Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление биржей
В первые два года биржевого движения (1990—1991 гг.) еще отсутствовала законодательная база для развития товарных бирж, что затрудняло государственное регулирование и контроль биржевой торговли, зачастую создавая ситуацию беспорядка и хаоса на товарном рынке. Первый проект Закона РСФСР " О товарной бирже и биржевой торговле" был подготовлен еще в июле 1990 г. Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках (Казахстан, Латвия), а также проекты нормативных актов, исходившие от самих бирж. Но все они, к сожалению, так и остались в то время проектами. Первым документом, регламентирующим биржевую деятельность, стало Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. " О деятельности товарных бирж в РСФСР", которое утвердило Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. Приказом Государственного Комитета по антимонопольной политике в мае 1991 г. было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Однако эти документы регулировали лишь самые общие моменты деятельности бирж и оставляли нерешенными многие важные вопросы. В настоящий момент основным нормативным документом, регулирующим биржевую торговлю, является Закон РФ " О товарных биржах и биржевой торговле", вступивший в силу с 1 марта 1992 г. Основной идеей закона стало положение о том, что участие в бирже является не формой капиталовложения, а средством получения прибыли от собственно посреднической деятельности. Конечным результатом последовательного проведения этой идеи в жизнь было бы формирование биржи как бесприбыльной, некоммерческой организации. Однако на момент принятия Закона введение исключительно такого статуса для российских бирж не было целесообразным. Поэтому в Законе предусматривалась возможность создания биржи в форме как коммерческой, так и некоммерческой организации. Другим важным положением Закона стало довольно строгое определение понятия биржевых товаров и прямой запрет на совершение биржевых сделок в отношении отдельных видов имущества. Эта мера была направлена на приближение уровня биржевой торговли к классическому образцу. Из сферы деятельности товарной биржи были исключены торговая и инвестиционная (с 1 января 1994 г.) деятельность, а также иная деятельность, непосредственно не связанная с организацией биржевой торговли. Биржевой товар определяется в Законе как не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе это может быть стандартный контракт или коносамент на указанный товар. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности. Закон определил и основы управления товарными биржами. Высшим органом управления при всех правовых формах бирж является общее собрание. К его исключительной компетенции относятся: • осуществление общего руководства деятельностью биржи, определение ее целей и стратегии развития; • определение правил внутреннего распорядка; • утверждение, изменение и дополнение учредительных документов; • выборы и утверждение биржевого комитета, биржевого совета и ревизионной комиссии. Постоянно действующими органами управления биржей являются; биржевой комитет и исполнительная дирекция (в ТОО и 000); биржевой совет и правление (в АО). Биржевой комитет (совет) по сути подобен наблюдательному совету, представляющему всех членов и охраняющему их интересы. Осуществляет текущий контроль за деятельностью биржи и обычно проводит еженедельные заседания. Это контрольно-распорядительный орган текущего управления, имеющий право решать любой вопрос, не входящий в компетенцию общего собрания. Функции комитета: • заслушивать отчеты исполнительной дирекции (правления), вносить поправки к правилам торговли; • подготавливать решения общего собрания; • устанавливать порядок и сроки внесения дополнительных вкладов в уставный капитал, размеры всех взносов, выплат, денежных и комиссионных сборов; • подготавливать решения о приеме новых членов, создании и прекращении дочерних предприятий, филиалов и представительств; • утверждать дни и часы биржевых торгов, курсовых дней, наблюдать за котировкой цен, изданием биржевого бюллетеня и т.д. Решения биржевого комитета обязательны для всех членов и сотрудников. Главное отличие биржевого комитета (совета) от других постоянно действующих структур заключается в том, что это выборный орган. Он состоит из полномочных представителей членов-участников, а также квалифицированных специалистов, не имеющих статуса полномочных представителей. Обе категории лиц, входящих в биржевой комитет, должны пройти процедуру выборов на общем собрании. Собрание назначает главу исполнительной дирекции (правления) и его заместителей, которые набирают сотрудников отделов биржи. Руководят деятельностью дирекции (правления) в наших условиях либо президент либо главный управляющий. Правление — орган текущего непосредственного руководства, состоит в отличие от биржевого комитета либо из назначенных, либо принятых по найму лиц. Исключение составляют председатель арбитражной комиссии и его заместители, которые выбираются арбитрами, а не членами биржи. Текущая организационно-хозяйственная деятельность включает: • разработку программ биржевой деятельности и процедур биржевых торгов: • налаживание взаимодействия между членами биржи; • установление связей с партнерами; • ведение финансового, бухгалтерского и статистического учета; • предоставление платных услуг; • контроль за соблюдением правил торговли и оформление сделок; • обучение сотрудников биржи. Исполнительная дирекция самостоятельно определяет численность сотрудников и их структуру, уровень оплаты труда, их права и обязанности. Исполнительный директор (президент) полномочен действовать от имени биржи без доверенности, представлять ее во всех государственных органах, учреждениях, заключать договоры, распоряжаться имуществом и средствами биржи. На отечественных биржах существуют и специальные коллегиальные органы, такие, как арбитражные комиссии, экспертные бюро. Принятие биржевого законодательства вызвало дальнейшие изменения в деятельности товарных бирж. Многие биржи отказались от выплаты дивидендов и перешли к бесприбыльной форме организации товарной биржи. Первой к такой форме перешла РТСБ. Ее концепция " нулевых дивидендов", о которой было официально объявлено еще в 1991 г., стала в то время сенсацией, но вскоре примеру РТСБ последовали и другие биржи. Изменилась целевая ориентация участников биржевой торговли: они стали стремиться извлечь прибыль не из вложения средств в биржу, а из проводимых ими на бирже посреднических операций. Многие биржи стали менять ассортимент товаров, обращавшихся на бирже, отказываясь от небиржевых товаров, занялись разработкой стандартных контрактов. В 1993 г. пополнилась законодательная база организации срочной торговли — было разработано и утверждено " Временное положение о клиринговом учреждении". Начиная с 1993 г. в деятельности российских бирж наблюдаются существенные перемены. Прежде всего отмечалось резкое падение деловой активности, снижение биржевых оборотов, а затем и закрытие целого ряда бирж. Причин для этого было несколько: начавшаяся либерализация цен и экономическая реформа, снятие ряда ограничений деятельности промышленных предприятий, изменения в системе налогообложения. Начавшуюся после принятия Закона РФ " О товарных биржах и биржевой торговле" перерегистрацию бирж прошли далеко не все организации, называвшие себя на тот момент биржами. Так, к середине 1992 г. перерегистрировано было только около 270 бирж. А на начало 1995 г. в России, по данным Роскомстата, насчитывалось 160 бирж.
|