Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Значение социальных норм и ценностей для детей из семьи и из учреждения⇐ ПредыдущаяСтр 127 из 127
Печатается по: Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. – Москва, 2002. С. 15 – 25.
Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации. В качестве источников такого опыта выступают: а) передача культуры через семейный и др. социальные институты; б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль (психологический словарь). Усвоение социальных норм и ценностей происходит в результате активной деятельности и общения индивида с его ближайшим окружением (семья, друзья, школа и пр.). Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности в обществе подвергаются пересмотру. Причем происходит это в нестабильной социальной, экономической, экологической и психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, когда, по мнению Д. И. Фельдштейна, не просто низвергнуты идеалы, авторитет, но и отсутствуют значимые общественные силы, ответственно утверждающие новые нормы, принципы, вызываю доверие людей, в том числе и растущих. Успешная адаптация предполагает усвоение индивидом социально-одобряемых норм, ценностей, социальных ролей, а также нахождение человеком своего места в социуме в соответствии с его индивидуальными способностями потребностями. В настоящее время осложнилась ситуация вхождения подростка в социум: в этих условиях встает вопрос: на кого будет ориентироваться ребенок. На наш взгляд, происходит возрастание роли семьи и взаимоотношений в семье, семья становится главным источником поддержки, устойчивости, ориентиром для подростка. Даже если они выбирают иной жизненный путь: подростки могут не принимать жизненный стиль и профессиональный путь родителей, но в жизненно важных вопросах ориентированы на семью. В качестве основных характеристик подростков, способствующих и обеспечивающих их социализацию в обществе, выделяются: жизненное и профессиональное самоопределение, взаимоотношения подростков с родителями, другими взрослыми, сверстниками, со школьным и внешкольным окружением; ценностная ориентация подростков. 1. Профессиональное самоопределение и выбор жизненного пути. В качестве основных характеристик старшего подросткового возраста ученые выделяют развитие самосознания, в т. ч. профессионального, осознание себя как субъекта деятельности в широком смысле. Показано, что на первый план выходит деловая, профессиональная ориентация, стремление занять свое место в социальном окружении, осознание своего места в будущем. В период взросления принимаются важные решения относительно профессионального и социального статуса в зрелые годы. Это особенно относится к школьному образованию, которое существенно влияет на будущее положение в обществе, либо давая шансы подъема по социальной лестнице, либо создавая опасность скатиться по ней вниз. Поэтому неуспеваемость в школе может очень дорого стоить как самому молодому человеку, так и всей семье. Уже по этой причине родители так требовательно и болезненно относятся к школьной успеваемости своих детей. Сравнивая структуру интересов подростков 80-х и 90-х годов, И. П. Шахова показала происшедшее в ней изменения. На современном этапе после общения на второе место подростки и юноши ставят труд, который в 80-е годы занимал третье место. В те же годы подростки затруднялись определить способы зарабатывания денег, эти вопросы вызывали у них недоумение и растерянность. У подростков явно проявлялись инфантилизм, беззаботность, развлечения занимали главенствующую роль в структуре их интересов. Теперь развлечения, дискотеки, спорт оказались на последнем месте, а желание приобрести независимость нашло свое отражение в стремлении зарабатывать деньги. Наиболее доступным и престижным (27% и 47% соответственно) подростки считают занятие коммерцией. Сфера услуг считается наиболее доступным способом зарабатывания денег, но менее престижным (47% и 25% соответственно). Настораживает довольно высокий процент криминальных способов (престижным - 14%, доступным - 12%), среди них наиболее часто упоминаются рэкет, шантаж, незаконная торговля оружием и наркотиками. Недоступными и непрестижными у молодежи определись следующие виды деятельности: интеллектуальная, искусство и производство. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел блицопрос московских старшеклассников. Среди профессий самые престижные, на их взгляд, бухгалтер и экономист (21%), затем следует юрист, адвокат, судья (20%). На третьем месте - банкир, финансист (18%), предприниматель, бизнесмен - 14%. Остальные профессии остались далеко позади, в том числе престижная ранее профессия дипломата (4%), она сравнялась с модным занятием фотомодели. Интересно, что киллеры, рэкетиры, мафиози набрали столько (2, 4%), что и руководители, ответственные работники. Есть подростки, которые без соответствующей подготовки реально существуют, действуют во взрослой сфере - продают газеты, брошюры, протирают стекла автомобилей и т. д., т. е. они осваивают взрослые отношения, но при этом деформируются отношения этих подростков со взрослыми, в т. ч. с родителями. Так, из 263 обследованных 13-15-летних ребят, более 80% зарабатывают ежемесячно больше своих родителей. У этих детей появилась новая позиция по отношению ко взрослым: у 22, 8 % детей она отличается уважительным вниманием к родным, стремлением оказать помощь; у 73% - проявляется неуважительная позиция по отношению к взрослым. Это связано с тем, что вхождение подростком во взрослую жизнь происходит однобоко, на уровне освоения весьма узкой сферы социально-экономических отношений, что деформирует и обедняет потребность быть взрослым, появляется феномен уже взрослости (Д. И. Фельдштейн). 2. Взаимоотношения подростков с родителями и сверстниками. Общение со взрослыми выполняет специфические функции на каждом этапе формирования личности. Как показали многие психологи, у подростков несмотря на то, что на первый план выступает общение со сверстниками, потребность в общении со взрослыми не исчезает. Потребность в неформальном доверительном общении со взрослыми является одним из важнейших новообразований переходного периода развития личности. В то же время для современного подростка структура общения претерпевает значительные изменения. Если раньше доминирующим было общение со сверстниками и друзьями, то в современных условиях на первое место выходит общение с родителями как у подростков, так и у юношей. То есть, семья, выступая как социальная единица общества, получает статус образца социального поведения, помощника, определенной формы защиты для растущей личности. Конфликты между родителями и подростками необязательно порождаются в отрочестве: чаще всего их истоки лежат в детстве, отмеченном либо недостатком родительской любви, либо родительской гиперопекой (М. Кле). Хотя между родителями и детьми время от времени возникает определенная напряженность, превалируют общие интересы. Последнее место в структуре общения подростка-юноши занимает общение с учителями и другими взрослыми людьми. Таким образом, в современных условия круг общения подростков-юношей ограничивается семьей. Многими исследователями было показано, что в старшем подростковом возрасте отношения с родителями улучшаются, теряют былую напряженность; несмотря на стремление к самостоятельности, эмансипации, для подростка поддержка родителей и их мнение остаются очень важными. Рост влияния молодых людей на принимаемые в семье решения способствует улаживанию конфликтов. Конфликты с отцом отмечены у шестой части мальчиков и пятой части девочек. Также и отношения с матерью у последних несколько тяжелее, около 18% мальчиков регулярно спорят с отцом, 13% - с матерью (Х. Ремшмидт). Большинство конфликтов вытекают из напряженности, создаваемой потребностью молодых людей в самостоятельности и осознанием взрослым своей ответственности. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными доверенными лицами. Исследования показали, что в проблемных ситуациях таким лицом прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности, отец, подруга или друг. Напряженные отношения между родителями и детьми обусловлены не столько конфликтом между поколениями, сколько изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых родители, как и дети, чувствуют себя неуверенными и беспомощными. Таким образом, процесс отделения от семьи протекает у большинства подростков относительно спокойно: молодые люди оценивают свое отношение к родителям в основном положительно, как правило, сохраняют с ними прочные связи и разделяют их основные ценностные представления. В подавляющем большинстве случаев ярко выраженного конфликта поколений не наблюдается. Молодые люди сравнительно долго зависят от родителей в финансовом отношении и из-за большой продолжительности школьного обучения. Хотя многие из них с возрастом все больше ориентируются в определенных областях повседневной жизни на референтные личности своего возраста, в важных вопросах такими личностями остаются родители. 3. Ценностные ориентации и временная перспектива. Формирование личности предполагает становление определенной системы жизненных ценностей человека. Многие исследователи показали, что старший школьный возраст сензитивен для формирования ценностных ориентации как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношению к окружающей действительности. Даже в 80-е годы, по данным И. В. Дубровиной, ценностные ориентации в области социальных норм оказались сформированными к концу 10-го класса лишь у 68% учащихся, причем у 23% из них носили социально неадекватный характер. Общеизвестно, что оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и в то же время устремленность в будущее. Юноша или старший школьник стоит на пороге взрослой жизни, он обращен в будущее, это обращенность в будущее составляет «аффективный центр» всей его внутренней жизни (Л. И. Божович). Отсутствие осмысленной цели в жизни является по В. Франклу одной из причин невроза, проявляющегося прежде всего в скуке и апатии, во внутренней пустоте. Чрезвычайно важным для развития личности, особенно взрослеющего человека, становится его способность самостоятельно определять цели своей жизни, наличие в его сознании протяженной и содержательно насыщенной временной перспективы будущего. Поэтому перед подростками и юношами стоит проблема поиска себя, своего места в мире, формирование своей системы ценностных ориентации в той сложной ситуации, в которой все мы оказались. Это процесс затрудняется тем, что в последние годы происходит пересмотр социальных норм и ценностей, нравственных ориентиров. Разрушение старой системы социальных ценностей при отсутствии внятных перспектив не может не влиять на формирование личности подростка, на их душевно-нравственный мир. В результате многие подростки также воспринимают материальное благополучие как главную для себя ценность. Однако нам кажется, что у «благополучных» личностном развитии подростков материальные ценности занимают определенное, важное, но не главенствующее место в системе их жизненных ориентации. Т. о. можно выделить следующие необходимые условия успешной социализации подростков, подготовленности их к самостоятельной жизни. 1. Усвоение индивидом социально одобряемых норм, ценностей, социальных ролей, в т. ч. формирование структуры ценностных ориентации, адекватных развитою общества. 2. Осознание человеком своего места в социуме и в будущем в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая направленность на овладение профессией и получение образования как один из факторов освоения социальной реальности. 3. Формирование семейных установок, готовности к созданию собственной семьи как один из главных элементов эффективной социальной адаптации подростков. 4. Наличие у подростка высокой самооценки, принятия себя, формирование у него позитивной Я-концепции. …, Исследование, проведенное в лаборатории социального сиротства В. В. Барабановой, показывают отличия в содержании и значении социальных норм и ценностей для детей, воспитывающихся в семье или в учреждении. Проведенное нами исследование позволяет сравнить значимость и содержание основных направлений социальной адаптации, представляющих значение для детей, воспитывающихся в семье, приемной семье и детском доме и сравнить их. 1. Образование и профессия. Как было показано исследованиями Дубровиной, самоопределение в области получения необходимого образования и профессиональное самоопределение происходит у учащихся 8-9х классов. Решение продолжить обучение в старших классах предполагает устремленность школьника на получение в дальнейшем высшего образования и приобретение высококвалифицированных профессий. В нашем исследовании, 100% старшеклассников заявляют о своем желании получить высшее образование, при этом - 50% из них считает, что «человек постоянно должен повышать уровень своего образования и общей культуры». На наш взгляд нацеленность старшеклассников на получение высшего образования свидетельствует о его престиже, а также о том, что оно является для старшеклассников одним из путей достижения жизненного успеха. В отношении к образованию прослеживается четкая ориентация старшеклассников прежде всего на семью - мнение родителей является наиболее значимым для опрошенных десятиклассников, мнение сверстников по этому вопросу не значимо и практически не учитывается, чаще всего о сверстниках говорят - «у всех мнение разное». Можно также говорить, что ориентация на получение высшего образования происходит еще в неполной средней школы, до поступления в 10 класс, и все, кто идет в старшие классы уже имеют установку на продолжение образования. Можно говорить также о значении высшего образования для семей исследуемой выборки, что подтверждается ответами старшеклассников на вопросы распределении семейного бюджета. По мнению опрошенных деньги главным образом идут на продукты и образование, остальное - понемногу. Т. е., образование важно и для детей и для родителей, и родители и дети признают необходимость материальных затрат в этой области. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, учатся в общеобразовательной школе: большинство учатся на «3» или на «3» и «4», не успевают по многим предметам -18%; интересно учиться 45% воспитанников. По мнению опрошенных, мешает учиться им в основном лень, нежелание учиться и недостаток знаний за прошлые годы. После окончания 9-ти классов собираются продолжить обучение в школе училище, техникуме - 91% опрошенных, 9% - не задумывались об этом. 18.3% воспитанников выразили желание получить высшее образование, среднее и среднее специальное образование - 59.1%. При этом большинство (50%) считают, что «уровень образования важный, но не решающий фактор в жизни», но ни один человек не считает, что от «уровня образования мало что зависит». В отношении к образованию подростки не ориентируются ни на мнение воспитателей, ни на мнение сверстников: о мнении воспитателей самый распространенный ответ «не знаю», сверстников - «у всех мнение разное». То есть, воспитанники интернатных учреждений придают меньшее значение образованию, чем школьники из семьи. И.Ф. Дементьева приводит такие данные по оценке подростками из детских домов своих профессиональных перспектив: 50% - направление в ПТУ, 1/3 - в техникум, 9% - ВУЗ. По ее мнению возможности подростка-сироты формировать свои профессиональные планы снижены из-за жесткой распределительной системы, ограничивающей выбор профессии. Ряд вопросов были направлены на выявление представлений старшеклассников о будущей профессии, их профессиональных установок. В выборе профессий наблюдается большой разброс - от повара до художника, киноведа, музыканта. Тем не менее, характерна ориентация на профессии, рекомендуемые и востребуемые обществом - экономиста, бухгалтера, менеджера, а также профессии, связанные с хорошим знанием иностранных языков. Большинство считают, что сделали свой выбор самостоятельно, но в то же время не отрицают, что на выбор повлияли родители (61% ответил - «сам решил», остальные - приняли решение под влиянием родителей - отца-матери), другие взрослые и сверстники в данном вопросе не упоминаются, т. е. в сознании не представлены. Т. О., сами подростки убеждены в том, что свой профессиональный выбор они делают самостоятельно. 50% опрошенных утверждают, что знают, где можно приобрести выбранную ими профессию, остальные 50% - приблизительно, Большинство опрошенных утверждают также, что они многое знают (требования к способностям и личностным качествам, умениям и навыкам, содержанию и условиям труда) Старшеклассников в интересующей их профессии привлекает прежде всего - 1. интересная работа (68, 3% опрошенных, в т. ч. мальчиков -75%, девочек - 64%). 2. высокие заработки (всего 51, 2%, мальчиков - 56, 3%, девочек- 48%). 3. престижная работа (соответственно -31, 7%. 12, 5%., 44%). Также можно отметить, что 29, 3% опрошенных (мальчики - 37%, девочки - 28, 6%) привлекает возможность сделать карьеру. Возможность развить свои способности оказалась значимой только для девочек - 28% опрошенных девочек и ни одного мальчика. Это говорит о том, что для девочек традиционно является значимым интерес к внутреннему миру человека, сфера взаимоотношений людей. Описанные данные свидетельствуют также о том, что для старшеклассниц становится важной профессиональная карьера, социализация девушек связана в значительной степени с их профессионализацией, Эти данные соотносятся с данными зарубежных исследователей о стремлении части девушек добиться успеха в жизни через собственную трудовую активность. Для достижения своих целей цели и успеха в жизни подавляющее большинство опрошенных готовы потратить время, силы и энергию. Подростки из детских домов, отвечая на вопрос о том, какую профессию они хотят приобрести, называют разные: мальчики, преимущественно связанные с техникой, например, автомеханик, машинист, девочки - иногда связанные с педагогикой (например, воспитатель, учитель). Большинство (72. 7%) опрошенных считают, что сделали свой выбор самостоятельно, очень редко - под влиянием воспитателя, учителя, друга. Около половины не знают, где можно приобрести интересующую их профессию, знают - только 18% опрошенных. Большинство воспитанников утверждают, что знают о выбранной профессии многое: требования к умениям, навыкам, способностям и личностным качествам, содержание и условия труда. Привлекает их в выбранной профессии прежде всего: интересная работа (около 60%), возможность развить свои способности (36%), по 23% - высокие заработки и то, что профессию можно приобрести там, где живут (ответ, не встречающийся у других групп испытуемых). 50% воспитанников для достижения цели и успеха готовы потратить много сил и времени. 2. Уверенность в будущем. Известно, что устремленность в будущее оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Косвенным показателем эмоционально-личностной зрелости ребенка служит удовлетворенность им принадлежностью к своей возрастной группе. (Заззо, Прихожан). По нашим данным 65, 9% «семейных подростков» отдают предпочтение своему возрасту, 19, 5% - хотели бы быть старше, 14, 6% - моложе, чем сейчас. Что свидетельствует о определенном личностном благополучии опрошенных. 54% воспитанников детских домов предпочли более старший возраст, «как сейчас» выбрали 18» и моложе - 28% опрошенных. Это свидетельствует о неудовлетворенности подростками настоящим и стремлением быть старше (согласуется с лит. данными.). настоящим, желании остаться в детстве и не взрослеть, можно говорить об их эмоционально-личностном неблагополучии). Подтверждением этого также является ответ на прямой вопрос, отражающий взгляд подростка на его будущее: 77, 7% семейных подростков «с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее», у остальных - есть сомнения в том, что «их жизнь сложится удачно», ответ «со страхом» не выбран ни разу. Противоположная картина у воспитанников детского дома: с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее только 13, 6%, со страхом и пессимизмом также 13, 6%, у большинства (73, 8%) есть сомнения в том, что их жизнь сложится удачно. Т. е., можно утверждать, что семейные подростки в большинстве своем удовлетворены настоящим и смотрят в будущее с уверенностью и оптимизмом. Большинство же воспитанников детских домах недовольны настоящим, не уверены в своем будущем, они со страхом и пессимизмом ожидают завтрашнего дня. Чем же обусловлена эта уверенность-неуверенность в будущем. На наш взгляд, она во многом определяется взаимоотношениями подростка со значимыми для него людьми, их поддержкой и помощью. Как было показано ранее, для семейных подростков такими людьми в основном являются родители. Выполняют приемные родители и воспитатели ту же роль в жизни детей, оставшихся без попечения родителей? Проанализируем данные, отражающие взаимоотношения подростков со значимыми для них людьми. Было выявлено, что значимыми для себя лицами подростки из семьи прежде всего считают мать, друга (подругу), реже отца (что согласуется с литературными данными). К родителям прежде всего обращаются в трудной жизненной ситуации за советом «если захотят изменить свою жизнь», рассказывают о радостях и неприятностях, а также родители могут быть примером в жизни для четверти опрошенных. С друзьями подростки в основном откровенны (60, 9%), готовы делиться неприятностями и радостью, обращаться в трудных ситуациях и за советом, но только для 4, 3% опрошенных друзья могут быть примером в жизни. Т. о. в качестве референтной группы по всем важным вопросам для «семейных» подростков выступают родители (мать в большей степени, чем отец), а также друг или подруга. Подавляющее большинство подростков отмечают, что они хорошо ладят со своими родителями. Тревожным фактором, на наш взгляд, является то, что учитель нигде не фигурирует ни как пример, ни как авторитет, т. е. можно говорить о снижении значимости учителя, школы, а также отсутствии других значимых взрослых. У воспитанников детских домов структура референтной группы менее определенная и расплывчатая. Для них значимыми в разных ситуациях выступают друзья, братья, сестры, воспитатели, знакомые взрослые и даже родственники, с которыми подростки почти не видятся. С друзьями воспитанники учреждений, также как и «семейные» подростки чаще откровенны, делятся с ними радостями и рассказывают о неприятностях, в меньшей степени обращаются в трудных жизненных ситуациях и за советом, еще реже они могут быть примером в жизни. 69, 2% воспитанников считают, что воспитатели могут указать им на их недостатки и они их послушаются; 46% обратятся к воспитателям в трудных жизненных ситуациях, примерно треть - обратится за советом, если решатся изменить свою жизнь, расскажут о радостных событиях и неприятностях и откровенны с ними. Большее значение, чем для подростков из семьи, имеет общение с братьями и сестрами. Также в некоторых ситуациях для воспитанников значимыми людьми выступают знакомые взрослые, в т. ч. директор, психолог, педагог и др. Для довольно большой группы опрошенных не выявляются значимые лица (ответ «никто» в разных ситуациях от 13% до 27% выборов). Таким образом, для воспитанников детских домов существует проблема в выборе значимых для них людей, на которых они могли бы положиться в трудных ситуациях и которые могли бы служить примером и образцом для подражания. Подросток хочет ощущать себя взрослым, самостоятельным. Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания подростка, показателем того, к чему он стремится, а также играет важную роль при формировании ценностных ориентации подростка. Свое представление о взрослости «семейные» старшеклассники связываю в первую очередь с получением необходимого образования и устройством на постоянную работу. А также с созданием собственной семьи и необходимостью отдать за свои поступки. Т. о., стремление получить высшее образование выступает не само по себе, в общей структуре жизненных планов (целей) и представлений о взрослой, самостоятельной жизни. Иное представление о взрослости у воспитанников детских домов: они чаще, чем подростки из других групп, связывают свое представление о взрослости с формальными характеристиками - с достижением совершеннолетия, с получением паспорта, т. е. с достижением ими определенного возраста. Они также связывают свое представление о взрослости с приобретением профессии или устройством на постоянную работу, с созданием собственной семьи (или рождением ребенка) и с необходимостью отвечать за свои поступки. Примерно у трети воспитанников детского дома и подростков из СДД в представление о взрослости входит необходимость заботиться о родителях. В ответе на вопрос, о том, что нужно для того, чтобы жить самостоятельно, быть взрослым подростки отмечают прежде всего - «умение зарабатывать деньги», «иметь постоянную работу и хороший заработок», а также выделяют определенные качества - быть волевым, деловым, не боятся работать, уметь отстаивать свои интересы, быть хорошим профессионалом. Такие ответы характерны как для «семейных» подростков, так и для детей детского дома. Но 22, 7% воспитанников детских домов затруднились ответить на этот вопрос, что может свидетельствовать о недостаточном понимании ими самостоятельной, взрослой жизни. Различий между представлениями девочек и мальчиков в данном вопросе не выявлено, позиции их очень близки. Большинство «семейных» девочек - 80% - ориентированы на самостоятельное обеспечение себя материально. Этим обусловлен их профессиональный выбор - выбираются в основном профессии высокооплачиваемые, без романтического ореола. 3. Ценностные ориентации. При выявлении структуры жизненных ценностей подростков с помощью методики Рокича получены следующие результаты. На первом месте у подавляющего большинства опрошенных семейных подростков и воспитанников детских домов (мальчиков и девочек) выступило здоровье. Характерно при этом сами себя подростки считают достаточно здоровыми, что следует из ответов на другие вопросы анкеты. Т. о., здоровье оказалось наиболее значимым для этих подростков. На втором месте у «семейных» подростков - любовь, на третьем - у мальчиков - интересная работа, у девочек - счастливая семейная жизнь. Наличие хороших и верных друзей подростки поставили на 4-е место. У воспитанников детских домов на 2-м месте - «счастливая семейная жизнь, на 3-м и 4-м местах соответственно - «наличие хороших и верных друзей» и «любовь». В числе незначимых у всех подростков оказались - «жизнь полная удовольствий и развлечений», «активная, деятельная жизнь», «творчество» (10-11-12 места соответственно). Причем творчество и активная жизнь поставлены на последние места единодушно, также как на первые места однозначно вышли «здоровье», «интересная работа», «счастливая семейная жизнь», «друзья». Материальная обеспеченность занимает промежуточные позиции. Это предварительные данные, но встает вопрос - что все-таки стоит за тем, что здоровье выдвигается на первое место? Мы имеем дело не с выборкой больных детей, и сами себя они тоже оценивают как вполне здоровых. Возможно этим стоит связь между состоянием здоровья и возможностью получить престижную работу, которая требует необходимого уровня здоровья? Таким образом, значимые ценностные ориентации у подростков из разных социальных групп оказались во многом сходными. Видимо, различия лежат в области глубинных ценностных установок, обусловленных у семейных подростков в основном родителями, у воспитанников интернатных учреждений - воздействием всей системы коллективного воспитания. 4. Семейные установки В структуре ценностных ориентации подростком и его представлений о своем будущем, важное место принадлежит созданию семьи. Пожелание иметь свою семью высказали почти все «семейные подростки» и воспитанники детских домов. 27, 8% детей, живущих в СДД ответили, что «не задумывались об этом», что косвенно свидетельствует об эмоционально-напряженном отношении этих подростков к семье, семейной жизни (это согласуется с данными, полученными по другим вопросам анкеты). Воспитанники детских домов чаще заявляли о намерении создать свою семью в возрасте 20-25 лет (77%), у остальных подростков - примерно одинаково - в возрасте 20-25 и 25-30 лет, при этом девочки чаще указывают возраст 20-25 лет. Т. о., у подростков всех обследованных групп прослеживается четкая ориентация на семью и желание иметь детей - 1-2-х (3-х и более детей - нет ни одного ответа). Определяющим в своем желании создать семью подростки считают «любовь» (93, 5%, 77, 7% и 60% опрошенных, живущих, соответственно в семье, СДД и детском доме). Далее у семейных детей идет «желание иметь детей» (28, 3% выборов), а также «материальный расчет» (17, 3%) и «стремление жить самостоятельно». Воспитанники детских домов считают также важным при решении создать семью «материальный расчет» (27%) и «стремление жить самостоятельно» (18%). В будущей семейной жизни подростки и из семьи, и детского дома считают главным воспитание детей и зарабатывание денег. Для девочек также является значимым содержание дома в чистоте и порядке, для мальчиков - организация досуга. Отвечая на вопрос, что бы они хотели пожелать своим детям, подростки, воспитывающиеся всемье, детском доме прежде всего желают им хорошего здоровья (68, 3%, 63, 7; и 38, 8% выборов соответственно), «быть хорошими и честными людьми» (48, 8%, 50% и 55, 6%), «дружной семьи» (29, 3%, 55%, 38, 8%). Затем у подростков из семьи и СДД идет пожелание «быть хорошо материально обеспеченными» (29, 3% и 38, 8%), а у воспитанников детских домов пожелание «уметь постоять за себя» (50% выборов). То есть, выдвижение «здоровья» на первое место среди жизненных ценностей у «семейных подростков» и воспитанников детских домов не являются случайным, значимость его для дальнейшей жизни подтверждается и в ответах на вопрос о пожеланиях своим детям. Таким образом, обобщая результаты нашего исследования, можно говорить об ориентированности современных «семейных» старшеклассников на освоение профессиональной деятельности, а также создание семьи. Эти традиционные жизненные ценности по-прежнему занимают большое место в структуре их жизненных планов и представлений о будущей взрослой жизни, при этом большое место уделяется профессионализации и связанной с ней хорошей материальной обеспеченности. Такая позиция старшеклассников в отношении своего будущего представляется нам достаточно зрелой и реалистичной. Опрошенные старшеклассники хотят жить самостоятельно, иметь семью, получить высшее образование, профессию и обеспечивать себя сами, при этом они считают себя способными добиться этого и готовы приложить необходимые усилия. Получение хорошего образования, в том числе высшего, является для старшеклассников ценным и высоко значимым. Профессиональная ориентация в основном происходит до окончания неполной средней школы и в 10-й класс приходят те, кто выбрал высшее образование и предполагает на его основе получать будущую профессию. Разброс в выборе профессий достаточно велик, но характерна ориентация на профессии, дающие материальную обеспеченность и социальный престиж - экономист, предприниматель, переводчик. Можно также говорить, что в нестабильном современном социуме источником стабильности для подростков является, прежде всего, семья, поддержка родителей. «Семейные» подростки ориентированы на их мнение по основным жизненно важным вопросам, осознанно принимают материальную поддержку родителей, считая сферой своей самостоятельной жизни проведение досуга. Можно говорить о достаточном развитии у опрошенных «семейных» старшеклассников, на наш взгляд, предпосылок и факторов, обеспечивающих их успешную социализацию, а именно: удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем, реалистичные и адекватные профессиональные и семейные установки. Обследованные нами старшеклассники в целом оптимистично смотрят в будущее, что нашло свое отражение как в ответах на прямые вопросы, так и выявляется косвенным образом, например, в желании иметь свою семью, детей, растить их и воспитывать. У детей, воспитывающихся вне семьи, в интернатных учреждениях, наблюдаются глубокие личностные отклонения. Для них характерна не только задержка физического и психического развития, но и большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми. Большинство подростков-воспитанников детских домов не уверены в себе и своем будущем, они со страхом и пессимизмом ожидают завтрашнего дня. Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать словом «растерянностью» перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество возможностей и различных жизненных путей, но они испытывают определенные трудности в выборе необходимого образования и желаемой профессии. В то же время реализация этого выбора у воспитанников детских домах затруднена и ограничена. Во многом это обусловлено отсутствием у них людей, на помощь и поддержку которых они могут рассчитывать. [1] Дьюи Дж. Введение в философию воспитания / Пер. с англ. М., 1921. С. 52. [2] Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С. 182. [3] Дьюи Дж Введение в философию воспитания / Пер. с англ. М., 1921. С. 22. [4] Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С. 137. [5] Kukartz W. S. Sozialization und Erziehung. Essen. 1969 S 50-51. [6] Дюркгейм Э Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980. С. 219. [7] Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1986. С. 228. [8] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппен-Рейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 113. [9] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. М, 1932. С. 93. [10] Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка / Пер. с фр. СПб., 1997. С. 270. [11] Бандура Л. Теория социального научения / Пер. с англ., СПб., 2000. С. 22. [12] Бронфенбреннер У. Два мира детства Дети в США и СССР / Пер. с англ. М, 1976 С. 98. [13] Там же С. 117. [14] Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ., СПб, 1996. С. 379. [15] Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. С. 96. [16] Там же. С. 96. [17] Андреева Г. М. Психология социального познания. М, 2000. С. 8. [18] Интернализация (от лат interior — «внутренний») — процесс освоения индивидом выработанных обществом норм, ценностей, установок, представлений. [19] Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л И. Анцыферова. М, 1981 С. 4. [20] Мудрик А. В. Социальная педагогика М., 1999. С. 10-11. [21] Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975. С. 70. [22] Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000. Гл. XIV. [23] Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 186. [24] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М, 1968. С. 115. [25] Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. С. 32. [26] Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 томах. Т. 3. М., 1983. С. 144. [27] Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М, 1973. С. 379. [28] Мясищев В. Н. Психология отношений. Воронеж, 1995. С. 16. [29] Например, подросток-мигрант не может знать норм и правил социального взаимодействия в американской public school, но, имея представления о «школах вообще», может, опираясь на них, построить достаточно адекватные формы собственного поведения в новых условиях. [30] «Вторая сторона» социализации — процесс их активного воспроизводства, как правило, в меньшей степени был и остается предметом самостоятельного анализа. [31] Например, через создание новых учебных программ, новых типов образовательных институтов и проч., как это характерно для отечественной системы образования в наши дни. [32] В середине 90-х гг. прирост крайне негативных родительских оценок системы среднего образования составил более 20%. [33] В качестве объектов изучения все чаще выбираются не только детство и отрочество, но и другие возрастные этапы. [34] Начиная с известных исследований Р. Бенедикт, изучавшей национальный характер североамериканских индейцев. [35] Так, подросток признает целесообразность установленного порядка, формулируя суждения типа: «лгать невыгодно — с лгунами меньше дружат». [36] Соответственно, например, оправданием «лжи во спасение». [37] Классические работы Маргарет Мид по культурантропологии представлены на русском языке в кн.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.— Примеч. ред. [38] Цит по: Sindzingre, 1977, р. 66. [39] Описанная Пиаже стадия формальных операций не является универсальной и представляется характерной лишь для ограниченного числа подростков — тех, кто ходит в школу нашей культуры. Представляется неправомерным считать ее всеобщей. [40] Заметим, что наблюдается определенная зависимость между характером политических ориентации учителей и их оценкой причин образовательного кризиса, так, среди учителей прокоммунистической ориентации более 70% считают, что причиной нынешних трудностей системы образования является ослабление порядка в стране. [41] Так, для девушек из материально обеспеченных семей с высоким уровнем образования родителей будущая семейная жизнь выступала как своеобразный компенсатор неудавшейся профессиональной карьеры. [42] Первые три фактора, необходимые для возникновения аффекта неадекватности, были обнаружены нами в предыдущем исследовании [5].
[43] Здесь и далее проценты даются суммарно по трем желаниям. [44] Проценты даются суммарно по трем опасениям. [45] Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX в. М., 1999. С. 158. [46] Анализировались только ответы москвичей, поскольку в Финляндии и Эстонии опрос проводился в столицах, а фактор напряженности, стресса наиболее сильно проявляется в жизни столичных жителей. [47] В дальнейшем анализе эта группа не рассматривается по причине ее статистической ненаполненности при делении на подгруппы по образованию и должностному статусу. [48] В таблице не представлены данные по группе руководителей по причине ее статистической ненаполненности. [49] О применении подобных физических воздействий мы еще поговорим. Они могут как бы срикошетировать, ударить по вам самим в том случае, если вы не продумали их заранее и действуете без полнейшей искренности и уверенности в своей правоте. [50] R. Rosenthal, L. Jacobson. Teacher Expectations for the Disadvantaged. Scientific American, April, 1968, p. 19—23. [51] Данное высказывание принадлежит 3. Фрейду, который оправдывал подчиненное положение женщины в обществе ее психоструктурой. [52] В советской литературе эта проблематика рассматривалась в ряде работ. См., например: Колесов Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. — М/ 1978; Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка — подросток — девушка — М.: 1981; Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. — Л.: 1980. [53] Автор придерживается взглядов Ж. Пиаже на проблему интеллектуального формирования личности, который выделяет ряд универсальных стадий процесса умственного развития у детей и подростков: 1) сенсомоторная стадия — от рождения до двух лет; 2) дооперациональное мышление — от двух до семи лет; 3) стадия конкретных операций — от семи до одиннадцати лет; 4) стадия концептуального мышления (формальных операций) — от одиннадцати до пятнадцати лет. По своим границам стадии эти варьируют у каждого ребенка и являются в значительной мере условными в онтогенезе конкретного индивида. Тем не менее, по мнению Ж. Пиаже, их последовательность и основное содержание носят инвариантный характер. [54] В США существует единый тип государственной школы, в которой осуществляется поэтапное обучение сначала в 6-лет-ыей элементарной, а затем в 3-летней младшей и в 3-летней старшей средней школе. По своей организации школа является многопрофильной, с различными параллельными программами обучения, между которыми сохраняются стыки в виде обязательных для всех учащихся общеобразовательных дисциплин. К таким предметам относятся английский язык, математика, естественные и социальные науки, а также физкультура. В школьной системе США осуществляется дифференцированное обучение, в особенности в старшей средней школе. Из предлагаемых профильных направлений наиболее фундаментальный характер носит программа академической подготовки к колледжу. Однако она рассчитана лишь на ту часть молодежи, которая ставит перед собой цель овладеть более углубленными курсами той или иной области науки. Наряду с академическим профилем в средней школе имеются программы целевой профессиональной подготовки. Такие программы объединяют несколько учебных направлений — индустриальное, дающее учащимся ту или иную производственную специальность; коммерческое, позволяющее приложить силы в делопроизводстве и в торговой сфере, и др. В большинстве городских школ имеется и так называемый общий профиль, дополняющий академическую и профессиональную программы обучения. [55] Изначально Марсиа использовал только две первые темы — идеологию и профессиональный выбор. Сексуальность была введена позднее, чтобы разрешить проблемы различения статусов подростками. [56] Этот термин, менее привычный для французского языка, чем английское moratorium, означает период некоторого “взвешенного состояния” период отсрочки Эриксон утверждает, что отрочество является периодом психосоциального моратория, во время которого любое общество терпимо относится к свободному экспериментированию подростка до окончательного формирования идентичности. [57] См. «The Problem of Ego-Identity», J. Amer. Psa. Assoc, 4: 56-121. [58] Иначе говоря, отсрочки. - Прим пер. [59] См.: Edward Bibring, «The Mechanism of Depression» in Affective Disorders, P. Greenacre (ed.), New York: International Universities Press, 1953, pp. 13-48. [60] См.: Robert Knight, «Management and Psychotherapy of the Borderline Schizophrenic Patient» in Psychoanalytic Psychiatry and Psychology, Austen Riggs Center, Vol. I, R. P. Knight and C.R. Friedman (eds.), New York: International Universities Press, 1954, pp. 110-122, and Margaret Brenman, «On Teasing and Being Teased: and the Problem of «Moral Masochism» also in Psychoanalytic Psychiatry and Psychology, pp. 29-51. [61] Группа меньшинства — это не обязательно меньшая по численности группа. Согласно определению американского социолога Н. Смелзера (1994) — это — низкостатусная группа, члены которой по своим физическим или культурным особенностям отличаются от других членов общества и подвергаются дискриминации. В этом смысле даже черное население Южной Африки в период апартеида можно назвать меньшинством. [62] Необходимо только иметь в виду, что Финни конструировала свою модель, опираясь на результаты исследований этнических меньшинств. А процессы формирования идентичности у детей, принадлежащих к меньшинству и большинству, имеют серьезные различия. [63] «Мораторий Стадия кризиса Индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим» (Бернс, 1986. — С. 203). [64] Например, после распада СССР и снижения статуса русских в странах нового зарубежья они начинают воспринимать культурную дистанцию с украинцами не как близкую, а как среднюю, а с эстонцами — не как среднюю, а как дальнюю (Лебедева, 1997 б). [65] В настоящей работе применены те термины для этнической и национальной идентичности, которые были приняты в западном исследовании, то есть национальная идентичность понимается как гражданская. По сути, в нашей стране, конечно, остается смешанное понимание национальной идентичности как этно-национальной, то есть термин «русский» может быть понят и как национальная, и как этническая идентичность. Такое смешение, кстати, наблюдалось и в западных исследованиях - когда слово «англичанин» понималось и как национальный, и как этнический термин (см. статью М. Барретта в настоящей книге). [66] Это соответствует и западноевропейским данным, полученным на английских и шотландских детях (Wilson H., Barrett M. (1996). [67] Мы особо приносим глубокую благодарность исследователям, собиравшим и анализировавшим данные в Италии и Испании: Лучиано Аркури, Анне Эмилии Берти; Алмудене Гименее де ля Пена, Пабло Беррокалю, Хесусу Канто. [68] Из 97 мл 521 тыс. человек взрослого населения, отвечавших на вопросы переписи, 55 мл 278 тыс. человек заявили о своей вере (зная, что такой ответ им мог в 37-м году стоить жизни и свободы1»), причем, среди сельского населения доля ответивших положительно о своей вере была намного больше - 2/3 крестьян идентифицировало себя как «верующий в Бога» (см «Всесоюзная перепись 1937 года Краткие итоги М, Институт истории АН СССР, 1991. С. 106-107) [69] Описание всех вопросов и особенностей выборки см. статью Т. Рязановой, М. Барретта, Е. Сергиенко и др. в настоящем сборнике. [70] Другие карточки, касающиеся веры, - «католик» и «мусульманин»- смоленские дети не выбирали, кроме одного 6-летнего ребенка, выбравшего на 5 позицию карточку «мусульманин», а на 11 позицию он же выбрал карточку «православный» [71] С нашей точки зрения, здесь был бы полезен метод клинического интервью, т е говоря проще, ребенка еще стоило бы порасспрашивать на эту тему. [72] Интересно, как давняя традиция навешать могилы умерших родственников в специальные Родительские дни и на Пасху в советские годы была перенесена и на новые праздники потоки людей отправлялись на кладбища и 7-го ноября, и 1-го мая, и особенно - в День Победы. [73] Раздел написан совместно со ст.н.с. З. И. Пейковой. [74] В смысле «не для всех», поскольку через молодежную субкультуру проходят не все молодые люди. [75] Маринетти Ф. Т. Новая религия — мораль скорости // Современный Запад. Пг.; М., 1923. №3. С. 192. [76] Toffler A. Future Shock. NY, 1970. [77] Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 445. [78] Здесь имеются в виду peer groups, которые мы подробно рассмотрим далее. [79] Allerbeck К. R., Rosenmayer L. Einfü hrung in die Jugendsoziologie. Heidelberg, 1976. S. 84. [80] В этом, а также в возникновении философии постмодернизма заявляет о себе не только инстинкт самосохранения культуры в технизированом, омассовленном мире — проступает и большее: осознание «важности гуманитарного " противовеса"» технократизму, рационализму; потребность противостоять натиску массовой культуры; наконец, необходимость воскресить всю культурную память человечества, подвергая прошлое переосмыслению, дабы с помощью культуры удержать людей от насилия над себе подобными и уничтожения жизни на Земле, помочь народам лучше понять друг друга (Gasche R. The Tain of the Mirror: Derrida and the Philosophy of Reflexion. Cambridge; L., 1985. P. 12). [81] Parsons T. Sozialstruktur und Persö nlichkeit. Frankfurt a. M., 1968. [82] См.: Ausubel D. P. Das Jugendalter: Fakten, Probleme, Theorie. Mü nchen, 1968. [83] Parsons Т. Youth in the Context of American Society // Ericson, Eric (fd.). The Challenge of Youth. NY, 1965; Merton R.K. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1957; Eisenstadt S. N. From Generation to Generation, Clencoe, 1964; Youth Culture in Late Modernity / Ed. by J. Fornds, G. Bolin. NY, 1995. Thornton S. Club cultures. Music, Media and Subcultural Capital, Cambridge, 1995; Griffin C. Representation of Youth. The Study of Youth and Adolescence in Britain and America. Cambridge, 1993. [84] О концепции К. Левина см.: Kreutz H. Soziologie der Jugend. Mü nchen, 1974. [85] В данном случае имеется в виду один из вариантов перевода на русский язык названия фильма, снятого по одноименной книге Кена Кесси «Пролетая над гнездом кукушки» (Kessey К. One Flew over the Cuckoo's Nest). В нем название было переведено как «А этот выпал из гнезда». [86] Здесь существует и очень большая опасность ухода молодого человека в одну из многочисленных религиозных сект, которые ориентированы на Молодежь. (О молодежных религиозных сектах см.: Левикова С. И. Молодежная культура. М, 2002. Гл. 5. § 2: Молодежные религиозные культы.) [87] Первый Всемирный конгресс сторонников мира. М., 1950. С. 24. [88] См.: Lipset S. M., Schaflander G. M. Passion and Politics: Student Activism in America. Boston; Toronto, 1971. P. 188. [89] В частности, см.: Howard J. R. The Cutting Edge. Social Movements And Social Change in America. Philadelphia, 1974. [90] Башлачев А. Игра в бунт // Алфавит (Москва). 2000. № 045. 9 ноября. [91] Молодым дерзать в будущем веке // Парламентская газета. М., 2000. № 219. [92] См.: https://subculture.narod.ru/texts/symbolism/introl_l.htm [93] Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993. С. 8. [94] Там же. [95] Янг (Young) Роберт (род. 1907) — американский актер. В роли доктора Маркуса Уэлби в одноименном телесериале выступает с 1947 г.— Примеч. пер. [96] Ландерс (Landers) Энн (род. 1918)—американская журналистка, автор нескольких книг, в том числе «Подростки и секс». — Примеч. пер. [97] Обусловленные культурой различия в предоставлении помощи описаны в работе. Feldman R Response to compatriot and foreigner who seek assistance//Journal of Personality and Social Psychology. 1968. N 10. [98] Различия в реакции на боль у представителей различных субкультур в Соединенных Штатах описаны в книге Zborowski M. People in pain San Francisco, 1969. [99] Caudill W. A., Schooler С. Child behavior and child rearing in Japan and the United States: An interim report//The Journal of Nervous and Mental Disease. 1973. N 157; Caudill W. A. General culture: The influence of social structure and culture on human behavior in modern Japan//Ibid. [100] О влиянии культурных ценностей на возникновение психопатологии в Японии и на Тайване см.: Hsien R., Schooler С, Caudill W. A. Symptomatology and hospitalization: Culture, social structure and psychopathology in Taiwan and Japan//The Journal of Nervous and Mental Disorders. 1973. N 157. [101] Сравнение понятий застенчивости и стыда в японском языке было дано доктором Хатано в личной беседе. Он же рекомендовал мне классическую работу Рут Бенедикт «Хризантема и меч», в которой дан блестящий анализ японской культуры. Не зависимым подтверждением высокого уровня застенчивости среди японцев явились данные, полученные Мичиру Сагава при обследовании 614 японцев и 351 американца. Неопубликованные данные диссертационного исследования миссис Сагава вполне согласуются с полученными нами. Она расценивает застенчивость у американцев как выражение каких-то особенностей личности или темперамента, тогда как для японца застенчивость — это проявление страха нарушить социальные нормы. [102] См.: Но D. Y. F. Prevention and treatment of mental illness in the People's Republic of China//American Journal of Orthopsychiatry. 1974. N 44. [103] Кибуц — община совместно проживающих и совместно трудящихся граждан, объединенных общим бюджетом и разнообразными социальными, религиозными и культурными программами; форма коллективного общежития в Израиле.— Примеч. пер. [104] Обзор исторических, социальных и психологических аспектов понимания застенчивости у евреев можно найти в книге: A. Jams, J. Marcus, J. Oren, Ch. Rapaport (Eds.)- Children and families in Israel: Some mental health perspectives. N. Y., 1970. [105] Средний возраст пациентов клиники питания — 35 лет. [106] Верхняя строка относится ко всей выборке военных, моряков (средний возраст — 26 лет); нижняя относится к подгруппе 18—21-летних. [107] Прим.: данное сообщение основывается на социальном обследовании, проведенном в 1946 году. [108] Достоверность различий определялась по критерию Стьюдента для количественных и качественных признаков. [109] Сохраняется стиль самоописания, имеется в виду «через 5 минут после подъема [110] Важно подчеркнуть различия между первой и второй группами. Если в первой речь идет об общем эмоциональном отношении к себе (я себя люблю/не люблю), то во второй акцент делается именно на оценке [111] Сопоставление не означает, конечно, что подросток в обоих «автопортретах» описывает себя одинаковым образом. Такое совпадение могло быть частичным. Нас в данном контексте интересовал сам факт совпадения. Вместе с тем отметим, что количество совпадающих моментов, как правило, превышало количество несовпадающих [112] В данном случае мы используем принцип подсчета не по числу высказываний, а по количеству испытуемых, которые хотя бы один раз написали о соответствующем намерении, так как при этом картина оказывается более очевидной. Принципиально же в обоих случаях данные совпадают.
|