Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предупредительные мероприятия касающиеся всего общества
К системе основного предупреждения психической депривации у детей относится широкий круг мероприятий, проводимых в масштабах, нередко касающихся существенных частей всего общества. 1. Основой предупредительной системы является социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм материальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным семьям — это действительно существенные «антидепривационные» условия. Важным мероприятием является декретный отпуск в связи с материнством и открытие учреждений, помогающих семьям в воспитании детей — начиная с яслей и кончая домами социальной опеки; последние принимают детей с тяжелыми дефектами, освобождая таким образом членов семьи и позволяя им уделять больше внимания здоровым детям. Очень важным фактором являются также комплексные, бесплатные службы здравоохранения, включая основные учреждения консультативного характера. 2. Просвещение общественности относительно вопросов психической депривации. Специалисты получают в настоящее время информацию о новых научных результатах довольно быстро. Ее путь к родителям, работникам просвещения и широкой общественности более долог и носит, как правило, следы выбора и обработки, проводимой прессой, радиовещанием и телевидением. Полагают, что проходит примерно 15—20 лет, пока новыми научными данными не займутся работники, оказывающие действительное влияние на их практическое проведение. Характерным примером этого может служить психическая депривация. Научные работы, характеризовавшие «мобилизующий период» сороковых годов, вызвали интерес сначала детских врачей, психиатров и клинических психологов, а не тех лиц, которые организовывали работу в специальных учреждениях или ее практически выполняли. Последовавшая поздняя дискуссия перешла потом в печатные издания, радио и короткометражные фильмы, которые ознакомили сданной проблематикой широкую общественность. Только таким путем были созданы предпосылки для различных организационных, и, наконец, законодательных мероприятий. Просвещение в области депривации может ознакомить широкую общественность с основными нуждами ребенка, с взаимосвязью между удовлетворением этих нужд и жизнью семьи, с ценностью здорового развития ребенка для общества и т. д. Согласно нашему представлению, ведущей задачей просвещения в данной области является указание путей, с помощью которых можно согласовать потребности развивающегося ребенка с потребностями развивающегося общества в данных условиях. 3. Специальной формой просветительной работы, нацеленной на молодежь, является воспитание родительских чувств и обязанностей. Иногда данное воспитание сужается всего лишь до информации о сексуальных вопросах, причем полагают, что с проведением серий лекций и дискуссий вопрос можно считать достаточно исчерпанным. Однако воспитание будущих родителей является гораздо более широкой и глубокой задачей, оно имеет многосторонний характер, осуществляясь одновременно на нескольких уровнях. Первым из них является материально-технический уровень. Необходимо создать благоприятные материальные условия для существования семьи, в которой бы и ребенок занимал удовлетворительное место. Вопрос касается того, каким образом улучшить рабочие и бытовые условия, как устранить напряжение, возникающее в семье при недостатке общественных услуг, транспорта, при необходимости совместного проживания в квартире нескольких поколений и т. д. Анкетирование, однако, показало, что многие молодые люди, подчеркивая материальные затруднения, скорее затушевывают нередко более глубокие, психологические доводы, принуждающие их ограничивать число детей или приводящие их к недостаточной заботе о детях или к разложению семьи. Вторым уровнем, идущим скорее вглубь проблемы, является прицельное осведомление родителей (еще лучше будущих родителей) о вопросах психологии супружеской жизни, возрастной психологии и педагогики, а также и о «опросах психической депривации. Таким образом, орудием данного воспитания являются книжные публикации, лекции и весь реестр средств массовой коммуникации. Конечно, осведомление должно вести дальше, чем к всего лишь осознанию ответственности: оно должно помогать молодым людям понимать как самих себя, так и других. Из клинической практики известно, что многие супружества не приносят удовлетворения и несчастны уже из-за того, что они были созданы не вполне ответственно. Исследования Государственной популяционной комиссии, например, показывают, что сейчас в Чехословакии свыше 50% детей зачаты до заключения брака и что, таким образом, брак происходит под давлением определенного обязательства, которое на протяжении последующего сожительства может действовать как отягчающее обстоятельство. Многие браки являются с психологической точки зрения «преждевременными» или потому, что один или оба его участника ищут в нем скорейшего бегства из создавшейся неудовлетворительной ситуации в семье, или потому, что эти лица пока еще эмоционально неразвиты и незрелы. Таким образом, перед нами снова встает вопрос о подвергшихся депривации детях, которые в подростковом возрасте не умеют устанавливать удовлетворительные эротические взаимоотношения, а позднее оказываются также несостоятельными родителями. Так мы подходим к третьему уровню воспитания родительских чувств, а именно к раннему воспитанию детей. Уже задолго до того, как ребенок родился, молодые родители формируют свои позиции по отношению к нему на основе своего собственного опыта с времен раннего детства, взаимоотношений с собственными родителями, имеющегося у них эротического опыта и отношения к партнеру в браке. Речь идет о структуре, образующейся в основном еще в детстве и развивающейся на протяжении жизни. Таким образом, воспитательные мероприятия, которые должны воспрепятствовать депривации рождающихся теперь детей, являются предупреждением психической депривации будущего поколения. Четвертым является уровень общественных ценностей. Любой воспитательный процесс протекает на определенном общественном фоне, каковым в нашем случае является общее моральное состояние общества, система его идеалов, ценностей и целей. Если в данном обществе высшую ценность представляет аспект материальных выгод, то является правдоподобным, что ребенок в семье будет расцениваться прежде всего как предмет «расходов и дополнительной работы». Тем самым воспитание родительских чувств и обязанностей на данном уровне должно воздействовать на позиции общества таким образом, чтобы молодые люди могли почерпнуть из него положительное отношение к детям, а также чувство ответственности за их душевное развитие. Одновременно будущим родителям следовало бы перейти с позиций теперешнего взрослого поколения не только к заключению, что ребенок нуждается в родителях, но и к тому, что и супружеская пара в буквальном смысле слова нуждается в детях, для того чтобы жить полноценной жизнью. Подобно тому, как личность ребенка растет и созревает под заботой родителей, так и родители внутренне взрослеют, созревают, обогащаются жизнью с ребенком. Они переживают совершенно особые специфические радости. Лишение переживаний данного рода также представляет своеобразную депривацию в отношении одной из важнейших потребностей взрослого возраста. 4. Следующим пунктом предупредительной программы является организация медицинской и социальной службы, предназначенной для своевременного выявления детей, находящихся под угрозой депривации. Значительную помощь делу предупреждения депривации могут посредством направленной консультативной деятельности оказать педопсихиатрические кабинеты, педагогическо-психологические консультации, а также супружеские и предбрачные консультации. Сеть их в настоящее время уже достаточно распространена, однако их штатное и другое обеспечение носит пока еще неравномерный характер. В программе их работы необходимо предусмотреть обязанность целенаправленно выискивать всех находящихся в опасности детей (детей, живущих вне родной семьи или в дисгармоничной семье, детей душевнобольных родителей, детей, истязаемых или растлеваемых). Этих детей необходимо содержать под тщательным наблюдением как в физическом, так и духовном отношении и планировать оптимальные мероприятия по их защите и обеспечению их гармоничного развития. При этом следует особо подчеркнуть необходимость целесообразной координации всех служб, а также сотрудничества учреждений, руководимых различными ведомствами. Большое значение мы придаем систематическому соверешенствованию специалистов. Мы могли видеть, какой прогресс в общей ориентации чехословацкого здравоохранения был достигнут путем систематического усовершенствования детских врачей в области психологической проблематики. Данные формы совершенствования представляется необходимым распространить и на остальные категории работников, входящих в контакт с детьми. 5. Однако вся эта работа не могла бы быть успешной, если бы одновременно не имел место прогресс и в научной отрасли, наиболее заинтересованной в данной проблематике — в самой детской психологии. После своевременного выявления находящихся под угрозой детей, остается еще распознать, какому риску подвергается отдельный ребенок при различных видах помощи, какой образ действий необходимо избрать применительно к структуре личности ребенка, какие элементы можно использовать для дальнейшего воспитательного процесса, на что должно опираться перевоспитание и т. д. Само собой разумеется, что это нуждается в широко развернутой и хорошо продуманной исследовательской работе, которой должны были заняться исследовательские учреждения, облегчая так в данной исключительно трудоемкой области задачи именно тех практических психологических и психиатрических учреждений, в которых до сих пор почти исключительно сосредотачивался интерес к проблематике депривации.
|