Правительственный Совет СССР вправе отменять акты подчиненных ему государственных органов, а также приостанавливать действие актов Правительственных Советов союзных республик по вопросам, отнесенным к ведению Союза ССР.

 

Статья 196. В заседаниях Правительственного Совета СССР могут принимать участие представители общесоюзных органов общественных организаций. Общественные организации в лице их общесоюзных органов могут вносить вопросы на рассмотрение Правительственного Совета СССР.

 

Статья 197. Для координации и руководства отраслями государственного управления СССР образуются государственные комитеты СССР и министерства СССР.

Государственные комитеты СССР осуществляют координацию, планирование и контроль в управлении отдельными отраслями народного хозяйства и социально-культурного строительства.

Министерства СССР осуществляют руководство отдельными отраслями государственного управления.

Статья 198. Государственные комитеты СССР, министерства СССР и другие органы государственного управления СССР являются общесоюзными, союзно-республиканскими или межреспубликанскими.

Общесоюзные органы государственного управления СССР руководят порученными им отраслями управления, отнесенными к исключительному ведению Союза ССР, непосредственно или через образуемые ими органы.

Союзно-республиканские органы государственного управления СССР осуществляют руководство порученными им отраслями управления, как правило, через соответствующие органы союзных республик и непосредственно управляют предприятиями по списку, утвержденному Президиумом Верховного Народного Совета СССР.

Межреспубликанские органы государственного управления СССР осуществляют руководство порученными им отраслям управления на территории нескольких союзных республик в тесном контакте с Правительственными Советами этих республик, управляя подведомственными предприятиями и организациями как непосредственно, так и через свои органы, подчиненные одновременно Правительственным Советам союзных республик.

 

Статья 199. Государственный комитет СССР состоит из председателя комитета, его заместителей, руководящих работников комитета, представителей других государственных органов и общественных организаций, передовиков производства, деятелей науки, техники и культуры.

В составе министерства СССР образуется коллегия, которая состоит из председателя коллегии — министра и членов коллегии — заместителей министра, руководящих работников министерства, представителей других государственных органов и общественных организаций, передовиков производства, деятелей науки, техники и культуры.

В состав государственных комитетов СССР и коллегий министерств СССР могут включаться представители соответствующих государственных органов союзных республик.

Состав государственных комитетов СССР и коллегий министерств СССР утверждается Правительственным Советом СССР.

 

Статья 200. Государственные комитеты СССР, министерства СССР и другие подчиненные Правительственному Совету СССР органы государственного управления СССР на основе и во исполнение законов СССР и других актов Верховного Народного Совета СССР, указов Президиума Верховного Народного Совета СССР, постановлений и распоряжений Правительственного Совета СССР издают постановления, приказы и инструкции.

Действие этих актов может быть приостановлено на территории союзной республики Правительственным Советом союзной республики в случае их противоречия законам союзной республики, о чем немедленно сообщается Правительственному Совету СССР.

Союзно-республиканские органы государственного управления СССР вправе приостанавливать действие актов соответствующих органов государственного управления союзных республик с доведением об этом до сведения Правительственного Совета союзной республики.


РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

СОЮЗНАЯ РЕСПУБЛИКА

 

Глава XVI

Союзная республика — суверенное государство

 

Статья 201. Союзная республика есть суверенное государство, добровольно объединившееся с другими равноправными союзными республиками в Союз ССР.

 

Статья 202. Союзная республика имеет свою конституцию, построенную на основе Конституции СССР и учитывающую особенности республики.

 

Статья 203. Территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия.

Союзная республика устанавливает административно-территориальное устройство республики.

 

Статья 204. Союзная республика имеет свое гражданство и право приема в гражданство.

Граждане других союзных республик пользуются на территории любой союзной республики равными правами с гражданами этой республики.

 

Статья 205. Союзная республика сохраняет за собой право свободного выхода из СССР.

Изменение, ограничение или отмена этого права не могут быть произведены без согласия всех союзных республик.

 

Статья 206. Союзная республика имеет право осуществлять дипломатические и экономические сношения, а также культурные связи с иностранными государствами.

 

Статья 207. Союзная республика вправе иметь свои республиканские войсковые формирования.

 

Статья 208. Союзная республика имеет свое представительство в высших государственных органах СССР.

 

Статья 209. Союзная республика имеет народнохозяйственных план и государственный бюджет республики.

 

Статья 210. Союзная республика может участвовать в создании межреспубликанских хозяйственных и иных государственных органов.

 

Статья 211. Союзная республика по всем вопросам, кроме отнесенных согласно настоящей Конституции к ведению СССР, осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя свой суверенитет.

Суверенные права союзной республики охраняются и гарантируются Союзом ССР.

 

Статья 212. В состав союзных республик, на территории которых компактно проживают другие нации и народности, входят автономные республики, автономные области и автономные округа.

 

Статья 213. Автономная республика имеет свою конституцию, построенную на основе Конституции СССР и Конституции союзной республики и учитывающую особенности автономной республики.

 

Статья 214. Правовое положение автономных областей и автономных округов определяется законом союзной республики.

 

Глава XVII

Основы построения органов государственной власти

союзной республики

 

Статья 215. Высшим органом государственной власти союзной советской социалистической республики является Верховный Народный Совет союзной республики — представительный орган народа союзной республики. Верховный Народный Совет союзной республики — высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган союзной республики.

 

Статья 216. Верховный Народный Совет союзной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года по нормам представительства, устанавливаемым Конституцией союзной республики.

Автономным республикам, автономным областям и автономным округам обеспечивается представительство в Верховном Народном Совете союзной республики в порядке и по нормам, устанавливаемым Конституцией союзной республики.

 

Статья 217. Верховный Народный Совет союзной республики вправе решать любой вопрос, отнесенный к ведению союзной республики.

Полномочия Верховного Народного Совета союзной республики определяются конституцией союзной республики.

 

Статья 218. Верховный Народный Совет союзной республики образует постоянные комиссии по основным отраслям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также, когда сочтет необходимым, — временные комиссии.

 

Статья 219. Верховный Народный Совет союзной республики избирает Президиум Верховного Народного Совета союзной республики.

Состав и полномочия Президиума Верховного Народного Совета определяются Конституцией союзной республики.

Президиум Верховного Народного Совета ответствен перед Верховным Народным Советом союзной республики и ему подотчетен.

 

Статья 220. Верховный Народный Совет союзной республики избирает Правительственный Совет союзной республики.

Состав и полномочия Правительственного Совета союзной республики определяются конституцией союзной республики.

Правительственный Совет союзной республики ответствен перед Верховным Народным Советом союзной республики, а в период между сессиями Верховного Народного Совета подотчетен его Президиуму.

 

Статья 221. Верховный Народный Совет союзной республики образует союзно-республиканские и республиканские государственные комитеты, министерства и иные органы государственного управления в порядке, предусмотренном конституцией республики.

Союзно-республиканские государственные комитеты, министерства и иные органы государственного управления союзной республики руководят порученной им отраслью, подчиняясь Правительственному Совету союзной республики и соответствующему союзно-республиканскому государственному комитету или министерству СССР.

Республиканские органы государственного управления руководят порученной им отраслью, непосредственно подчиняясь Правительственному Совету союзной республики.

 


Глава XVIII

Основы построения органов государственной власти

автономной республики

 

Статья 222. Высшим органом государственной власти автономной советской социалистической республики является Народный Совет автономной республики — представительный орган народа автономной республики.

Народный Совет автономной республики — высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган автономной республики.

 

Статья 223. Народный Совет автономной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года по нормам представительства, устанавливаемым конституцией автономной республики.

 

Статья 224. Полномочия Народного Совета автономной республики определяются Конституциями союзной и автономной республик.

 

Статья 225. Народный Совет автономной республики избирает постоянные комиссии по основным отраслям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также, когда сочтет необходимым, — временные комиссии.

 

Статья 226. Народный Совет автономной республики избирает Президиум Народного Совета и Правительственный Совет автономной республики. Полномочия Президиума Народного Совета и Правительственного Совета автономной республики определяются конституциями союзной и автономной республик.

 

Глава XIX

Основы построения местных Народных Советов

 

Статья 227. Народные Советы в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, поселках городского типа и селах являются органами государственной власти.

Местные Народные Советы осуществляют местное самоуправление, окончательно решают все вопросы местного значения в пределах своей компетенции, устанавливаемой законодательством союзных и автономных республик, а также участвуют в решении вопросов республиканского и союзного значения.

Местные Народные Советы принимают решения в пределах прав, предоставленных им законом.

 

Статья 228. Местные Народные Советы избираются гражданами, проживающими на обслуживаемой соответствующими местным Народным Советом территории, сроком на два года по нормам представительства, устанавливаемым избирательными законами союзных и автономных республик.

 

Статья 229. Местные Народные Советы образуются по производственному и территориальному принципам, устанавливаемым законодательством союзных и автономных республик.

 

Статья 230. Местные Народные Советы руководят на своей территории хозяйственным и социально-культурным строительством; рассматривают и утверждают планы развития местного хозяйства и местный бюджет, а также отчеты об их исполнении; обеспечивают соблюдение законов, охрану прав граждан и охрану общественного порядка; содействуют укреплению обороноспособности страны; ведут работу по коммунистическому воспитанию трудящихся.

 

Статья 231. Местные Народные Советы в своей деятельности подотчетны и подконтрольны непосредственно своим избирателям, а также вышестоящим Народным Советам.

 

Статья 232. Местные Народные Советы избирают из числа депутатов постоянные и временные комиссии. В состав комиссий могут также быть избраны представители общественных организаций и отдельные граждане, не являющиеся депутатами Народного Совета.

На решение постоянных комиссий местных Народных Советов, в соответствии о законодательством союзных и автономных республик, могут передаваться вопросы, относящиеся к ведению подчиненных Народным Советам и их Президиумам органов государственного управления.

 

Статья 233. Местные Народные Советы избирают из числа депутатов исполнительно-распорядительные органы — Президиумы Народных Советом, а также образуют при них отделы, управления и инспекции для руководства отдельными отраслями государственного управления.

 

Состав и полномочия Президиумов местных Народных Советов, а также порядок образования и деятельности отделов, управлений и инспекций определяются конституциями и законодательством союзных и автономных республик.

Президиумы Народных Советов ответственны перед избравшими их Народными Советами и подотчетны им, а также подотчетны исполнительно-распорядительным органами вышестоящих Народных Советов.

 

Статья 234. Отдельные полномочия Президиумов сельских, поселковых, городских и районных Народных Советов могут быть, в соответствии с законодательством союзных и автономных республик, возложены на общественные комитеты, избираемые народными собраниями населенных пунктов либо микрорайонов, расположенных на территории Совета. В состав этих комитетов, действующих на общественных началах, входят депутаты местных Народных Советов, работающие или проживающие в соответствующем населенном пункте или микрорайоне.

 

Статья 235. Местные Народные Советы и их Президиумы созывают народные собрания и вносят на их рассмотрение вопросы местного и общегосударственного значения.


 

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

ОХРАНА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЗАКОННОСТИ

И ПРАВОПОРЯДКА

 

Глава XХ

Социалистическая законность

 

Статья 236. Социалистическая законность охраняет общественный и государственный строй СССР, права и свободы советских граждан, неприкосновенность личности, социалистическую собственность, права и интересы государственных, кооперативных и общественных организаций; воспитывает граждан СССР в духе уважения к советским законам и правилам социалистического общежития.

 

Статья 237. Общенародная социалистическая законность — едина для всего Союза ССР.

 

Статья 238. Точное соблюдение советских законов является обязанностью каждого гражданина СССР, должностных лиц, всех государственных органов, предприятий и учреждений, кооперативных и общественных организаций.

 

Статья 239. Граждане СССР, их производственные (трудовые) коллективы и общественные организации заботятся об укреплении социалистической законности, участвуют в охране общественного правопорядка и в этих целях создают народные дружины, товарищеские суды, а также иные органы; выделяет представителей общественности для участия в рассмотрении народными судами гражданских и уголовных дел.

Общественные организации и коллективы трудящихся в целях перевоспитания и исправления правонарушителей или лиц, которые не соблюдают правила социалистического общежития, применяют к ним меры убеждения, общественного воздействия, иные, основанные на законе, меры воспитательного характера, а также установленные законом меры принуждения.

Все лица, коллективы трудящихся и общественные организации, участвующие в охране социалистического правопорядка, находятся под защитой закона.

 

 

Глава XXI

Социалистическое правосудие

 

Статья 240. Правосудие в СССР осуществляется исключительно судами: Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, Судами автономных республик, краевыми и областными судами, судами автономных областей и автономных округов, районными (городскими) народными судами, а также военными трибуналами.

 

Статья 241. Правосудие в СССР осуществляется в строгом соответствии с законом, на началах полного равенства всех граждан перед законом и судом.

 

Статья 242. Применяемое судом наказание, являясь карой за совершенное преступление, вместе с тем имеет целью исправление и перевоспитание осужденных, а также предупреждение совершения новых преступлений.

Основной исправления и перевоспитания осужденных является общественно полезный труд.

 

Статья 243. Дела во всех судах рассматриваются коллегиально, с участием народных заседателей. Количество народных заседателей, участвующих в судебном заседании, устанавливается законом в зависимости от сложности дела, а также от степени общественной опасности правонарушения.

 

Статья 244. При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели равноправны, независимы и подчиняются только закону. Никто не может вмешиваться в деятельность судов при разрешении ими судебных дел.

 

Статья 245. Разбирательство дел во всех судах открытое. Исключения из этого правила допускаются в соответствии с законом.

 

Статья 246. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

 

Статья 247. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики, автономной области или автономного округа с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать в суде на родном языке.

 

Статья 248. Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей и их отчетности перед народными собраниями или Народными Советами, их избравшими.

Народные собрания и соответствующие Народные Советы имеют право на досрочный отзыв судей и народных заседателей.

Порядок выборов судей и народных заседателей их отзыва определяется законом.

 

Статья 249. Верховный Суд СССР избирается Верховным Народным Советом СССР сроком на четыре года.

В состав Верховного Суда СССР входят председатели Верховных Судов союзных республик по должности.

 

Статья 250. Верховные Cуды союзных республик, Суды автономных республик, краевые и областные суды, суды автономных областей и автономных округов избираются соответствующими Народными Советами сроком на четыре года.

 

Статья 251. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на народных собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а также на собраниях военнослужащих — по воинским частям, сроком на два года.

 

Статья 252. Высшим судебным органов СССР является Верховный Суд СССР. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за осуществлением правосудия судебными органами союзных республик в пределах, установленных законов, а также за деятельностью военных трибуналов.

 

Глава XXII

Прокурорский надзор

 

Статья 253. Надзор от имени государства за точным исполнением законов всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и учреждениями, местными органами власти и управления, общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на органы прокуратуры.

Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

 

Статья 254. Органы прокуратуры осуществляют свои функции по надзору за законностью независимо от каких бы то ни было местных органов. Никто не может вмешиваться в деятельность органов прокуратуры или препятствовать осуществлению их обязанностей.

Органы прокуратуры обязаны своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, а также строго следить за тем, чтобы правонарушения и посягательства на общественный и государственный строй СССР, на права и законные интересы граждан, государственных, кооперативных и общественных организаций преследовались по закону.

 

Статья 255. Генеральный прокурор СССР избирается Верховным Народным Советом СССР сроком на четыре года.

Генеральный прокурор СССР ответствен перед Верховным Народным Советом СССР и силу подотчетен, а в период между сессиями Верховного Народного Совета СССР — подотчетен Президиуму Верховного Народного Совета СССР.

 

Статья 256. Прокуроры союзных республик избираются Верховными Народными Советами союзных республик сроком на четыре года.

Прокурор союзной республики подотчетен Верховному Народному Совету республики, а в период между сессиями Верховного Народного Совета — Президиуму Верховного Народного Совета республики, а также Генеральному прокурору СССР.

 

Статья 257. Прокуроры автономных республик, краев, областей и автономных областей назначаются прокурорами союзных республик с утверждения Генерального прокурора СССР сроком на четыре года.

Прокуроры автономных округов, городов и районов назначаются прокурорами союзных республик сроком на четыре года.

 

Статья 258. В составе Прокуратуры СССР и в прокуратурах союзных республик образуются коллегии на правах совещательных органов.

 

 

Состав коллегии Прокуратуры СССР утверждается Президиумом Верховного Народного Совета СССР, а состав коллегий прокуратур союзных республик — Президиумами Верховных Народных Советов соответствующих союзных республик по согласованию с Генеральным прокурором СССР.

 

Глава XXIII

Народный контроль

 

Статья 259. Народный контроль за деятельность государственных, хозяйственных организаций, предприятий, учреждений и должностных лиц во всех областях жизни общества осуществляется гражданами СССР, органами партийно-государственного контроля и общественными организациями трудящихся.

 

Статья 260. Народный контроль имеет целью:

— проверку исполнения законов, обеспечение бережного отношения к народному достоянию, соблюдения государственной, плановой и договорной дисциплины;

— пресечение злоупотреблений властью, искоренение бюрократизма и волокиты;

— содействие совершенствованию государственного аппарата, воспитанию кадров в духе морального кодекса строителей коммунизма.

 

Статья 261. Народный контроль осуществляется как путем периодической отчетности руководителей предприятий, учреждений и организаций на народных собраниях рабочих, служащих, колхозников и граждан по месту их работы или жительства, так и через постоянно действующую систему органов народного контроля.

На предприятиях, в учреждениях, совхозах и колхозах создаются группы содействия партийно-государственному контролю, избираемые на собраниях коллективов трудящихся.

 

Статья 262. Постоянно действующая система органов народного контроля возглавляется Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Правительственного Совета СССР.

 

Статья 263. Органы партийно-государственного контроля осуществляют свою деятельность на основе широкой гласности, координируют и объединяют контрольную работу всех ведомств и общественных организаций.


РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ

ОТНОШЕНИЯ СССР С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

 

Глава XХIV

Основные начала внешней политики СССР

 

Статья 264. Союз Советских Социалистических Республик стремится к установлению и развитию добрососедских и дружественных отношений со всеми странами на началах взаимности, строгого уважения суверенитета, равноправия и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств.

 

Статья 265. Союз Советских Социалистических Республик последовательно борется за прочный мир во всем мире; отвергает войну как средство международной политики, добивается разрешения споров между государствами исключительно мирными средствами, путем переговоров.

Пропаганда войны на территории Советского Союза карается законом. Лица, виновные в такой пропаганде, подлежат наказанию как опасных преступники.

 

Статья 266. Союз Советских Социалистических Республик руководствуется принципами мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим строем, последовательно отстаивает международный правопорядок, неуклонное соблюдение добровольно принятых обязательств и договоров между государствами.

 

Статья 267. Союз Советских Социалистических Республик постоянно стремится расширять экономические связи, научно-технического и культурное сотрудничество со всеми странами.

В своих экономических отношениях с другими государствами СССР соблюдает принципы равноправия, суверенитета и взаимной выгоды.

Внешняя торговля, иные экономические связи, научно-техническое и культурное сотрудничество СССР с зарубежными странами развиваются на основе международных договоров и соглашений.

СССР строит свои внешнеэкономические отношения на основе государственной монополии.

 

Статья 268. Союз Советских Социалистических Республик последовательно выступает за уничтожение всех форм колониального угнетения; считает своим священным долгом оказание помощи народам, борющимся против колониализма, за национальное освобождение, завоевание и укрепление политической и экономической независимости; осуществляет со странами, освободившимися от колониальной зависимости, широкое политическое, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал