Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели поликультурного воспитания ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает: · адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; · взаимодействие между людьми с разными традициями; · ориентацию на диалог культур; · отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов. Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов. Диалог идей, формулируемых в рамках современных концепций воспитания, осуществляется по нескольким линиям: Материализм — идеализм. Методологическим основанием концепций воспитания выступают не только материалистические философские учения, исходящие из того, что материальный мир первичен, а мир человеческого сознания, идей, отношений, ценностей и пр. является производным от него, но и идеалистические учения, утверждающие, что мир ценностей и идей (духовный мир) существует изначально и оказывает определяющее влияние на развитие материального мира. Диалог между материализмом и идеализмом плодотворен тогда, когда речь идет о ценностных отношениях в воспитании и о способах приобщения к ним воспитанников. Наука — философия. Интегративные связи между педагогикой и философией в области теории воспитания позволили раскрыть онтологическую (бытийную) и социокультурную сущность воспитания, разработать концептуальные положения гуманитарной педагогики. Наука — религия. В рамках религиозных педагогических парадигм глубоко разрабатывались проблемы организации духовной жизни человека, выявлялись ее закономерности, разрабатывались формы и методы духовного воспитания. Светская педагогика, используя эти знания, интерпретируя их и соединяя с теорией организации воспитательного процесса, может предложить способы воспитания, направленные на совершенствование духовной сферы человека. 12. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах). Семейное воспитание - организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играют профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка. Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния. Школьное воспитание - организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. Важное значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха, внеучебная воспитательная работа. Внешкольное воспитание осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами (центры развития, дома творчества детей и т.д.). Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре, к вере в божественное происхождение человека. Поскольку верующие люди − 90 % человечества, роль религиозного воспитания значительна.
|