Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философско-педагогический реализм, традиционные модели воспитанияРеализм в воспитании человека исходит из положений о передаче воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, истины и ценностей культуры через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей их присвоения. Воспитание должно строиться как помощь воспитаннику в осознании того, что естественным образом побуждает его поведение и деятельность. Приоритет отдается методам воспитательного воздействия на сознание воспитанника и практическую деятельность, недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности, принижается роль знаний о самом человеке в процессе его воспитания, не признается его право на иррациональность в поступках, в жизнедеятельности. В то же время, как и любая социологически ориентированная теория, данная теория не предусматривает (или же сознательно игнорирует) субъективное отношение человека и к социальному (педагогическому) воздействию, и пониманию, признанию, приятию содержания той или иной социальной роли. В книге «Бегство от свободы» отмечал (применительно к философским и идеологическим теориям), что «любая мысль – истинная или ложная – мотивируется субъективными потребностями и интересами человека, у которого она возникла». То же самое можно отнести и к освоению человеком определенных социальных ролей в процессе воспитания. Человек осваивает не социальную роль (ее содержание) как таковую, а в той ее части, в том аспекте. которая соответствует его актуальным запросам и потребностям на данном этапе его развития. Поэтому результаты одинаково для всех воспитания оказываются зачастую различными и даже противоположными. Л. И.Маленкова видит суть воспитания в «формировании отношений к окружающему миру» (Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. — М., 2002). В развитии ребенка, утверждает она, идут, нарастая количественно и качественно, два параллельных процесса: «накопление знаний о мире» и «формирование отношения к приобретаемым ребенком знаниям». Чтобы создать систему знаний о мире, важным составным элементом содержания воспитания должно стать просвещение: экономическое, политическое, нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое, половое и др. Знание помогает выстроить систему отношений к предметам, явлениям, событиям окружающего мира, если оно сопровождается эмоциями и ребенок получает опыт сопереживания. Для того чтобы личность состоялась, нужно, чтобы ее жизнь была пронизана многообразными видами деятельности, поскольку отношение к миру закрепляется и формируется в процессе деятельности. Воспитание — это творческий процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий освоения социально-культурных ценностей общества, в основе этого процесса пять точек опоры: природа, культура, дело, окружающие люди, я сам как наивысшая ценность. Данная страница нарушает авторские права? |