Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и регулирование деятельности российских бирж






 

Организация российских бирж регулировалась частично в порядке общего торгового законодательства, а частично путем утверждения отдельных бирж.

Законы, касающиеся бирж и связанных с ними установлении, содержались в статьях Торгового Устава, изданного в 1903 г.

Высшее заведование российскими биржами было сосредоточено в Министерстве торговли и промышленности в отделе торговли. Единственное исключение в этом отношении было допущено для Фондового отдела Санкт-Петербургской биржи, который находился в ведении Министерства финансов.

Однако в целом административное вмешательство в деятельность российских бирж было поставлено законом в сравнительно тесные рамки, и биржи можно было рассматривать как самоуправляющиеся учреждения.

Согласно законодательству, функция содействия биржам была возложена на органы городского общественного управления. Это содействие проявлялось в различных формах. Городское управление нередко бесплатно отводило участки земли под постройку биржевого здания, предоставляло бирже в безвозмездное пользование принадлежащие городу здания, воздвигало на свои средства под биржу специальные помещения и т.д. Такое отношение городов к нуждам бирж помимо указаний закона объясняется общностью задач с городским управлением, поскольку дело касалось интересов торговли и промышленности. По определению закона, " биржи суть сборные места или собрания принадлежащих торговому классу лиц для взаимных по торговле сношений и сделок".

Уставы бирж часто несколько расширяли это определение, указывая, например, на то, что биржа есть также место получения необходимых сведений по торговле и промышленности, что ее цель — упорядочение местной торговли и пр. Но все эти добавления не меняли основной идеи российского законодательства о том, что биржи суть профессиональные собрания купечества.

Однако эта мысль не выдержана самим законодательством. Так в ст. 660 Устава Торговли сказано, что право " посещать биржу и производить на ней со взносом установленной биржевым обществом платы торговые дела имеют лица всех состояний в пределах торговых прав, каждому из них по закону принадлежащих". Таким образом, из собраний принадлежащих к торговому классу лиц биржи по смыслу этой статьи превращаются в предназначенные для торговых дел бессословные и внеклассовые собрания.

Мысль о биржах как профессиональном собрании купечества не была выдержана и в уставах.

Согласно последним вся биржевая публика, в состав которой могли входить также иностранцы и женщины, разделялась, если из нее исключить должностных лиц, на три категории " посетителей": случайных, временных и постоянных. Постоянные посетители в свою очередь состояли из двух групп. Одна — все несамостоятельные биржевые деятели, такие, как приказчики, конторщики и артельщики, другая — самостоятельные, заключавшие сделки лично или через уполномоченных лиц от своего имени. Все категории посетителей имели (при соблюдении требований положения о государственном промысловом налоге) одинаковое право на участие в биржевом обороте, так как ни закон, ни уставы нигде не упоминают о каких-либо преимуществах в этом отношении той или иной категории посетителей.

Единственным условием для проведения торговых операций на бирже признавалось наличие торговых прав. Обладающий этими правами, если он заявил о себе администрации биржи и получил соответствующий входной документ, т.е. выполнил требуемую формальность, имел право и на участие в биржевом обороте.

На биржу не допускались:

• лица, подвергшиеся суду за преступные действия, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а также за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного посредством обмана имущества и ростовщичество, когда они -судебным приговором не оправданы;

• лица, состоящие под следствием или судом по обвинению в означенных преступных деяниях;

• лица, признанные несостоятельными;

• лица, по чьим делам учреждена административная опека.

Для того чтобы стать членом биржевого общества, необходимо было удовлетворять следующим условиям:

• в качестве постоянного посетителя биржи уплачивать установленный ежегодный взнос в пользу биржи;

• принадлежать к кругу промысловых деятелей, на которых указывает устав как на возможных кандидатов в члены биржевого общества;

• быть принятым в члены биржевого общества в порядке, предусмотренном уставом данной биржи, или во всяком случае зачисленным в это общество по заявлению.

Для обсуждения дел, имеющих общий интерес, члены биржевого общества собирались на общее собрание, или сходы. Они бывали очередными (один или два раза в год) или чрезвычайными, созываемыми по мере надобности. В компетенцию общих собраний входило:

• постановить приговоры обо всем, что касается устройства и порядка биржевых собраний, удобства и облегчения биржевых сделок;

• проводить выборы на должности, замещение которых предоставлено биржевому обществу;

• разрешать окончательно вопросы о принятии в члены биржевого общества и об исключении из состава его;

• распоряжаться по своему усмотрению суммами, принадлежащими бирже, приобретать разного рода движимое и недвижимое имущество, равно его отчуждать и закладывать;

• обращаться в соответствующие органы с ходатайствами о нуждах торговли, промышленности, сельского хозяйства и судоходства;

• утверждать сметы доходов и расходов на предстоящий год, а также отчеты о деятельности биржи за истекший период.

Дела в общих собраниях решались открытым или закрытым голосованием по усмотрению собрания простым большинством наличных голосов, причем законным кворумом признавалось присутствие не менее 1/3 всех членов общества. Но по делам, касающимся обложения членов новым сбором, изменения размеров прежнего сбора, расходования капиталов общества, изменения и дополнения устава биржи признавались действительными решения лишь в том случае, если они были приняты 2/3 наличных членов.

На Санкт-Петербургской, Московской и Киевской биржах биржевое общество управлялось выборными представителями, избираемыми на три года и именовавшимися в Санкт-Петербурге " гласными", а в Москве и Киеве — " выборными". В Санкт-Петербурге они избирались только купцами, принадлежащими к 1-й гильдии, а в Москве и Киеве — всеми членами биржевого общества из его состава.

Для представительства биржевого общества во внешних сношениях и для управления его делами при всех российских биржах существовал биржевой комитет. Он состоял из председателя и определенного числа членов, называвшихся биржевыми старшинами. Кроме того, на правах непременного члена в состав биржевого комитета входил, согласно большинству уставов, старший маклер, или гоф-маклер. Председатель и члены биржевого комитета избирались общим собранием членов биржевого общества, а на Санкт-петербургской. Московской, Киевской и Нижегородской биржах — общим собранием представителей биржевого общества.

Старший маклер, или гоф-маклер, избирался из числа состоящих на бирже маклеров биржевым обществом. Иногда в уставах указывалось, что председатель биржевого комитета, старший маклер, а также биржевые старшины (все или часть) должны быть из христиан и состоять в русском подданстве. Избранные председатели биржевого комитета и биржевые старшины не утверждались правительственной властью, старший же маклер мог вступить в должность только после утверждения правительственным органом, а в Санкт-Петербурге и Москве гоф-маклер прямо назначался министерством.

Обязанности биржевого комитета определялись уставами неодинаково, но всегда очень широко. К этим обязанностям относилось представление сведений правительственным органам, попечение и поддержка местной торговли, промышленности и судоходства; составление правил биржевой торговли и свода местных торговых правил и уложений; проверка знаний избранных в биржевые маклеры кандидатов; посредничество в спорах по торговым сделкам, заключенным как на бирже, так и вне ее; надзор за соблюдением порядка в биржевых собраниях и правил биржевой торговли; проведение выборов в должности, прием новых членов в общество и их исключение; издание биржевых бюллетеней; заведование имуществом биржи; составление годовых отчетов о деятельности и др.

Дела в биржевом комитете решались простым большинством голосов, но для практической силы постановлений, касающихся особо важных дел, в частности, приема в члены биржевого общества и исключения из него, было необходимо только квалифицированное большинство и увеличенный кворум.

Жалобы на постановления биржевого комитета подавались общему собранию биржевого общества, а жалобы на это собрание — отделу торговли Министерства торговли и промышленности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал