Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Товарные биржи в СССР
Товарные биржи после революции 1917 г. возникли и росли с развитием товарооборота и расширением рынка. Введение НЭПа в 1921 г. ознаменовалось открытием бирж. Характерно, что этот процесс шел не по приказу сверху, а по инициативе местных торгующих организации. В период с июля по декабрь 1921 г. учреждением бирж повсеместно занимались кооперативные организации. В июле 1921 г. в Саратове открылась первая биржа, а за весь 1921 г. их стало шесть (в том числе возродилась Московская товарная биржа). В то время государственная торговля была в зародышевом состоянии, а непосредственно государственная промышленность на рынке еще отсутствовала. В 1921 г. Президиум ВСНХ предложил всем организациям стать членами бирж, посещать биржевые собрания, все торговые операции производить преимущественно на бирже и руководствоваться биржевыми ценами. Ни одно учреждение или предприятие не имело права реализовывать свою продукцию по ценам ниже биржевых. С февраля 1922 г. начинается более интенсивное развертывание биржевой сети. На рынке появились, кроме кооперативных организаций, государственная торговля и промышленность. Эти три группы главных участников рыночного оборота становятся организаторами бирж. К концу 1922 г. их общее количество достигло 70. В основном биржевая сеть была построена. В августе 1922 г. Совет труда и обороны (СТО) издал положение о товарных биржах. С этого момента они находились в ведении Комиссии внутренней торговли при СТО. В этот период на биржах было малолюдно, средняя посещаемость большинства бирж за день исчислялась единицами, а крупнейших — десятками лиц. Среди товаров биржевого оборота преобладали продовольствие и фураж, составлявшие свыше 50% оборота, а на некоторых биржах — до 80%. За продовольствием следовали текстиль, сырье, металлические и кожевенные товары, топливо. Главным участником биржевого рынка были госорганы, совершавшие сделки в основном как покупатели. Доля частных лиц была весьма незначительна. Это объяснялось причинами как объективного, так и субъективного характера: их реальной немногочисленностью на оптовом рынке и боязнью выявить на бирже свои обороты. Число бирж в расцвет НЭПа достигло 114, т.е. дореволюционного уровня. В эти годы российские традиции биржевого дела использовались достаточно успешно, так как к тому времени сохранились еще опытные кадры. Из 338 членов биржевого сообщества ядро составляли 45 старых маклеров, сумевших передать новым участникам свои знания. 1 сентября 1922 г. появилось постановление СТО об обязательной регистрации на бирже всех заключенных госорганами сделок вне биржи. Это постановление являлось весьма существенным дополнением к первому постановлению СТО " О товарных биржах". Предусматривалось, во-первых " вытащить" госорганы на биржу и, во-вторых, наблюдать за госторговлей. Предполагалось, что принудительная регистрация внебиржевых сделок отсечет основной мотив уклонения от биржи, заключавшийся в желании скрыть условия сделки. Теперь же это не имело смысла, так как в регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались и оценивались с точки зрения их экономической и коммерческой целесообразности. Регистрация внебиржевых сделок способствовала оздоровлению госторговли и росту биржевых оборотов. Регистрационные бюро указывали организациям на большую выгодность заключения для них тех или иных сделок биржевым путем. Применялось и экономическое стимулирование к заключению биржевых сделок посредством более высоких ставок сборов с внебиржевых операций при их регистрации. Но коммерческая практика опровергла эти расчеты. Разница в сборах не играла решающей роли в выборе пути заключения сделки. Однако методы функционирования советской биржи значительно отличались от методов зарубежных бирж, а круг функций советской биржи был значительно шире. И то и другое вытекало из экономической природы советской биржи. Советская биржа была не только организованным рынком, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли. В отличие от зарубежной советская биржа — организованный рынок по преимуществу государственных и кооперативных организаций. Здесь сделка почти всегда имела за собой реальный товар. Особенностью советской биржи была и ее универсальность — торговля всеми товарами, а не только заменяемыми. Все советские биржи являлись общими, но иногда разбивались на отдельные товарные секции (отделы) по соответствующим группам товаров. Высшим руководящим органом биржи было общее собрание. Биржевой комитет избирался общим собранием членов биржи из своей среды, причем уставом каждой биржи предусматривалось, какое количество членов должно быть избрано от государственной, кооперативной и частной торговли. Выявлением биржевых цен занимались котировальные комитеты, члены которых назначались биржевым комитетом из числа членов и постоянных посетителей биржи. Котировальные цены выводились на основании не только биржевых, но и внебиржевых сделок. Значительные трудности представляло выведение котировочной цены при наличии разрыва цен между государственным и частным рынками, в связи с чем некоторые биржи прибегали даже к выведению двух справочных цен: для частного и для государственно-кооперативного рынка. Для разрешения споров, возникавших по сделкам, при товарных биржах функционировали арбитражные комиссии, действовавшие на основании особой инструкции СТО. При биржах существовали и вспомогательные институты для обслуживания разнообразных потребностей клиента биржи. По статистическим данным, летом 1925 г. на биржах СССР действовали три вспомогательных института: бюро экспертизы, консультационное налоговое бюро и транспортно-справочное бюро. Существовали также бюро бухгалтерской экспертизы, аналитические камеры и товарные музеи. Существование при биржах бюро регистрации внебиржевых сделок являлось также организационной особенностью советских бирж. На советской бирже несмотря на хронический товарный голод заявки предложения превышали заявки спроса (так, например, в среднем за первое полугодие 1925 г. — на 25%). В организации заключения сделок на биржах главная роль принадлежала маклерам. Советские маклеры, как и маклеры иностранных бирж, также получали куртаж — процентное отчисление с суммы совершенной сделки, уплачиваемое сторонами. На крупных биржах для обслуживания отдельных товарных групп со временем начали появляться специальные маклеры. Они становились как бы маклерами отдельных рынков, организованных в секции. Но общей схемы организации маклериата не существовало, она зависела от местных особенностей бирж и персональных достоинств маклеров. В целом государственное вмешательство в деятельность бирж было намного сильнее при НЭПе, чем до революции, но его все-таки нельзя считать всеобъемлющим. Лишь в 30-е годы с воцарением командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно подавлены. В 1927 г. на заседании Совнаркома выступил С. Орджоникидзе, который обосновал пересмотр функций бирж и их сети. Вывод его доклада заключался в том, что усиливающееся государственное регулирование торговли до крайности сужает работу бирж, поэтому функции последних должны быть пересмотрены, а сеть их должна быть максимально сокращена. Было принято решение оставить биржи лишь в наиболее крупных узловых торговых пунктах (таковых оказалось 14). Последние советские биржи были ликвидированы в 1929—1930 гг.
|