Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Представления о социализации в различных психологических школахСтр 1 из 127Следующая ⇒
Составитель – доцент Барабанова В.В..
Оглавление
Предисловие Раздел 1. Понятие о «социализации» 3 Тема 1. Представления о социализации в различных психологических школах 3 Андреева Г.М. Социализация 3 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка 10 Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Подростковый этап социализации 51 Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания 64 Раздел 2. Основные проблемы социализации подростков и юношей 76 Тема 2.1. Общая характеристика подросткового и юношеского возраста. Понятие юности. 76 Кле М. Отрочество: антропологическая перспектива 76 Кле М. Отрочество в жизненном цикле человека 86 Франсуаза Дольто Концепция отрочества. Переломные моменты и вехи Эриксон Э. Отрочество 92 Тема 2.2. Проблемы социализации подростков. 101 Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Особенности социализации подростка в условиях радикальных социальных изменений 101 М. С. НеймаркНаправленность личности и аффект неадекватности у подростков 116 Савонько Е. И.Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. 134 Кле М. Политическое мировоззрение подростка 145 Журавлева И.В. Поведенческие факторы здоровья 149 Роберт Т. Байярд, Джин Байярд Специфические проблемы подростка 168 Уильям Глассер Что можно противопоставлять неудаче? 184 Уилям Глассер Классные собрания 199 Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурные ориентации: жизненные ценности, установки, мотивы 204 Тема 2.3. Особенности социализации в юношеском возрасте 240 Бернс Р. Я-концепция в юности 240 Кле М. Становление идентичности в отрочестве 269 Эриксон Э. Идентичность против смешения ролей 277 Эриксон Э. Патографический очерк: клиническая картина тяжелого смешения идентичности 279 Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений. 285 Барретт М. Развитие национальной идентичности: концептуальный анализ и некоторые итоги Западноевропейского исследования 299 Рязанова Т., Сергиенко Е., Гренкова-Дикевич Л., Городечная Н., Барретт М. Когнитивные аспекты становления этно-национальной идентичности у русских детей и подростков 311 Воловикова М., Рязанова Т., Гренкова-Дикевич Л. Особенности религиозной идентификации в современной России (анализ ответов детей из Смоленска) 332 Журавлева И.В. Отношение подростков к религии 339 Левикова С.И. Молодежная субкультура. 345 Раздел 3. Специальные проблемы социализации подростков и юношей 358 Тема 3.1. Психосексуальное развитие. 358 Кле М. Психологические трудности пубертатного развития 358 Кле М. Сексуальные установки и половое поведение в отрочестве 362 Кле М. Половые роли в отрочестве 369 Заводилкина О.В. Содержание представлений о будущем у подростков с разным типом полоролевой ориентации 372 Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. 376 Тема 3.2. Индивидуально-психологические особенности, затрудняющие социализацию подростков и юношей. 383 Зимбардо Ф. Застенчивость 383 Ле Шан Э. Когда родительская любовь заходит слишком далеко 394 Тема 3.4. Проблемы социализации подростков и юношей, оставшихся без попечения родителей. 408 Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте 408 Прихожан А.Л., Толстых Н.Н., Юферева Т.И. Подросток 429 Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Значение социальных норм и ценностей для детей из семьи и из учреждения 461
Предисловие
Хрестоматия является учебным пособием по дисциплине «Психологические проблемы социализации современных подростков и юношей» для студентов факультета психологии образования МГППУ. Основная цель пособия – расширить и углубить знание студентов о психологических особенностях подростково-юношеского возраста, социальной ситуации развития современного юношества и специфических проблемах их социализации. Поскольку студенты сами являются представителями изучаемой возрастной группы, составитель надеется, что публикуемые материалы смогут способствовать личностному развитию студентов, их рефлексии ими собственного социального развития и формированию их мировоззрения. В хрестоматию включены работы авторов, отражающие подходы к пониманию термина «социализации» и теории социализации с позиции различных научных дисциплин: прежде всего социологии и педагогике, а так же социальной психологии и социальной педагогике. С этой точки зрения представляет интерес сопоставление классификаций теорий социализации в работах социальных психологах Белинской Е.П., Стефаненко Т.Г. и социального педагога Головановой Е.П. Большое внимание в хрестоматии уделяется проблемам формирования идентичночти (Т. Эрискон), самооценки (М.С. Нейморг, Е.И. Савонько) и Я-Концепции в подростково-юношеском возрасте, как ключевой задачи развития данного возраста, а так же различным аспектам идентичности: гендерной, этнической, религиозной. В данном пособии присутствуют статьи в которых проводится анализ и сравнение результатов кросскультурных исследований по проблемам социализации подростков и юношей: формирования ценностных ориентаций старшеклассников в Москве и Амстердаме (Собкин В.С., Писарский П.С.), отношение к здоровью и здоровому образу жизни подростков России и Финляндии (Журавлева И.В.), проблему формирования этнической идентичности английских и российских детей подростков (Барретт М.) и др. В хрестоматию включены так же работы, посвященные специальным проблемам социализации подростков и юношей: роли школы и молодежной субкультуры в социальном развитии подростков, трудностям взросления детей, оставшихся без попечения родителей, проблемам застенчивости подростков. Заслуживают внимания, на наш взгляд статьи по психосексуальному развитию детей подростков, формированию сексуальных установок и «полового поведения» в отрочестве (М. Клее), а так же проблем жестокого обращения и насилия в отношении детей подростков (Алексеева И.А., Новосельский И.Г.). Почти все работы хрестоматии публикуются с сокращениями, неискажающими смысл авторского текста, из некоторых текстов убраны библиографические ссылки. К сожалению, составитель не имел возможности включить в данное пособие все работы, которые хотелось бы видеть представленными в нем. Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которых сложно обеспечить высокий уровень проблемности занятий. Структура пособия соответствует учебной программе и методическим рекомендациям по данной дисциплине. Составитель приносит благодарность всем тем, кто оказывал помощь в процессе подготовки хрестоматии и способствовал ее выходу в свет. Раздел 1. Понятие о «социализации» Тема 1. Представления о социализации в различных психологических школах
|