Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип целостности, предписывающий педагогу целостность, полифоничность влияний на воспитанника, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира.
В концепции Н. Е. Щурковой ребенок — это «творец, продукт, продолжатель культуры». Средством взаимодействия с ребенком является предмет, в котором «аккумулируется культура». Вводя предметы культуры в контекст общения, педагог должен извлекать из этого «скрытое отношение». Роль педагога заключается в том, чтобы в процессе взаимодействия с ребенком осуществить педагогическую интерпретацию событий окружающей жизни. Эффективная форма организации деятельности школьного коллектива — это групповое дело, которое помогает ребенку создать собственную «картину ценностных отношений». Л. М. И. Рожков и Л. В. Байбородова опираются на идею субъектности воспитания, ориентации этого процесса на активность личности (Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2001). Задача воспитания заключается в том, чтобы пробудить эту активность, создать условия для самореализации, саморазвития личности. Процессом формирования активности нужно управлять, т.е. максимально помочь человеку в реализации его потенциальных возможностей, в достижении своей вершины. Основным вектором воспитания авторы считают гуманизм. Поэтому активность личности должна иметь гуманистическую направленность. Воспитательный процесс представляет собой целостную динамическую систему взаимодействия педагога и учащегося. Воспитание осуществляется через организацию деятельности и общения воспитанников и нацелено на позитивные изменения. Свободное воспитание - это воспитание, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе. Воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом следует и помогает природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие. Задача такого воспитания - привести в гармонию действие этих сил.
10. ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения. Цель воспитания связана со служением Богу, формированием богоугодных качеств. Теоцентрическая модель воспитания утверждает примат духовного над телесным. Цель воспитания в рамках этой модели — человек, верующий в Бога, детерминированный его волей, зависимый от него. Целью развития человека является приближение к божественному (высшему) идеалу, но только приближение, поскольку достичь высшего идеала невозможно. Теоцентрическая модель ориентирует человека на постижении своей особой (божественной) миссии. Разработка теоцентрической модели в отечественной общественной мысли нашла развитие в идеях космистов (В. И. Вернадский, П.П.Флоренский). Особенности теорий, разрабатываемых в русле теоцентрической модели воспитания: − связь человека с высшими силами (Бог, космос); − примат духовного над телесным; − направленность на совершенствование (прежде всего духовное) человека; − использование специфических символов, ритуалов, обрядов; − ориентация на духовные искания человека, поиск своей миссии как высшего смысла жизни. Сложность построения данной модели связана с установкой на подчинение личности внешней, далеко не всегда зависящей от человека, могучей силе.
|