Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социализации: педагогический смысл






 

Термин «социализация», как принято считать, пришел в науки о человеке с «легкой руки» американского социолога Ф. Г. Гиддингса. В 1887 г. в книге «Теория социализации» он определил сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к социальной жизни». Но как общепринятое научное понятие «социализация» начала активно работать в западной, особенно в англоязычной, философской и психологической литературе только в конце 50-х гг. XX в.

В России в начале XX в. и в первые послереволюционные десятилетия понятие «социализация» широко использовалось для обозначения процесса... внедрения социализма в ту или иную отрасль хозяйства: «социализация транспорта», «социализация лесного производства». И хотя выдающиеся педагоги 20-х гг. XX в серьезно обращались к педагогической природе социализации, к проблемам взаимосвязи воспитания и социализации, они обходились весьма разнородными категориями: «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «отношения с окружающей средой» (А. С. Макаренко) «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский). Вплоть до 80-х гг XX в. советская педагогика объявляла социализацию предметом буржуазной науки, противостоящим воспитанию, и понятие «социализация» употреблялось исключительно в контексте критики концепций западных идеологов.

Сейчас с понятием «социализация» в педагогике происходят разительные перемены. Еще десятилетие назад им оперировали только специалисты в области социологии и социальной психологии, а официальная педагогика все механизмы становления личности описывала через категорию «воспитание». Сейчас в многочисленных педагогических работах все обставляется с «точностью до наоборот»: одни авторы с энтузиазмом первопроходцев просто упраздняют воспитание и все, что прежде имело к нему отношение, объявляют социализацией, будто в угоду некой моде, теснят привычные и понятные определения в педагогике, не добавляя нового научного смысла; другие считают социализацией нравственное и гражданское воспитание и сложнейшую проблему смены в нашем обществе жизненных ценностей и нравственных императивов пытаются решать средствами социализации; третьи называют социализацией все стихийные, педагогически не оснащенные влияния на ребенка и тем самым выводят ее за пределы предмета педагогики.

Мы обращаемся к изучению социализации именно как педагогической проблемы. Важно, что педагогика как наука о педагогических процессах призвана выявить: структуру социализации, ее взаимосвязи в целостном процессе образования личности, пути, способы, организационные формы включения воспитанников в социальные отношения, педагогические условия, помогающие ребенку познавать социальную Действительность и осваивать позицию субъекта социальной жизни.

При определении самого понятия «социализация» мы сталкиваемся не просто с обилием формулировок или разнообразием подходов к этому явлению у психологов и педагогов, но и с разными уровнями дефиниции.

Рассмотрение теоретических аспектов проблемы социализации обнаруживает, что педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей мере, пятью подходами.

1. Социологический подход. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные — воспитание, образование.

2. Факторно-институциональный подход. Социализация определяется как совокупность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность, а не жесткая иерархическая система действия факторов, институтов и агентов социализации.

3. Интеракционистский подход. Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

4. Интериоризационный подход. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

5. Интраиндивидуальный подход. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации.

Эти подходы реализации понятия социализации в педагогике различаются характеристиками механизма превращения социального в психическое и соответствующего ему субъекта социализации. Более обоснованным является многомерный подход, то есть одновременный учет всех механизмов социализации. Но научная разработка такого подхода — еще не близкое будущее педагогики. Для ее сегодняшнего дня важно уже хотя бы понимание системности, одновременности и неравномерности социализирующих воздействий и индивидуальной самобытности реакций личности ребенка на эти воздействия.

Сделаем и мы попытку в области многомерного подхода к социализации как педагогическому явлению. Если рассматривать образование личности как гармонию двух сущностно различных процессовсоциализации и индивидуализации то непременно выстроится значимая взаимосвязь по линии социализация — воспитание — самовоспитание.

Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.

Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнорируя процесс самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность — индивидуализацию: становление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте — в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации.

Рассмотрение процесса социализации в контексте педагогики обязывает выделить несколько параметров его значимости для процесса образования личности.

Первый параметр — это параметр целеполагания. Становление нового понимания цели воспитания в современных условиях предполагает широкий взгляд на жизненное самоопределение человека, на выделение в качестве цели воспитания самореализацию человеком своих способностей в соответствии с нуждами общества, на осмысление того, что воспитывает не прямо школа и родители, а та социокультурная, духовная среда, сложившиеся отношения, в которые реально включается ребенок. По образному выражению философа Г. С. Батищева, воспитание — это «непроизвольный эффект» взаимоотношений людей, их глубинного общения. Суть этого непроизвольного эффекта — изменения в мотивационно-ценностной системе личности. Кроме того, к этим изменениям каждый воспитанник пойдет своим путем. Такая трактовка цели воспитания прямо ориентируется на установление взаимосвязи социализации и специально организованного педагогического процесса.

Второй параметр осмысления социализации как педагогического явления связан с современными поисками в области нового содержания образования. Признание приоритета общечеловеческих и национальных ценностей над классовыми в процессе образования требует обоснования аксиологических ориентиров этого процесса, определения способов включения ребенка в национальный и общечеловеческий социальный опыт, а значит — осмысления педагогических основ социализации.

Общечеловеческие и национальные ценности представлены в общении с природой, в национальных народных традициях, в семейном образе жизни, в отношениях детей со взрослыми и в их совместной деятельности. Бесспорно, аксиологические составляющие образования предполагают не только познавательно сориентировать детей, но и обеспечить их личностное самоопределение в таких духовных проблемах, как: что есть человеческая жизнь, каков ее смысл; что есть другой человек, люди для твоего существования; что есть Родина, государство, семья; что есть труд, собственность; что есть счастье.

Кроме того, построение содержания современного образования не как набора специально педагогически адаптированных знаний, умений и навыков, а как содержания, изоморфного социальному опыту, неизбежно предполагает включение школьников в реальную действительность. Уже сейчас дети встречаются с множеством видов деятельности, которые совсем недавно маркировались как строго взрослые: потребление услуг масс-медиа, экстремальные виды спорта, осмысленное участие в потребительском рынке и др. Иными словами, современное содержание образования уже включает пласт социализации.

Третий параметр педагогического значения социализации определяется поиском результативных способов присвоения школьниками социального опыта. На протяжении десятилетий наше образование признавало один путь — социальное научение в специальных условных формах, вырванных из живого социального контекста и воплощавшихся в дидактизированных мероприятиях. Очевидно, что обновление цели и содержания образования нельзя осуществить старыми способами. И дело здесь не в том, что изжили себя урок, классный час, беседа учителя с детьми, а в том, что эти формы совершенно не соотносились с социальной действительностью, с реальной жизнью самих детей.

В условиях современной информационной культуры, невероятных скоростей смены содержания и способов коммуникации стоит принять как данность, что средствами воспитания становятся практически любые факты личной жизни ребенка, вызывающие сильные переживания и рождающие потребность проявлять свои достоинства, умения, социальный опыт. Значит, образовательная практика должна использовать в качестве средств воспитания сами проявления образа жизни. Требует специального педагогического осмысления технология освоения ребенком достаточного набора социальных ролей, технология создания специальных «ситуаций социального опыта», позволяющих школьнику пережить и принять позицию субъекта социализации.

Наконец, четвертый параметр современное образование пристрастно пытается осмысливать проблему качества образования, и горячо обсуждается вопрос: в чем конкретно проявляется истинный результат образования? Если результатом образования считать усвоенную человеком систему знаний, умений и навыков, то стоит учесть, что в условиях современных информационных технологий основная часть этой системы обесценится за 5-7 лет после выхода ее «носителя» из образовательного учреждения. Если за результат образования принять количество выпускников, поступающих в вузы (что нередко на практике и является показателем качества работы школы в оценке чиновников), то что станет с постулатами демократизации и гуманизации нашего образования, не будет ли это открытым признанием социальной сегрегации Детей и молодежи? На наш взгляд, признаки качества образования надо искать в том, насколько выпускники школы владеют опытом человеческой жизни вне системы образования, насколько они социализированы…

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал