Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антропоцентрические модели воспитания
Эти модели опираются на понимание сущности человека как открытой системы, изменяющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. Одной из основополагающих идей антропологически понимаемого человека является идея о неизменяемой и основополагающей нематериальной сущности человека, по-разному называемой в различных учениях. В качестве примера приведем иерархическую структуру человека, предложенную Б. П. Вышеславцевым (русский религиозный мыслитель, философ и психолог, конца19– нач.20 вв.). Согласно этой концепции, человек состоит из ступеней мертвой материи, живой материи (тела) из бессознательной души, из духа, и наконец из той таинственной вершины, которая составляет его сущность, его вечность, его богоподобие: из самости, из Атмана, из глубинного Я, из сокровенного сердца человека» Таким образом, существует внутреннее ядро человека и это ядро положительно. Оно заключает в себе все для полной самореализации человека в том числе и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее, как правило, чувство неудовлетворенности, которое он испытывает. Процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а следовательно, не может иметь завершения. Достаточно лишь программировать процесс развития личности - что надо сделать воспитателю, чтобы сохранить человеческое в ученике и помочь воспитаннику в процессе саморазвития, проявлениях творчества, обретении духовного богатства, проявлениях индивидуальности. Процесс воспитания строится так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человека. В рамках данного направления возможны различные системы организации воспитания − с позиций доминирования биологии, этики, психологии, социологии, религиозной и культурной антропологии в их взаимосвязи. Исходной точкой антропоцентрической модели является признание уникальности, неповторимости каждого ребенка. Учитель из транслятора знаний, знающего, в каком направлении лучше развивать ребенка, превращается в партнера в его личностном развитии. Основные методы в рамках данной модели — совместный поиск истины, диалог, свободная творческая деятельность. Ярким представителем антропоцентрической модели является Р. Штейнер, утверждавший, что понять сущность человека можно только интуитивно, человек представляет собой внеисторическое, вневременное явление единства духа, души и тела. Воспитание не должно ориентироваться на какие-либо государственные стандарты, а должно быть направлено на развитие индивидуальности. Роль педагога — это роль помощника в раскрытии жизненных сил ребенка. В антропоцентрической модели проектируются не нормативы и этапы, а условия развития, создается максимально естественная развивающая среда. Антропоцентрическую модель воспитания разрабатывал в яснополянской школе Л. Н.Толстой. Он пытался создать атмосферу, где педагог и ученики становились партнерами в совместной творческой деятельности. Отличительные черты антропоцентрических моделей воспитания: − индивидуализация, отказ от унифицированной цели воспитания; − проектирование условий, а не личностного развития; − свобода творчества; − нацеленность на самореализацию, саморазвитие; − диалог воспитателя с воспитанником; − создание естественной развивающей среды. Отсутствие заранее проектируемых программ осложняет приближение к какому-либо социально значимому стандарту, кроме этого важно избегать позиции неравенства детей, которая может иметь далеко идущие последствия.
|